Специалисты Мазды представили на полигоне близ Парижа новую систему помощи водителю G-Vectoring Control (GVC). В отличие от многочисленных электронных помощников, сосредоточенных на вопросах активной безопасности либо на придании автомобилю более спортивного поведения, основная задача GVC — снижение утомляемости человека в дальней дороге, особенно на плохом покрытии, за счёт более непринуждённого управления.
Существует несколько типов устройств, способствующих повышению стабильности и управляемости. Основной метод, конечно, — это выборочное подтормаживание тех или иных колёс, чем и занимается система стабилизации. Более экзотичны дифференциалы с системой векторизации тяги. А вот электрокар с несколькими моторами способен регулировать их отдачу индивидуально. Слегка подруливать можно «научить» и задние колёса. Ещё проще запрограммировать обычный усилитель руля на крохотные коррекции траектории при разгоне и торможении. Наконец, если у вас нет жёсткой связи руля и колёс, открывается прекрасная возможность для автоматических «поправок на ветер и колею». Но маздовцы придумали ещё один метод.
Комплекс GVC получает данные о скорости машины, угле поворота руля и нагрузке на двигатель, а затем в нужные моменты на мгновения чуть-чуть снижает крутящий момент на валу ДВС, тем самым регулируя силы в пятне контакта ведущих колёс, а ещё слегка (на килограммы) меняя вертикальную нагрузку на ту же самую ось. Тяга падает максимум на 30 Н•м, но уже этого достаточно, чтобы легковушка более точно реагировала на действия водителя. В результате сокращается число микроскопических подруливаний как на прямых, так и в поворотах, которые водитель, как правило, не осознаёт, но субъективно ощущает как повышенное напряжение.
Представители компании говорят, что новый метод стал возможным после появления последнего поколения «скайактивных» моторов, у которых очень точно регулируется процесс сгорания и, следовательно, тяга. Двигатели-предшественники якобы реагировали на такое вмешательство грубее, не позволяя добиться желаемого эффекта. С системой GVC снижается усталость. А помимо водителя и пассажиры могут почувствовать пользу: машина идёт более ровно, сокращается число небольших толчков в продольном и поперечном направлениях, вынуждающих людей напрягать мышцы, удерживая тело и голову. К слову, всё ради того же комфорта в новых (или обновлённых) Маздах инженеры намерены скорректировать расположение людей и формы подушек и спинок, которые должны лучше держать тело в поворотах. Ну а внедрение GVC начнётся в нынешнем году.