Британский исследовательский центр компании Jaguar Land Rover представил ряд экспериментальных проектов серии Sixth Sense («Шестое чувство»). Их цель — улучшить концентрацию водителя, отслеживать его состояние здоровья, предотвращать стрессовые ситуации, чтобы в конечном счёте посредством технологий из сфер спорта, медицины и аэрокосмической отрасли повысить безопасность дорожного движения. Новые проекты — это мониторинг частоты сердечных сокращений и дыхания через сенсоры в кресле, отслеживание уровня волновой активности мозга с помощью датчика на руле, а также «предсказательная» информационно-развлекательная система.
Наиболее интригующий проект называется Mind Sense. В него вовлечены ведущие нейробиологи. Речь идёт о постоянной электроэнцефалографии (ЭЭГ), то есть о непрерывной регистрации биоэлектрической активности головного мозга водителя в четырёх или более диапазонах частот. Обычно для этого размещают электроды на голове, но в автомобиле такое неприемлемо, поэтому исследователи JLR воспользовались наработками NASA для развития концентрации пилотов и методиками санно-бобслейной сборной США для улучшения фокусировки. Мозговые импульсы отслеживаются через руки встроенными в руль датчиками. Поскольку зондирование происходит далеко от головы, программное обеспечение усиливает сигналы и отфильтровывает фоновый шум. Таким образом борткомпьютер может оценить, насколько водитель сосредоточен на дороге, не замечтался ли, задремал либо отвлёкся. В случае угрозы человека предупредят звуком, светом, вибрациями на руле и акселераторе.
Предсказатель нажатий на дисплей без контакта с его поверхностью можно дополнить тактильной обратной связью с помощью ультразвука: об успешном выборе функции будет свидетельствовать ощущение от прикосновения или лёгкое покалывание на кончиках пальцев. Мониторинг физического здоровья способен не только зафиксировать начало внезапной слабости и тяжёлой болезни, угрожающей вывести водителя из строя, но и измерить уровень стресса, чтобы помочь преодолеть расстройство, например, путём изменения освещения, настроек аудиосистемы и климат-контроля. Какой ещё автопроизводитель, кроме JLR, «лезет» в головной мозг? Навскидку вспоминается Honda, изучающая управление машинами «силой мысли» на примере своего андроида ASIMO. За такими человеко-машинными интерфейсами будущее, и мы ещё не раз о них услышим.