Первый в мире британский электрический гиперкар Lotus Evija (Эвайа или Эвийа, «первый живущий») дебютировал на специальном мероприятии в Лондоне, городе, в котором компания была основана 71 год назад. С тех пор в её истории было немало новаторских моделей, известных не только под именами собственными, но и под заводскими обозначениями Type с порядковым номером. И Evija, Type 130, не исключение. Британцы поставили перед собой цель создать самый мощный серийный легковой автомобиль.
Основания для гордости у компании есть. В недрах Эвайи установлено четыре электромотора, которые через планетарную трансмиссию приводят каждый своё колесо, позволяя реализовывать векторизацию тяги. При этом каждый мотор, его редуктор и инвертор собраны в компактный модуль Electrical Drive Unit. Суммарная мощность двигателей составляет 2000 л.с., а крутящий момент — 1700 Н•м.
Для сравнения, один из самых быстрых дорожных электрокаров, хорватское купе Rimac C_Two, располагает электродвигателями с общей отдачей в 1914 л.с. и 2300 Н•м. Есть, конечно, тюнинг и всякая экзотика вроде 5000-сильного 16-цилиндрового купе Devel Sixteen. Но тот гиперкар — скорее концепт, всё ещё не доведённый до совершенства (хотя производитель, Defining Extreme из ОАЭ, уверяет, что собрал заявки на годы вперёд).
Правда, по паспортной динамике C_Two всё же впереди, сказывается большая тяга. Для Эвайи британцы указывают разгон до сотни менее трёх секунд, тогда как Rimac справляется за 1,97 с. Максималка Эвайи — «более 320 км/ч», у Римаца — 412 км/ч. Зато «британец» оказался быстрее «хорвата» в ускорении с нуля до 300 км/ч. Купе Lotus Evija выполняет эту задачу менее чем за девять секунд, тогда как C_Two — за 11,8 с.
Из необычных моментов надо отметить инверторы на основе карбида кремния (это перспективное направление в силовой электронике, плюсы таких схем: более высокая эффективность и лучшая устойчивость к перегреву). Преобразователи тока и электромоторы Лотусу поставила компания Integral Powertrain. А вот литиево-ионная батарея — детище другого партнёра, фирмы Williams Advanced Engineering.
Тяговый аккумулятор Эвайи расположился за спинками кресел, что напомнило Лотусу среднемоторную компоновку. Ёмкость батареи — 70 кВт•ч. Паспортный запас хода на одной зарядке — 400 км по циклу WLTP и 434 км по NEDC. Параметры — не рекордные для спортивных электрических моделей. Но вот мощность, которую аккумулятор может выдать на моторы и другим потребителям в машине, удивительна и равна двум мегаваттам. Скажем, в C_Two батарея выдаёт 1,4 МВт.
Особое внимание британцы уделили системе зарядки. Самые мощные из уже развёрнутых станций скоростной зарядки выдают мощность до 350 кВт. От такой колонки Evija наполнит свою батарею на 80% за 12 минут, а на 100% — за 18 минут. Однако аккумулятор этого гиперкара способен принимать во время зарядки мощность до 800 кВт. При наличии соответствующей станции батарея Эвайи может быть заполнена на 100% всего за девять минут! Это быстрее, чем в опытной системе от партнёров BMW, Porsche и Siemens: там максимальная мощность зарядки достигала 450 кВт.
В подвеске Эвайи работают адаптивные амортизаторы фирмы Multimatic с золотниковыми клапанами. Амортизаторы установлены в центре каждой оси (схема со штангами), причём амортизаторов и спереди, и сзади — по три. Два контролируют наклоны корпуса, а третий — вертикальные колебания. За аэродинамическую эффективность отвечает как общая форма кузова с необычными воздушными каналами, так и активные элементы (выдвижной спойлер и вдохновлённая Формулой-1 система DRS, снижающая сопротивление на прямых).
Новый гиперкар является также первым Лотусом с полным набором цифровых услуг. Встроенный модем подключает машину к облачным сервисам, а также позволяет дистанционно контролировать купе из любой точки мира (от проверки заряда батареи до активации климатической установки). Предусмотрено обновление ПО «по воздуху». Производство Эвайи начнётся в 2020 году. Всего будет сделано 130 экземпляров. Цена батарейного гиперкара составляет минимум 1,7 млн фунтов (133 млн рублей), не считая опций по персонализации и налогов.