Новость о грядущем спорткаре Lotus Esprit с мотором Toyota располагает к тому, чтобы вспомнить, как вообще британцы пришли к применению японских агрегатов. Использование тойотовских двигателей — не первый пример сотрудничества двух компаний. Ещё в начале 1980-х годов будущий директор по инженерным разработкам фирмы Lotus Cars Роджер Бекер помогал специалистам Тойоты настраивать шасси модели MR2.
В свою очередь, японский автопроизводитель поддержал британцев в тяжёлое время. С 1982 по 1986 год Toyota поставляла компоненты для купе Lotus Excel непривычной классической компоновки. У Супры второго поколения (она тогда ещё звалась Celica Supra) были позаимствованы пятиступенчатая механическая коробка передач W58, приводные валы, задний дифференциал, а также дверные ручки и легкосплавные колёса.
В начале 2000-х Lotus снова обратился к старому партнёру в поисках альтернативы для заслуженного четырёхцилиндрового двигателя Rover серии K (136–192 л.с.), которым оснащался маленький спорткар Elise. Отечественный атмосферник вёл свою историю с 1988 года и разные его модификации применялись на автомобилях Rover, MG, Caterham, Фрилендере первого поколения. Серия K даже успела отметиться в трек-каре Ariel Atom...
Первым Лотусом нового времени с тойотовским мотором стала версия Elise 111R (Federal Elise в США), получившая 16 лет назад атмосферный мотор 1.8 2ZZ-GE мощностью 192 л.с. Этот двигатель с головкой блока Yamaha, фазовращателем и механизмом регулировки подъёма клапанов на впуске ставился на такие Тойоты, как Celica, Matrix и Corolla. На Лотусе форсированная «четвёрка» отличалась лишь оригинальной программой управления.
В 2004 году агрегат 2ZZ-GE получило купе Exige, а спустя два года британцы приняли решение ставить двигатели Toyota на все свои модели. И пошло-поехало! Помимо атмосферных вариантов на Elise и Exige начали ставить моторы 1.8 с приводным нагнетателем (220–275 л.с.). Установка компрессора потребовала не только нового софта, но и доработок систем питания, охлаждения и оригинального выпуска.
В 2008 году вышла крупная гламурная Evora, которая первой среди Лотусов получила распространённый тойотовский мотор V6 3.5 серии 2GR-FE. Эта алюминиевая «шестёрка» с изменяемыми фазами газораспределения на обоих распредвалах знакома вам по несметному множеству моделей, включая Camry, Highlander, Avalon, Венцу, а также Лексусы RX 350 и ES 350.
На Лотусах «шестёрка» использовалась как в 280-сильном атмосферном варианте, так и в наддувном исполнении. Приводной нагнетатель увеличивал отдачу до 350–436 л.с. К 2012 году англичане сообразили, как впихнуть 2GR-FE и в Exige. Оказавшись столь же мощным, как Evora, он превратился в грозное трековое оружие благодаря малой массе и серьёзной энерговооружённости. В дальнейшем использование V6 привело и к адаптации «автомата» Aisin Warner U660E, который применяется на Тойотах. В силу «переходного» статуса перспективного Эсприта не удивлюсь, если его гибридная установка также создаётся в кооперации с японцами или на их компонентах.