Land rover defender. Учёные в JLR исходят из того, что если водитель вперил взгляд в дорогу, в своих мыслях он может быть далеко — в мечтах, стрессе или полусне. Регистрация ритмов мозга даст компьютеру возможность распознать состояние человека за рулём и предупредить его об угрозе любыми доступными способами.

Ягуары возьмут под контроль активность мозга водителя

Константин Болотов, . Фото и иллюстрации: Jaguar Land Rover

Учёные в JLR исходят из того, что если водитель вперил взгляд в дорогу, в своих мыслях он может быть далеко — в мечтах, стрессе или полусне. Регистрация ритмов мозга даст компьютеру возможность распознать состояние человека за рулём и предупредить его об угрозе любыми доступными способами.

Британский исследовательский центр компании Jaguar Land Rover представил ряд экспериментальных проектов серии Sixth Sense («Шестое чувство»). Их цель — улучшить концентрацию водителя, отслеживать его состояние здоровья, предотвращать стрессовые ситуации, чтобы в конечном счёте посредством технологий из сфер спорта, медицины и аэрокосмической отрасли повысить безопасность дорожного движения. Новые проекты — это мониторинг частоты сердечных сокращений и дыхания через сенсоры в кресле, отслеживание уровня волновой активности мозга с помощью датчика на руле, а также «предсказательная» информационно-развлекательная система.

Predictive Infotainment Screen имеет камеры, следящие за движениями рук водителя, чтобы предсказать, какую кнопку сенсорного дисплея он намерен нажать. Клавиша сработает, когда рука ещё находится в воздухе, на полпути к экрану, которого теперь не нужно касаться. Скорость выбора функции повышается на 22%, следовательно, водитель реже отрывает глаза от дороги.

Наиболее интригующий проект называется Mind Sense. В него вовлечены ведущие нейробиологи. Речь идёт о постоянной электроэнцефалографии (ЭЭГ), то есть о непрерывной регистрации биоэлектрической активности головного мозга водителя в четырёх или более диапазонах частот. Обычно для этого размещают электроды на голове, но в автомобиле такое неприемлемо, поэтому исследователи JLR воспользовались наработками NASA для развития концентрации пилотов и методиками санно-бобслейной сборной США для улучшения фокусировки. Мозговые импульсы отслеживаются через руки встроенными в руль датчиками. Поскольку зондирование происходит далеко от головы, программное обеспечение усиливает сигналы и отфильтровывает фоновый шум. Таким образом борткомпьютер может оценить, насколько водитель сосредоточен на дороге, не замечтался ли, задремал либо отвлёкся. В случае угрозы человека предупредят звуком, светом, вибрациями на руле и акселераторе.

1 — интеллектуальный дисплей с прогнозом нажатия кнопок «в воздухе»; 2 — сенсоры в руле мониторят активность мозга; 3 — датчики в сиденье Wellness Seat контролируют сердце и дыхание; 4 — система обзора отслеживает дорожные знаки и потенциальные угрозы вокруг автомобиля; 5 — «тактильная» педаль газа вибрирует при опасности и сопротивляется нажатию при превышении разрешённой скорости.

Предсказатель нажатий на дисплей без контакта с его поверхностью можно дополнить тактильной обратной связью с помощью ультразвука: об успешном выборе функции будет свидетельствовать ощущение от прикосновения или лёгкое покалывание на кончиках пальцев. Мониторинг физического здоровья способен не только зафиксировать начало внезапной слабости и тяжёлой болезни, угрожающей вывести водителя из строя, но и измерить уровень стресса, чтобы помочь преодолеть расстройство, например, путём изменения освещения, настроек аудиосистемы и климат-контроля. Какой ещё автопроизводитель, кроме JLR, «лезет» в головной мозг? Навскидку вспоминается Honda, изучающая управление машинами «силой мысли» на примере своего андроида ASIMO. За такими человеко-машинными интерфейсами будущее, и мы ещё не раз о них услышим.

Бонус

Пока Jaguar занимается исследованиями, родственный бренд Land Rover празднует на заводе в Солихалле выпуск двухмиллионого Дефендера, который производится уже 67 лет. К этому событию британцы подготовили уникальную версию внедорожника, выпущенную в единственном экземпляре. Её премьера состоится в конце июня на Фестивале скорости в Гудвуде. Номерной знак — дань уважения модели HUE 166, с которой в 1948 году началась история внедорожников Ленд Ровера.

Юбилейная машина отличается роскошной отделкой с массой графики, значков и вышивок. Среди них — алюминиевая табличка с автографами всех, кто участвовал в строительстве автомобиля. Он будет продан на аукционе в декабре, все вырученные средства передадут Красному Кресту в качестве благотворительной помощи.

Комментарии 
Поделиться
Лайкнуть
Отправить

Крупным планом


Комментарии

Загружаем комментарии...