На фоне шоу-каров, показанных компанией Tata на автошоу в Нью-Дели, радикально переиначенная микролитражка Nano попросту затерялась. Между тем хэтчбек Nano Twist Active Concept — это большой шаг от аскетичного серийного Nano к более привычным автомобилям. Дело даже не в обновлённом «лице», на котором возникла широкая «улыбка». Чего стоит одна только появившаяся пятая дверь! На серийных Nano доступ в багажник организован из салона. Задняя стенка и стекло у них глухие, словно в какой-нибудь легковушке эпохи до Второй мировой войны.
Серьёзность подхода позволяет надеяться, что инженеры поработали и с передней силовой структурой кузова. Или поработают в будущем. Уместно вспомнить, что на недавнем краш-тесте Global NCAP серийный образец Nano получил ноль звёздочек. На фоне пятой двери меркнут остальные изменения: подретушированные фары с чёрной окантовкой, новые бамперы и топливный бак, объём которого удалось увеличить с 15 до 24 литров.
С моделью Nano компания обожглась. Даже в Индии с относительно небогатым населением идея ультрадешёвого не только по ценнику, но и по исполнению автомобиля не прижилась. За прошлый год ежемесячные продажи Nano упали примерно до 1700—2000 экземпляров, тогда как номинальная мощность производства — 20 тысяч машин в месяц. Да и в лучший год (2011) Nano расходился ежемесячным тиражом тысяч в шесть с небольшим. Не зря управляющий директор Таты Карл Слим в 2013 году заявлял, что Nano не помешает стать несколько солиднее. Теперь мы видим, как может выглядеть такая солидность.
А как могут выглядеть автомобили Tata в отдалённом будущем, показали два других концепта: Nexon и ConnectNext. Первый — это внешне яркий паркетник с интересной технической начинкой. Построен он на платформе X1 от седана Tata Indigo (на ней же созданы новые модели Bolt и Zest), а значит, подобную машину вполне можно поставить на поток. Разве что распахивающиеся в противоположные стороны двери (центральной стойки здесь нет) заменить на обычные.
Под капотом концепта скрыт трёхцилиндровый двигатель 1.2 с турбонаддувом, выдающий 110 л.с. и 170 Н•м. Техника тут вообще неплохо проработана, индийцы сообщают даже средний расход топлива — 5,86 л/100 км — и максималку 180 км/ч. Бензиновый мотор приводит передние колёса через пятиступенчатый «автомат». При этом конструкция концепта предусматривает установку опционального электромотора на задней оси.
Пятиместный четырёхметровый однообъёмник ConnectNext удивляет сразу несколькими необычными решениями. Кресла у него консольно подвешены к центральному тоннелю (причём слева три сиденья, справа — два), двери так же, как на «собрате» Nexon, открывают большой проём без центральной стойки. Кондиционирование тут индивидуальное для каждого пассажира (подробности не приводятся). По заверению разработчиков, это требует меньше энергии, чем охлаждение всего салона «оптом».
Автомобиль, по замыслу разработчиков, постоянно обеспечивает своих обитателей доступом к Сети, в том числе к облачным сервисам. Здесь есть беспроводной хаб и возможность двусторонней связи автомобиля с домом владельца. Ещё эта легковушка может обеспечивать видео-конференц-связь. Неудивительно, что насыщенный электроникой ConnectNext является ещё и электромобилем. Оба концепта показывают потенциал компании. Однако задача создания безопасной и удобной массовой легковушки в самом нижнем ценовом диапазоне сложнее, чем эксперименты с шоу-карами. Потому за дальнейшей судьбой хэтчбека Nano будем следить с большим интересом.