Сегодня в Праге состоялась мировая премьера хэтчбека Skoda Fabia четвёртого поколения. Прямая трансляция шла из центра современного искусства DOX (видео на 22 минуты). Гендиректор Томас Шефер заявил: «Последняя генерация имеет всё необходимое, и даже чуть больше, чтобы беспрепятственно развить успех своих предшественников. Новая Fabia предлагает больше места, чем у конкурентов, отличный коннект, продвинутые системы безопасности и эмоциональный дизайн». Оливер Штефани добавил: «Мы сознательно не меняли суть Фабии. Это по-прежнему функциональный и практичный спутник на каждый день».
Замена платформы PQ26 на MQB-A0 привела к существенному увеличению пятидверки в размерах, однако гамма агрегатов осталась прежней. В неё входят три бензиновых двигателя стандарта Euro 6d: 1.0 MPI (65 л.с., 95 Н•м и 80 л.с., 95 Н•м), 1.0 TSI (95 л.с., 175 Н•м и 110 л.с., 200 Н•м), 1.5 TSI (150 л.с., 250 Н•м). Самые мощные идут с семидиапазонным «роботом» DSG, прочие — с пяти- и шестиступенчатой «механикой». Хэтч, оснащённый 1.5 TSI, разменивает сотню за 7,9 с (другим нужно 9,5–15,5 с), достигая 225 км/ч. Skoda уверяет: благодаря низкому расходу (около 5 л/100 км) и 50-литровому баку Fabia проезжает без дозаправки 900 км (WLTP).
В начальных исполнениях панель приборов будет аналоговой (с экранчиком на 3,5 дюйма), диагональ основного дисплея составит 6,5 или 8 дюймов, мультируль окажется трёхспицевым, отделка салона — тканевой. Зато безопасность обеспечивают до девяти эйрбэгов, система автоторможения, адаптивный круиз-контроль, мониторинг слепых зон и так далее. Европейские продажи хэтча стартуют в сентябре с комплектациями Active, Ambition и Style. Чехи обещают удержать базовую цену на текущем уровне в 14 450 евро (1,3 млн рублей). Возвращение Фабии в Россию не планируется даже в виде универсала Fabia Combi, который дебютирует позже.
История Роберт Есенов, Константин Болотов
Дальними родственниками нынешней Фабии можно считать компактные Шкоды социалистических семейств 100, 110, 120 и 130, которые выпускались с 1969 по 1988 год и гамма которых на 99% состояла из седанов. В разное время чехи ставили на автомобили четырёхцилиндровые моторы объёмом 1–1,3 л, а также четырёх- или пятиступенчатые механические коробки передач.
Подробнее стоит поговорить о модели Skoda Favorit. Вот самый что ни на есть прямой родственник Фабии. Favorit дебютировал в июле 1987 года на инженерной ярмарке в Брно. Это была первая переднеприводная и последняя чехословацкая Skoda. Двигатель — бензиновая карбюраторная «четвёрка» 1.3 — развивала 54–68 сил в зависимости от версии. В разработке этого агрегата чехам помогали инженеры британской инжиниринговой фирмы Ricardo Consulting Engineers и немцы из Porsche. Позже двигатель обновили, заменив карбюратор системой моновпрыска Bosch. Коробка передач — только пятиступенчатая «механика».
Имя Felicia, выбранное для хэтчбека, который разрабатывался уже под патронажем концерна Volkswagen, использовалось для двухместных Шкод в 50–60-х годах. После трёх лет выпуска двигатель 1.3 (68 л.с.) обновили, укомплектовав его распределённым впрыском Siemens. Также в гамме моторов появились четырёхцилиндровые агрегаты: бензиновый 1.6 (75 сил) и дизельный 1.9 (64 силы). Доработали и механическую пятиступенчатую коробку. А ещё благодаря Фольксвагену на чешском компакте появились АБС, водительская подушка безопасности и кондиционер. За семь лет было выпущено 1 416 939 хэтчбеков, универсалов (Combi) и пикапов (Pick-up/Fun).
Преемницу Фелиции, Фабию, чехи привезли на мотор-шоу во Франкфурте в 1999 году. Наименее мощный бензиновый агрегат выдавал 50 сил при литре рабочего объёма, а самым способным был 120-сильный двухлитровый MPI. Дизели 1.4 TDI, 1.9 SDI и 1.9 TDI развивали от 64 до 130 «лошадей» (у «заряженной» версии RS). Покупатели получили возможность выбрать коробку передач — кроме механической «пятиступки» был доступен четырёхдиапазонный «автомат». А вместо пикапа модельный ряд дополнил седан. За восемь лет конвейерной жизни по миру разошлось около 1,6 миллиона Фабий.
Fabia второго поколения дебютировала в марте 2007 года на мотор-шоу в Женеве. Среди достижений чешского автомобиля — четырёхзвёздный рейтинг организации Euro NCAP и титул «Автомобиль 2007 года» в Сербии. Возможно, это отчасти повлияло на популярность машины: за 2008 и 2009 годы в мире было продано 246 561 и 264 173 соответственно. В 2010 году Skoda Fabia пережила рестайлинг: изменились фальшрадиаторная решётка, бамперы, капот, головная оптика. В интерьере были улучшены материалы отделки, появились новый руль, реформированная приборная панель, переделанные блоки климат-контроля и аудиосистемы.
Моторная гамма стала богаче. К прежним, но облегчённым бензиновым «атмосферникам» 1.2 (60 и 70 л.с.), 1.4 (86) и 1.6 (105) добавилась наддувная «четвёрка» 1.2 TSI в двух вариантах форсировки — 86 и 105 сил. А вместо одного дизеля 1.9 TDI (105) объявились два агрегата — 1.2 TDI (75) и 1.6 TDI (90 и 105 сил). Помимо механических коробок на пять и шесть передач и шестиступенчатого «автомата» на некоторые модификации стали ставить семидиапазонный «робот» DSG.
Третье поколение Фабии в виде хэтчбека и универсала Fabia Combi раскрыло карты в октябре 2014 года на Парижском автошоу. Модернизация платформы PQ26 и шасси привела к тому, что обе пятидверки стали на 90 мм шире (1730–1732), колёсная база выросла на 5 мм (до 2470). Дизайн спроектировала команда Йозефа Кабана. Моторная гамма была унифицирована с хэтчбеком Volkswagen Polo. В неё вошли бензиновые атмосферник 1.0 MPI (60, 75 л.с.), турботройка 1.0 TSI (95, 110 л.с.) и турбочетвёрка 1.2 TSI (90, 110 л.с.), а также дизель 1.4 TDI (75, 90, 105 л.с.). С ними агрегатировались пяти- и шестиступенчатая «механика», семидиапазонный «робот» DSG. Проведённый в 2018-м рестайлинг навсегда лишил Фабию дизеля, зато вскоре в арсенал вошла бензиновая турбочетвёрка 1.5 TSI (150 л.с.).