Jaguar f-type. Необычный «эф-тайп» отличается от серийного оформлением — в частности, ливреей в цветах проекта Bloodhound SSC.

Купе Jaguar F-type Bloodhound привлечёт внимание к рекорду

Леонид Попов, . Фото и иллюстрации: Jaguar, Flock and Siemens, Stefan Marjoram

Необычный «эф-тайп» отличается от серийного оформлением — в частности, ливреей в цветах проекта Bloodhound SSC.

Компания Jaguar покажет купе с длиннющим полным именем F-type R AWD Bloodhound SSC Rapid Response Vehicle на шоу MotoFest в Ковентри 30 мая. Этот автомобиль — мобильная реклама британского проекта Bloodhound SSC по установлению абсолютного рекорда скорости на суше. Фирма Jaguar участвует в нём, предоставив свой инженерный потенциал, вспомогательное оборудование и... двигатель. Правда, не тот, который будет ускорять уникальный автомобиль. Впрочем, обо всём по порядку.

Почти 13-метровая «сигара» Bloodhound SSC (на заднем плане — полноразмерный макет, сам автомобиль ещё достраивается) приводится в движение турбореактивным двигателем Eurojet EJ200 от истребителя Eurofighter Typhoon, развивающим тягу в 90 кН. Колёсная база достигает почти девяти метров, колея спереди составляет около метра, а сзади — более двух.

Параллельно с реактивным движком (он занимает верхнюю часть кузова) будет работать гибридный ракетный двигатель фирмы Nammo (твёрдое топливо плюс жидкий окислитель), с тягой 120 кН (он расположился сзади внизу). Итого — 21 тонна-сила тяги. Она потребуется, чтобы развить намеченные 1690 км/ч!

Проектом руководит Ричард Ноубл, обладатель ряда рекордов скорости на суше и соавтор нескольких уникальных машин. В том числе он является одним из отцов-создателей предыдущего монстра Thrust SSC. Под его управлением в течение нескольких лет в Британии шла разработка и постройка сверхзвукового автомобиля Bloodhound SSC, оснащённого тремя двигателями. Но мы пока упомянули лишь два. Третий — это ДВС, раскручивающий топливный насос для ракетного движка. Мотор нужен немаленький, ведь окислитель будет подаваться в камеру сгорания десятками литров в секунду.

Корпус технического чуда построен по технологиям Формулы-1 из углепластика, однако днище собрано из титановых и стальных пластин, им предстоит противостоять сверхзвуковой «пескоструйной обработке» при максимальной скорости автомобиля.

Первоначально планировалось поставить сюда атмосферный двигатель Cosworth V8 2.4 с пиковой отдачей более 700 л.с. при 18 000 об/мин, но после присоединения Ягуара к проекту план поменялся: за насос ракетного двигателя будет отвечать мотор Jaguar, тот самый 550-сильный компрессорный V8 5.0, что стоит на «эф-тайпе». Этот агрегат займёт место почти в самом в центре кузова.

Кокпит пилота. Рулевое колесо выполнено из титана методом 3D-печати. Кнопки на руле управляют запуском и оборотами ДВС, подключением ракетного насоса, радиокоммуникацией пилота и команды, раскрытием двух аэродинамических тормозов и двух раздельных парашютных систем. Левая педаль — колёсные тормоза (можно применять ниже 400 км/ч), правая — тяга реактивного двигателя. Рычаги слева — аварийная механическая система выпуска парашютов, справа — аварийная блокировка подачи горючего в двигатель Eurojet.

Центральная часть кузова (а можно сказать, и фюзеляжа) скрывает каркас из титана и алюминия, очень похожий на «скелет» истребителя. Подвеска — на двойных поперечных рычагах спереди и сзади. Колёса — 90-сантиметровые (один металл, никаких шин), кованые, из алюминиевого сплава, массой около 100 кг каждое. Они рассчитаны на вращение с частотой выше 10 000 об/мин, при которой перегрузки на ободе составят 50 000 g. Ещё занятный факт: лобовое стекло толщиной 25 мм должно выдержать столкновение с 800-граммовой птицей на скорости 1600 км/ч.

Вести Bloodhound SSC будет пилот королевских ВВС Энди Грин, нынешний обладатель рекорда скорости на земле (первый сверхзвуковой автомобиль в мире — Thrust SSC, 1228 км/ч, 1997 год).

Автомобиль получил имя «Бладхаунд» вовсе не от названия породы собак — в честь ракеты ПВО Bristol Bloodhound 2, стоявшей на вооружении Великобритании в 1960–1991 годах. Она могла достичь скорости звука за 2,5 с после запуска. Что касается Bloodhound SSC, то по расчётам этому автомобилю понадобится чуть более 40 секунд, чтобы разогнаться с нуля до максималки. Ускорение при этом составит 2,5 g. Но после выпуска парашюта, создающего тормозное усилие в девять тонн, замедление будет ещё внушительнее — до 3 g.

Построить за 90 секунд... Авторы проекта на днях опубликовали видео сборки рекордного аппарата. Она доверена объединённой команде техников, электриков и инженеров британских ВВС и армии.

Компания Jaguar прошлой осенью поучаствовала в испытании системы связи машины и командного центра. Казалось бы, в чём тут может возникнуть трудность? Дело в том, что основана эта система на технологиях 4G LTE, только адаптированных.

В разработке и создании Бладхаунда принимало участие несколько десятков фирм. Одни поставляли электронику, другие — электрику, третьи отвечали за лёгкие сплавы, четвёртые — за моделирование, пятые — за софт и так далее.

Созданным специально под проект передатчикам и приёмникам потребуется перекачивать сигналы с 300 сенсоров в машине (это вдвое больше, чем в болиде Формулы-1), а также переговоры пилота и команды, плюс потоковое видео высокого разрешения (720p) с бортовой камеры. И всё это при перемещении передатчиков выше скорости звука. Но пока готовой машины не было, пришлось воспользоваться необычным сочетанием транспортных средств. Часть радиоэлектронного оборудования была смонтирована на Ягуаре XF, ещё часть на «эф-тайпе», а ещё — на реактивном самолёте L39.

В ходе теста самолёт пролетал на скорости 926 км/ч на высоте всего шесть метров над землёй почти точно над парой Ягуаров, двигавшихся в противоположном направлении. Суммарная скорость 1046 км/ч позволила проверить работу электроники и антенн, отсутствие взаимных помех разных типов передатчиков и так далее.

Сейчас проект подошёл к критической стадии: в ближайшее время машина должна быть полностью достроена и выведена на первый тест. Сначала её опробуют на скромной скорости до 320 км/ч. Когда состоится первая попытка побить рекорд — точно не определено. Но известно, что заезд этот пройдёт уже в нынешнем году, скорее всего, в сентябре. Место — пустыня Калахари. Если в ходе штурма заветного показателя более 1600 км/ч добиться не получится (проектная максималка, напомним, составляет 1690 км/ч), то в 2016 году будет предпринята вторая попытка.

Комментарии 
Поделиться
Лайкнуть
Отправить


Комментарии

Загружаем комментарии...