Японцы полагают, что электрический трицикл Toyota i-Road в ряде случаев способен заменить автомобиль. Но при условии, что люди будут пользоваться и новым аппаратом, и общественным транспортом. Поиск оптимальной комбинации разных средств перевозки, взаимодействующих между собой, — одна из ключевых идей системы Ha:mo («Гармоничная мобильность»), которую компания Toyota развивает в городе Тойота с 2012 года. Этот тезис японцы намерены доказать на практике: на минувшей неделе стартовали испытания модели i-Road на обычных улицах.
Пока речь идёт лишь о череде тест-драйвов, организованных для местных жителей. Но план Тойоты предусматривает внедрение i-Road в сеть станций аренды, действующих по всему Тойота-Сити. Заказывать «капсулу» и планировать маршрут можно будет через смартфон, там же — посмотреть доступные трициклы на ближайшей станции аренды.
Развитие системы Ha:mo предусматривает не только сервис аренды как таковой, но и его увязку с городским транспортом. В компании разрабатывают программу, которая позволяет клиентам Ha:mo видеть на смартфоне расписание автобусов и составляет комбинированный маршрут. Заметим, аналогичная идея всплывала в индустрии не раз. К примеру, ещё на концептах из серии i компания BMW показывала навигацию с функциями Last Mile Navigation (она прокладывает пеший маршрут от автомобиля к конечному пункту и передаёт его на смартфон водителя) и Intermodal Route Planning (составляет комбинированный маршрут с участком пути на общественном транспорте). Такой функционал внедрён на электрокаре i3.
Передовую телематику Toyota называет частью концепции «умной мобильности». А это ещё и интеграция прокатного и общественного транспорта, и «интеллектуальный энергетический менеджмент» (зарядка электрокаров в часы спада потребления и питание домов от электромобилей во время пика нагрузки). Если i-Road зарекомендует себя с лучшей стороны, подобный серийный аппарат получит все описанные выше фишки.
Предполагается, что в систему Ha:mo будут вводить данные о пробках. Тогда компьютер сможет составлять альтернативные маршруты для прокатных электрокаров таким образом, чтобы минимизировать общее время в пути, а заодно и вредные выбросы транспорта. Более того, система будет предсказывать пробки на ближайшее время, опираясь на анализ статистики за прошлые периоды.
В конце нынешнего года опыт расширят за пределы Японии. По договорённости между Тойотой и компаниями Cité lib и Électricité de France (EDF) «флот» i-Road развернут в Гренобле и его окрестностях. Как и в Тойота-Сити, трициклы «на батарейках» должны использоваться в сети краткосрочной аренды электрокаров. Всего в неё поступят 70 электрических Тойот (COMS и i-Road).
Собственно сотрудничество Тойоты с Греноблем сложилось среди прочего из-за большого опыта местной компании Cité lib в деле аренды машин. Она эксплуатирует большой парк самых разных малолитражек, и среди них уже есть электромобили. А значит, и с инфраструктурой зарядки там всё хорошо. Правда, для нового эксперимента EDF дополнительно откроет в агломерации Гренобль 20 зарядных станций. К тому же на эксперимент деньги выделил фонд развития экологических проектов в Гренобле Ville de Demain («Город будущего»). А японцам и подспорье: совсем нелишняя площадка для опытов без лишних затрат. Эксперимент во Франции продлится до 2017 года.