Компания Toyota запустила проект локальной водородной сети

Леонид Попов, . Фото: Toyota

Стартовая точка всей экспериментальной цепочки — ветровая электростанция Hama Wing в Иокогаме.

Фирмы Toyota, Toshiba и Iwatani, правительства префектуры Канагава, городов Иокогама и Кавасаки объявили о старте проекта по развёртыванию и испытанию локальной системы выработки и доставки водорода. Она должна наглядно показать преимущества этого топлива для экологии, а заодно выявить возможные подводные камни в такой энергетической цепочке.

Двенадцать водородных вилочных погрузчиков будут работать на четырёх объектах. Это центральный оптовый рынок фруктов и овощей Иокогамы, завод по производству напитков там же (фирма Kirin Brewery) и два крупных склада в городе Кавасаки (Nakamura Logistics и Nichirei Logistics).

Речь идёт об эксперименте с вилочными погрузчиками на водородных топливных элементах, построенных отделением Toyota Industries. Казалось бы, причём тут водородные автомобили? Дело в том, что противники распространения таких машин приводят контраргумент. Мол, пока водород вырабатывается тем или иным методом и доставляется на заправки, возникают такие косвенные выбросы в атмосферу, что нулевой выхлоп самого автомобиля большой роли уже не играет.

Блок электролиза мощностью 10 м³ водорода в час поставит компания Toshiba.

А вот корпорация Toyota утверждает: при грамотно продуманной системе итоговые выбросы CO2 (в случае данного эксперимента — погрузчиками) можно сократить на 80% как по сравнению с бензиновым аналогом, так и в сравнении с погрузчиком на аккумуляторах, заряжаемых от обычной электросети (что совсем неочевидно). Опыт должен показать перспективность такой инфраструктуры и для водородных легковушек.

Новый грузовик для транспортировки газообразного водорода — первый в своём роде в Японии. Сам автомобиль — гибридный, что должно снизить расход горючего при перевозке топлива.

Выглядит система так. Водород будет вырабатываться путём электролиза прямо на территории ветровой электростанции Иокогамы (её мощность равна 1980 кВт), так что потерь на дальнюю транспортировку электроэнергии не предвидится. Для сглаживания неравномерности выработки тока ветряком инженеры поставят накопитель на основе использованных тяговых аккумуляторов от гибридов. Это никель-металлогидридные ячейки суммарной ёмкостью 150 кВт•ч. Далее водород попадёт в большую цистерну (800 м³ несжатого газа), откуда по мере надобности его будут закачивать в водородные заправщики производства корпорации Iwatani.

В нынешнем году должна стартовать пробная эксплуатация системы, а в 2017-м начнётся полномасштабное использование с оценкой результатов внедрения. Все объекты на зелёном фоне расположены на территории ветровой электростанции.

Заправщики оснащены парой баллонов по 300 л, в которых газ содержится при давлении 450 атмосфер. Это эквивалентно 270 «кубам» несжатого водорода. Грузовики развезут водород по конечным точкам. В данном случае — по трём промышленным объектам и на один рынок, где начнут свою работу погрузчики на топливных элементах. Расстояния между всеми объектами, задействованными в эксперименте, не превышают 15 км. Японцы говорят, что подобные локальные комплексы сократят так называемый углеродный след водородного транспорта и помогут снизить стоимость водорода для конечного потребителя.

Комментарии 
Поделиться
Лайкнуть
Отправить


Комментарии

Загружаем комментарии...