Премьера четвёртого поколения гибрида Toyota Prius состоялась на специальном мероприятии в Лас-Вегасе (ещё машину покажут во Франкфурте на следующей неделе). Построенный на новой платформе TNGA автомобиль получил на 60% более жёсткий кузов и снизил центр тяжести. Вообще, этот глобальный первенец TNGA, как обещает компания, стал не только экономичнее предшественника, но и более спортивным по характеру.
Обе подвески подверглись ревизии, при этом задняя изменилась принципиально: теперь там стоят двойные поперечные рычаги вместо полузависимой балки. Улучшение управляемости создатели хэтчбека постарались отразить и в дизайне. Главный конструктор Приуса Коудзи Тоёсима говорит, что новый Prius напоминает спорткар. Кстати, значок фирмы на носу гибрида расположен на том же уровне, что у довольно низкого купе GT86.
Хотя в целом по схеме силовая установка осталась той же, что была у прежней машины, почти каждый её узел был заменён либо модернизирован. Вся техническая начинка стала компактнее и легче, в том числе никель-гидридная батарея базового Приуса. Компания пока не раскрыла полных характеристик машины, указав лишь, что термический КПД нового двигателя — более 40%, а это рекорд для бензиновых моторов (у предшественника было 38,5%).
Гибридная система, состоящая из агрегата 1.8 (98 л.с., 142 Н•м) и электромотора (53 кВт или 72 л.с. и 163 Н•м), развивает суммарно порядка 140-150 л.с. (точное значение фирма пока не указала) Она на 10% экономичнее прежней установки. А заряжаемый от сети вариант автомобиля (его покажут чуть позже) способен пройти на одном электричестве более 50 км.
Все версии Приуса в «базе» оснащены новой системой безопасности Toyota Safety Sense. В зависимости от комплектации и рынка она может включать в себя автоматическое торможение с функцией распознавания пешеходов, адаптивный круиз на основе радара, автоматическое переключение света и другие фишки. Европейские варианты Приусов вдобавок получат систему распознавания дорожных знаков. В Японии новинка поступит в продажу в конце 2015 года, а вскоре после этого — в ряде других стран. Российское представительство не стало комментировать возможность появления «четвёртого» Приуса у нас.
Компания раскрыла больше деталей 13 октября. В частности, стало известно, что у модели, как и предполагалось, впервые появилась полноприводная версия с задним модулем E-Four. В нём скрыт электромотор на 7,2 л.с. Что интересно, он не влияет на паспортный объём багажника.
История (Константин Болотов, Леонид Попов)
Всё началось в 1992 году, когда компания Toyota определилась со своей концепцией охраны окружающей среды. Стартовал проект G21 («Глобальный XXI век»), и его первоначальной целью была разработка компактной экономичной машинки для продажи по всему миру. Быстро выяснилось, что задача «недостаточно смелая», и всплыла не новая, но весьма интригующая инженеров идея гибридной силовой установки. На это и были брошены все силы.
Новичок Prius должен был во что бы то ни стало явиться первым на планете массово производимым бензоэлектрическим гибридным автомобилем. Но трудности возникали одна за другой практически во всём, и больше всего хлопот доставляла батарея. Справляться с проблемами пришлось нечеловеческими силами в рекордные сроки. В итоге цель была достигнута, а создание новой модели обошлось всего в миллиард долларов — среднюю для таких дел сумму. Первый серийный Prius, обозначенный NHW10, появился «на прилавках» в декабре 1997 года.
В 1998-м Prius стал «Автомобилем года в Японии». До 2000 года включительно Prius официально продавался только на японском рынке, причём, как теперь считают аналитики, Тойоте в убыток, ибо себестоимость машины оказывалась вдвое дороже ценника. Но свою роль популяризатора «зелёных» транспортных средств автомобиль сыграл: японцы покупали по 12 тысяч гибридов в год, и это скромное достижение навело тойотовцев на мысль об экспорте.
«Поколение №1,5», разгоняясь до сотни за 13 секунд, с ценой $20 тысяч отправилось покорять рынки США и Европы. И хотя до Америки Prius добрался позже, чем его единственный на тот момент конкурент Honda Insight первого поколения, тойотовскую модель в Штатах ждал успех, который предстояло развить автомобилю второй генерации.
«Второй» Prius (XW20/NHW20) появился в 2003 году. Он использовал ту же платформу MC, что и предшественник, и тот же мотор 1.5, но кузов был полностью перекроен. Он вытянулся с 4275 мм до 4450, при этом новая форма позволила получить коэффициент сопротивления воздуху 0,26.
О продаже миллионного Приуса японцы объявили в мае 2008 года. Наибольшей популярностью до 2009-го гибрид пользовался в США, где благодаря «зелёному» тренду, подкреплённому выгодными условиями дилеров, налоговыми льготами и другими пряниками, в 2005–2006 годах покупателей нашли по 107 000 Приусов, в 2007-м — более 180 000, а в кризисных 2008–2009 годах продажи составили 159 000 и 140 000 соответственно. Однако по итогам 2009 года в рекордсмены вышла Страна восходящего солнца: с января по декабрь японцы купили аж 208 876 машин.
Осенью 2009 года Toyota продемонстрировала Prius Plug-in Hybrid Concept — эдакий «окончательный экомобиль», заряжающийся от розетки и выбрасывающий всего лишь 60 г/км CO2. Оснащённая новыми литиево-ионными аккумуляторами Panasonic ёмкостью 5,2 кВт•ч, машина проезжала на одной зарядке без включения ДВС 21 км со скоростью под сотню.
У серийного «подключаемого» Приуса была менее ёмкая батарея, чем у шоу-кара (4,4 кВт•ч), но паспортный пробег на одной зарядке инженеры сумели даже нарастить до 23 км за счёт роста эффективности электрического привода. Приусы официально продавались более чем в 80 странах. Причём в 2011 году зарекомендовавшее себя название было распространено на компактный хэтч Prius C и компактвэн Prius V. В июле 2015 года совокупные продажи Приусов всех поколений превзошли 3,5 млн штук.