Генеральный прокурор Нью-Йорка Эрик Шнейдерман заявил, что программа для обхода норм по выбросам оксидов азота на дизелях использовалась в концерне Volkswagen дольше, чем тот пытается представить. Мол, о трюке с определённого момента знали не только ушедший в отставку Винтеркорн, но и сменивший его ныне на посту главы группы Мюллер (бывший шеф Porsche, а на момент событий — один из топ-менеджеров Audi).
Якобы «читерские» программы (у них было несколько версий) начали создавать специалисты Audi в 1999-м, развернули на дизелях в Европе с 2004 года, а в США с 2008-го. Их переняли VW и Porsche. Первоначальной задачей была вполне мирная борьба с неприятным шумом. Её решили корректировкой программы впрыска. Но выяснилось: взамен вырос NOx. Тогда добавили проверку — хитрая программа «антизвука» засыпает, если руль неподвижен. А это условия испытаний ДВС на стенде.
Шнейдерман назвал ситуацию сознательным глубоким прикрытием. Немцы отрицают вину первых лиц, говорят о неверной постановке вопроса и уверяют, что в полной мере сотрудничают с американскими властями для разъяснения всех аспектов скандала. Дескать, лучше дождаться итогов расследования на федеральном уровне, а не на уровне штатов.
В США группе предстоит выплатить по «дизельгейту» более $15 млрд, но не сразу, конечно, а Европа — под вопросом. Если новые данные подтвердятся, могут последовать иски на ещё большие суммы. А общие расходы автогиганта, включая отзывы, составят, по последним оценкам, 18 млрд евро. Справиться концерну будет нелегко. Тем не менее есть обнадёживающие моменты. Например, по предварительным данным, за первое полугодие 2016-го прибыль концерна составила 7,5 млрд евро против 6,99 млрд годом ранее (так сказался рост продаж).
Исполнительный директор Volkswagen Group of America Хинрич Вебкин прояснил судьбу дизелей в США. Если после всех корректировок власти разрешат их реализацию, то дизельные модели вернутся в программу на 2017–2019 года. Хотя столь приличной доли, как до скандала (более 20% продаж), они уже не составят никогда. Вместе с тем группа намерена сделать ставку на гибриды и электрокары. Последние, на платформе MEB, поступят к американским дилерам в 2020-м. Дело тут в том, что с 2019 года нормы токсичности выхлопа в Штатах будут существенно ужесточены (в том числе по оксидам азота). «Чтобы соответствовать тем нормам, нам явно нужна была альтернатива дизелям. Просто из-за скандала мы начали работать над нею раньше», — заявил Хинрич изданию Automotive News.