Глава компании Tesla Илон Маск выкупил акций своей фирмы на $9,997 млн, передаёт CNBC, а на следующей неделе намерен приобрести их ещё на $20 млн. Они достались ему по рыночной стоимости (на текущий момент), и это часть договорённости между Маском и комиссией по ценным бумагам и биржам США, позволяющей снять с Маска обвинения в мошенничестве.
Эти затраты последовали после штрафов по $20 млн, которые заплатили Маск и сама фирма по итогам расследования о введении инвесторов в заблуждение (речь о посте Маска, анонсировавшем переход фирмы из категории публичных в частные). Зато досудебное урегулирование претензий комиссии и выпуск отчёта Теслы за третий квартал (фирма отрапортовала о прибыли и «положительных» денежных потоках на данный момент) привели к росту цены акций на девять процентов (с прошлой недели). Так что Илон как крупнейший акционер ещё и подзаработал на скандале.
Правда, комиссия настаивает, чтобы с 13 ноября Маск ушёл с поста председателя совета директоров Теслы на три года (пост генерального директора должен за ним сохраниться). Кроме того, по решению акционеров фирмы её директор теперь будет получать не гарантированный оклад, а снова акции, причём в зависимости от роста капитализации, передают «Ведомости». Похоже, этот план пока срабатывает, и после нескольких колебаний, вызванных угрозой суда над главой фирмы, ценные бумаги американского производителя электрокаров пошли вверх.
Другая занятная новость: Tesla выпустила в сеть каталог запчастей и схемы, показывающие все соединения в Теслах, начиная с первого родстера и до «модели три». Это интересно, поскольку ранее полный перечень был доступен только самой Тесле. Однако в прошлом году Канзас, Небраска, Миннесота, Массачусетс и Нью-Йорк приняли законы «О праве на ремонт», защищающие права сторонних мастерских на ремонт техники и доступ к ремонтной документации производителя. Эта инициатива в основном была связана с электроникой — Apple, в частности. Идея в том, чтобы мелкие мастерские, не связанные с компанией, могли обслуживать клиентов. Но и автопроизводителей эта мера затрагивает. Так что Tesla явно готовится смягчить политику в данной области.
Ещё один блок новостей связан с автопилотом. Недавно Теслам загрузили обновление софта, затронувшее эту систему (мы писали про функцию Navigate on Autopilot), а первого ноября Маск в своём твиттере написал про ещё одну коррекцию программ. Теперь Теслы научились приезжать по координатам смартфона владельца и следовать за пешеходом (точнее, за его смартфоном), как собачка.
А ещё Теслой отныне можно управлять со смартфона, словно игрушечной машинкой (в пределах видимости). Один из пользователей, загрузивших это обновление на свой автомобиль, рассказал о первом же применении «фишки». Около его офиса можно ставить машину на парковку на два часа. Так что по истечении этого времени он просто подходит к окну и дистанционно передвигает Теслу на свободное соседнее место, и вроде как отсчёт идёт заново.
Всё это показывает светлую сторону автоматизации вождения. Но есть и тёмная. Аварии с включённым автопилотом Теслы, в том числе со смертельным исходом (последний раз в марте этого года) вновь побудили общество обсудить вопрос: насколько автоматика готова отвечать за жизнь человека. Сама компания во всех случаях говорит одно: «Мы честно предупреждаем о вспомогательной роли автопилота и о том, что он лишь повышает комфорт вождения, но не освобождает человека от необходимости наблюдать за происходящим. Все возможности системы детально описаны».
Не все согласны с таким объяснением. Некий Шон Хадсон подал во Флориде иск против Теслы, обвиняя компанию «в небрежности и нарушении обязательств». В иске говорится, что тесловский автопилот не может надёжно обнаруживать неподвижные объекты (неисправные машины или авто, остановившиеся на краю трассы), что влечёт повышенный риск столкновений на высокой скорости. Это, заметим, не первый случай, когда клиенты пытаются отсудить у компании компенсацию за ненадлежащую, по их мнению, работу автопилота.