Автогигантам Страны восходящего солнца в последнее время не позавидуешь. На их головы сыплются то катаклизмы, останавливающие заводы, то скачки валют, лишающие компании прибыли от экспорта. И если с последствиями стихийных бедствий японцы за долгие годы жизни на островах как-то научились справляться, то курс иены, продолжающий расти по отношению к евро и доллару c лета кризисного 2008 года, удержать не удаётся. В частности, компания Toyota, уже объявлявшая ранее о намерениях перейти на более дешёвые комплектующие, переключилась с просьб к своим поставщикам на требования и угрозы.
По данным агентства Bloomberg, автогигант, уже просивший в конце августа 219 своих японских поставщиков о снижении цен на комплектующие до уровня зарубежных, намекнул, что в случае отказа прекратит с ними сотрудничество и обратится к более сговорчивым партнёрам. В случае если Тойоте всё же предстоит разорвать отношения с группой поставщиков, большинство из которых работает с фирмой на протяжении почти 70 лет, то детали и компоненты она, скорее всего, будет закупать в развивающихся странах.
Многим нынешним партнёрам для удовлетворения требований Тойоты придётся снизить цены на свои детали чуть ли не вдвое. Эксперты сходятся во мнении, что единственный вариант решения проблемы для автогиганта — увеличить долю импортируемых комплектующих. Скорее всего, президенту Тойоты Акио Тойоде придётся последовать примеру Карлоса Гона, возглавившего Nissan в 2000 году. Примерно 10 лет назад в ходе сокращения расходов для возвращения автогиганта к прибыльности тот пересмотрел цепочку поставщиков, и там, где это было возможно, отдал предпочтение зарубежным партнёрам с минимальными ценами.