Карантин значительно увеличил количество разных онлайн-встреч, семинаров и конференций. Поток информации таков, что не расслабишься. Несколько дней назад я посетил интернет-тренинг компании Jaguar Land Rover, посвящённый её двигателям: их истории, нынешней линейке Ingenium, производственным моментам. О чём-то мы уже писали, о чём-то напишем, но сейчас хочу поделиться любопытным фактом из недавнего прошлого.
Через несколько месяцев, в сентябре 2020 года, героя этой заметки снимут с производства: закроется фордовский моторный завод в британском Бридженде. На смену бензиновой компрессорной V-образной «шестёрке» AJ126 уже приходит рядный шестицилиндровый двигатель Ingenium с комбинированным наддувом и 48-вольтовым гибридным стартер-генератором. Но если новый мотор был заложен в семейство изначально, то уходящий V6, выпускавшийся с 2013 года, рождался в других условиях и стал своего рода техническим курьёзом.
В 2000-х годах Jaguar и Land Rover принадлежали Форду, и моторная гамма сочетала большой двигатель V8 ягуаровской разработки с фордовскими «четвёрками» и V6. Когда в 2008 году объединённый британский автопроизводитель перешёл в руки концерна Tata, настала пора прощаться с двигателями Ford.
Бридженд продолжил только сборку «восьмёрок», да и то на отдельном производстве. К 2009 году мотор V8 сменил поколение, нарастив литраж с 4,2–4,4 л до пяти литров ровно. Выпускавшийся в атмосферном и «компрессорном» вариантах двигатель носил код AJ133. В 2011 году завершились поставки фордовских «шестёрок», относящихся к семействам Duratec и Cologne (в честь Кёльна, где также располагалось производство).
Логично, что свой двигатель V6 надо было делать из «восьмёрки» ― ради унификации и технологичности. Но британские конструкторы не стали убирать два цилиндра, как это делается обычно. Их заложили. Блок цилиндров сохранил архитектуру, хотя ради попадания в трёхлитровый формат диаметр цилиндра и ход поршня нового мотора уменьшили с 92,5х93,0 мм до 84,5х89,0. Коленвал тоже остался прежней длины ― с него исчез четвёртый кривошип, а число коренных подшипников не изменилось. Головки цилиндров «укоротились» на одну четверть. Почти все внешняя навеска перешла на новый мотор AJ126 c AJ133 без изменений.
Поскольку угол развала цилиндров по наследству от V8 остался 90-градусным, для обеспечения равномерности рабочих ходов пришлось применять сложный коленвал со смещёнными шейками и вращающийся балансир для гашения сил инерции первого порядка. «Шестёрка» AJ126 выпускалась только в наддувном варианте, мощностью 340 или 380 л.с. ― настройки зависят в основном от диаметров шкивов привода компрессора типа Roots. Габариты у неё — один в один как у V8, поэтому возможна только продольная установка. Точных данных о массе моторов нет, но оснащённые обоими вариантами легковушки Jaguar (например, F-type, первым примеривший V6) различаются по этому параметру всего на 10–35 кг.