Принцип воспламенения однородной смеси от сжатия (Homogenous Charge Compression Ignition — HCCI) позволит бензиновым моторам Мазды стать на 30% экономичнее, так уверяют представители компании. По данным агентства Nikkei, первенец новой линейки агрегатов дебютирует на модели Mazda 3 (Axela) в 2018 году. Он станет частью нового пакета технологий, объединённых под маркой Skyactiv 2. Напомним, нынешние Мазды вовсю используют «просто» Skyactiv — это и моторы, и трансмиссии, и подвески, и силовая структура кузова.
Принцип действия HCCI напоминает работу дизеля, но, в отличие от последнего, двигатели HCCI потенциально выбрасывают меньше вредных веществ и требуют менее сложный набор нейтрализаторов в системе выхлопа. Правда, заставить нормально функционировать такие агрегаты во всех диапазонах нагрузок — непростая задача. Да и холодный пуск всё равно без электрических свечей там не обходится (во всяком случае в опытных моторах свечи были). Как все эти проблемы решила Мазда — узнаем через год-полтора, когда её необычные двигатели доберутся до конвейера.
Идея внедрения HCCI — лишь один из возможных путей развития ДВС, которые ещё долгое время будут сосуществовать с электрическими установками или топливными элементами. Скажем, Toyota в новой линейке бензиновых моторов Dynamic Force Engines использовала сочетание давно известных решений (регулируемые фазы, высокая степень сжатия, создание на входе в цилиндр вихря определённой формы, специальные покрытия и обработка поверхностей трущихся пар). Однако тонкости в реализации всех перечисленных мер помогли ей добиться отличного результата — термического КПД в 40%.
А у Ниссана недавно наметился другой подход к решению проблемы экономичности и экологичности. Компания первой в мире запустит в серию ДВС с переменной степенью сжатия. Опыты в этом направлении велись в нескольких автомобильных фирмах много лет, но первенцем на конвейере станет паркетник Infiniti QX50 нового поколения.
Вообще, у изобретателей есть масса идей, как сделать моторы эффективнее. Однако от замысла до появления нормально работающей и надёжной установки, да ещё пригодной для массового производства — большая дистанция. С технологией HCCI у Мазды теперь хорошие шансы финишировать первой. Любопытно, что и команды Формулы-1 на перспективу исследуют возможность внедрения принципа HCCI в своих болидах. Там подобная технология названа Jet Ignition и разрабатывается при помощи фирмы Mahle.