Компания Nissan обучила роботов штамповке без штампов

Леонид Попов, . Фото: Nissan

Производство мелкосерийных деталей из пластика или металла без литьевой формы, с помощью 3D-печати по цифровой модели — уже никого не удивляет. Теперь нечто похожее реализовано для крупных металлических листов.

Изготовление штампов для кузовных панелей — весьма дорогостоящий этап постановки модели на поток. Штамп позволяет произвести сотни тысяч серийных деталей, но сначала надо на него раскошелиться. А если модель давно снята с производства, и штампов для неё уже не существует? Выпустить для такой машины кузовную запчасть — проблема. Даже для выколотки вручную нужна какая-то форма, болванка, чтобы была опора для листа и получились нужные линии. Но в Ниссане придумали современный способ, как обойти эти трудности: двухстороннее формование без штампов при помощи пары синхронно движущихся роботов.

Лист крепится в раме, и два манипулятора начинают постепенно придавать ему форму. Каждый прикасается к поверхности точно одновременно с напарником, а положение инструментов в пространстве определяет, в какую сторону будет изогнут фрагмент детали.

Сама идея в общих чертах выглядит весьма простой. Если взять лист металла и с высокой точностью синхронно с двух сторон надавливать на него в определённых (соседствующих) точках, то, используя правильный инструмент, можно постепенно изгибать и вытягивать отдельные участки листа, подобно тому, как это делает в одно движение штамп. Ранее считалось, что такая техника обработки металла слишком сложна для автоматизации и тем более для коммерциализации.

«Мы работали над этой технологией пять лет, — рассказывает менеджер Кэиго Оямада. — Мы планируем применить её для создания небольших партий деталей после того, как штампы уже утилизированы. Пока у вас есть данные CAD (САПР), вы можете изготовить деталь. Мы создаём 3D-данные, используя 2D (чертежи) и сканирование актуальных панелей».

В Ниссане же сумели добиться прорыва в трёх важных моментах. Японцы разработали программу для высокоточного управления двумя манипуляторами. Инженеры определили оптимальную логику построения траекторий для них, в зависимости от формы требуемой детали. Наконец, японцы создали для роботов инструменты с алмазным покрытием. Оно устранило необходимость в смазке и обеспечило более чистую и гладкую поверхность детали. Компания Nissan планирует коммерциализировать эту технологию для изготовления штучных кузовных панелей старых моделей, для которых детали другим способом уже не выпускаются.

Комментарии 
Поделиться
Лайкнуть
Отправить


Комментарии

Загружаем комментарии...