Рождённый летать — ползать не может! Именно это доказала миру компания Svenska Aeroplan Aktiebolaget. После Второй мировой войны кому-то в этой фирме пришла идея, что надо выпускать не только самолёты, но и автомобили. Автомобильным конструкторам в компании, разумеется, взяться было неоткуда, поэтому разработку доверили инженерам-авиаторам.
Ничего удивительного, что у тех не могло получиться ничего другого, кроме самолёта. Пусть четырёхколёсного и без крыльев, но всё равно самолёта. Первый прототип под названием P92001, по старой авиаконструкторской привычке, был тщательно продут в аэродинамической трубе и в результате имел нереальный по тем временам уровень аэродинамики. Его значение — 0,33 — до сих пор весьма приличный показатель.
Дух авиации навсегда закрепился за маркой Saab. Внешность, салон — всё это инженеры создавали по-самолётному. Турбонаддув на серийных легковых машинах инженеры шведской компании применили одними из первых. Они подумали — раз в автомобиле есть топливный и масляный насосы, то почему бы не сделать ещё и «воздушный насос» — то есть, турбокомпрессор. И сделали. С момента появления в 1976 году автомобиля Saab 99 turbo эта марка стала немыслимой без турбомоторов.
Но не только динамикой прославились шведские автомобили. Как и земляки из Volvo, машины Saab долгое время были законодателями в области пассивной безопасности. Конечно, сегодня марка уже не та. Новые модели делаются очень редко, ещё и на глобальных платформах General Motors, да и популярность машин невелика. Но празднованием своего 60-летия марка показала — Saab жив! И сдаваться не собирается.
В честь юбилея компания подготовила праздничные мероприятия в Москве и Санкт-Петербурге. 18-го числа в Лужниках и 20-го числа в Константиновском дворце прошли тест-драйв и шоу с участием инструкторов школы экстремального вождения Saab. Также публике показали весь модельный ряд автомобилей Saab в специальном юбилейном исполнении.
Осенью в России появится обновлённый 9–3. Но, несмотря на курс омоложения, модернизированные двигатели и опциональную систему полного привода XWD, вряд ли он сможет как-то изменить ситуацию на рынке. А вот на абсолютно новые модели 9–3 и 9–5, которые появятся через пару лет, возлагают очень большие надежды. Фактически, именно от их успеха и будет зависеть, доживёт ли марка до своего следующего юбилея.