Девятнадцатого апреля 1970 года с конвейера ВАЗа сошли первые седаны ВАЗ-2101, родоначальники классической линейки Лад, ставших целой эпохой в отечественном автопроме. К этому юбилею дочка АвтоВАЗа, «Лада Спорт», приготовила необычный подарок: реплику первого гоночного ВАЗа. Она воссоздаёт раллийную «единичку», которая сотворила сенсацию на марафоне «Тур Европы» (ADAC Rallye Tour d'Europe) 1971 года, завоевав серебро в зачёте команд и второе же место в абсолюте. Специалисты «Лады Спорт» перелопатили и заводские архивы, и частные коллекции снимков, сохранённые ветеранами автоспорта, чтобы по возможности точно воспроизвести раллийную модель. Помогал им в работе исторический клуб Lada History.
Раллийная «единичка», как и полвека назад, не слишком радикально отличается от конвейерных ВАЗов. Стандартный карбюратор уступил спортивным горизонтальным компании Weber, в подвеске — амортизаторы Koni, в багажнике — дополнительный бензобак. Больше перемен оказалось в салоне. Тут стоит болтовой каркас безопасности и гоночные сиденья, смонтированы дополнительные приборы. С аналогичным нехитрым апгрейдом когда-то ВАЗ-2101 был брошен в бой против современных ему представителей европейского автопрома. А в упомянутом ралли участвовали Опели, BMW, Мерседесы, Альфы, Лянчи, NSU, Autobianchi, Шкоды, Симки, Форды, Фольксвагены, Заставы, Дафы, Саабы и Volvo.
Маршрут длиной более 14 000 км проходил по шестнадцати странам Западной и Восточной Европы, включая СССР. Старт был дан в немецком Эрбахе, а финишная черта располагалась в Травемюнде. До него добрались 39 машин из стартовавших 51. Кстати, чистого времени в движении было 200 часов и график был составлен напряжённый, значительные отрезки пути приходилось подолгу держать скорость в 120–140 км/ч, а за опоздание на контрольные пункты начислялись штрафные очки.
После подсчёта штрафных очков оказалось, что среди команд первые два места заняли две группы от объединения «Автоэкспорт». «Золотой кубок» достался спортсменам, выступавшим на Москвичах-412, а «Серебряный кубок» — команде на Ладах. Помимо того, в абсолютном зачёте Tour d'Europe вторую строчку занял экипаж Каститиса Гирдаускаса и Улдиса Мадревица на ВАЗ-2101. Он уступил лишь немцам на автомобиле Opel Ascona с более крупным двигателем (1.6 против 1.2 у ВАЗа).