В холле лос-анджелесского отеля с обложек свежих газет глядит Трамп. Кажется, американцы сами ещё не поняли, что жизнь рискует круто измениться, в том числе и автомобильная. Ослабить требования к расходу топлива CAFE, осваивать собственные углеводороды, не закрывать автозаводы ― если сдержать обещания, за электромобилями и гибридами так и останется нынешний один процент рынка США. Буклет об электрическом концепт-кроссовере Jaguar I-Pace печатали ещё до выборов: «в ближайшие десять лет транспорт изменится больше, чем за предыдущие полвека». Ой ли?
Jaguar I-Pace (всё-таки назвали на букву i c намёком на высокие технологии) вызывает желание ускорить ход времени. Первый чисто электрический Jaguar выйдет на рынок, в том числе и российский, во второй половине 2018 года. Концепт очень близок к серийной машине. Внешность экспрессивна: кажется, сейчас зарычит и прыгнет, а не взвоет троллейбусом. Пятиместный салон выглядит проще, линейнее, но, вопреки очень высокому полу, воспринимается просторнее, чем ожидаешь от машины длиной 4,68 метра (она на пять сантиметров короче и уже, чем серийный F-Pace).
Электрическая архитектура развязала руки не только дизайнерам, но и компоновщикам. C одной стороны, тут подвески кроссовера F-Pace ― передняя двухрычажная и задняя многорычажка. С другой — собственная платформа. В основе силовой структуры кузова со смещённой вперёд кабиной ― оригинальный пол собственной ягуаровской разработки с 90-киловаттной батареей. От её алюминиевого корпуса «растут» лонжероны и стойки кузова, а на каждой оси стоит по 200-сильному электромотору с постоянными магнитами (тоже ягуаровскими). Полный привод, половинная развесовка — очень похоже на Теслу!
Аэродинамических ухищрений даже больше. Как на многих средне- и заднемоторных суперкарах, набегающий поток из моторного отсека перенаправлен на крышу через воздуховод в капоте. Огибая покатый прозрачный потолок, воздух плавно уходит вниз по сильно наклонённому заднему стеклу под спойлер-козырёк. На концепте даже стеклоочистителей нет: окна, мол, покрыты водоотталкивающим составом. Здесь и плоское днище, и задний диффузор — а коэффициент аэродинамического сопротивления Сх всё равно составляет 0,29 против 0,24 у кроссовера Tesla Model X.
Jaguar должен набирать 100 км/ч ровно за четыре секунды. Полного заряда при замере по циклу NEDC хватит «не менее чем на 500 км». Если заявленные данные правдивы, то Jaguar малость уступает основному конкуренту: нынешняя Tesla Model X 90D (ёмкость батареи те же 90 кВт•ч), будучи на 35 см длиннее и на треть мощнее, обладает аналогичной динамикой и на 15 процентов большим запасом хода. Впрочем, подождём данных серийной версии Ягуара ― максимальная скорость пока не объявлена вообще, да и технология аккумуляторов может сделать рывок в ближайшие пару лет.
Наверняка именно с оглядкой на Теслу, в подвеске появились пневматические упругие элементы вместо стальных пружин на кроссовере F-Pace. Двери оснащены доводчиками, не удивлюсь, если увижу их и на серийном электромобиле. Ручки выдвижные — сразу вспоминается не столько Tesla, сколько F-type. Из-за высокого пола и большой базы (2990 мм) посадка в салоне ― легковая, с вытянутыми ногами. Jaguar пятиместный, поэтому по объёму заднего багажника опережает семиместную Теслу — достойные 530 литров. Под капотом тоже есть крошечный грузовой отсек на 28 литров.
Мне кажется, ехать I-Pace будет очень интересно. Мы отмечали, как F-Pace сочетает азарт и комфорт, ― а у электрического кроссовера благодаря низкому расположению батареи центр тяжести ниже, а её масса может положительно повлиять на плавность хода. Шины огромны, размером 265/35 R23. Впечатляющие 700 Н•м крутящего момента (как у купе F-type SVR), доступные всегда и везде, без ненужных «переводчиков» вроде вяло раскручивающихся турбин или многоступенчатых «автоматов»… Скорее бы за руль, не думая о степени автоматизации вождения, ― ягуаровцы о ней даже не упоминали.
Нужно ли это новой Америке? Думаю, что маховик электромобилизации набрал такие обороты, что парой слов его не остановить. Можно только порадоваться, какую манящую форму принимают электромобили. К 2018 году подтянутся Audi с Porsche, и Daimler с брендом EQ ― вне зависимости от политики и новых «дизельгейтов», которые тоже обязательно последуют. Лично я жду от Трампа честного, не популистского признания того факта, что экологические тиски давно превысили разумный предел давления на автопром, отсюда и «скандалы, интриги, расследования». Но иначе не родилась бы такая красота, как I-Pace.