Двадцать два университета, исследовательских института и компании в 2016 году собрались в консорциум для реализации необычного проекта «наноцеллюлозного автомобиля» (Nano Cellulose Vehicle, NCV). Возглавил работу Киотский университет, от автостроителей подключилась корпорация Toyota Motor в лице своей дочки Toyota Customizing & Development, включающей известные марки Toyota Racing Development и Modellista, а ещё ряд поставщиков автокомпонентов. Результат показан на нынешнем автошоу в Токио.
Наноцеллюлозный материал (CNF) был получен из растений и переработанных сельскохозяйственных отходов. Согласно разработанной японцами технологии, компоненты клеточной стенки растений извлекаются путём тонкого разрыхления растительных волокон до наноразмера. После механической и химической обработки получаются волокна с длиной от нескольких нанометров до нескольких десятков нанометров. Такие волокна легче стальных на одну пятую и в пять раз прочнее, они почти не меняют своего размера при перепадах температур. На их базе и создаётся экологически дружественный композит.
Идея всего проекта в целом очень похожа на финский концепт UPM Biofore (композит из целлюлозы плюс термоформованная фанера) и поддерживает такие работы автопроизводителей, как фордовские пластик из томатов и композиты «из текилы», маздовский растительный полимер.
В ту же копилку можно положить вторичные пластики, полученные путём переработки заброшенных рыболовных сетей в салонах Volvo и Porsche, композит из льна, опять же, у Porsche, волокна хлопка и бамбука в моделях Мазды, кузовные панели из ультратонкой ткани в опытах фирмы EDAG. Цель у всех этих ноу-хау одна — уменьшить зависимость промышленности от ископаемого сырья и наладить новые пути вторичного использования отходов, дабы меньше оставлять мусора природе. Заодно новые материалы могут и вес сэкономить. Японцы не сказали, в каких машинах появится новый композит, но наверняка в Тойотах будущего мы его встретим, пусть не в таком масштабе, как в данном концепте.