Хэтчбек Volkswagen Golf VIII явился на свет в Вольфсбурге. Наследник семи поколений, как и было обещано, стал более «цифровым» и более «зелёным», не растеряв при этом те плюсы в виде практичности и драйверского характера, которые позволили модели добиться суммарных продаж более чем в 35 млн экземпляров с момента своего появления в 1974 году. Новая электроника и новые силовые установки вписаны в самую последнюю вариацию модульной платформы MQB.
Новый Golf стал первым Фольксвагеном, который получил в копилку сразу пять гибридных версий: три умеренных 48-вольтовых eTSI мощностью 110 (1.0), 130 и 150 л.с. (1.5) и две заряжаемых от розетки eHybrid (204 и 245 л.с., старшая идёт под знакомым обозначением GTE). Система eTSI, по уверению фирмы, экономит 10% топлива в сравнении с такими же двигателями без гибридной добавки. А новацией для заряжаемого гибрида стало не только разделение его на две модификации, отличные по мощности, но и более крупная тяговая батарея ёмкостью 13 кВт•ч (одинакова на обеих eHybrid) вместо прошлой на 8,7, что сулит существенный скачок пробега без запуска ДВС.
Вообще, набор силовых агрегатов обещает экономию горючего до 17% по сравнению с седьмым поколением. Кроме бензиновых гибридов, это простые бензиновые «тройки» 1.0 на 90 и 110 сил, моторы 1.5 TSI с циклом Миллера и турбиной с изменяемой геометрией на 130 и 150 сил, дизельные «четвёрки» 2.0 TDI на 115 и 150 «лошадок» (с селективным нейтрализатором оксидов азота и впрыском жидкости AdBlue). В 2020 году компания обещает показать версии GTI, GTI TCR, GTD, GTE и R, плюс метановый агрегат 1.5 TGI. А вот чисто электрического е-Гольфа не будет, вместо него теперь предложен хэтчбек ID.3.
По части электроники модель продвинулась существенно. В машину впервые интегрирован персональный голосовой ассистент Alexa. Он поищет новости, подберёт музыку, разузнает погоду и свяжет машину с бытовыми приборами из «умного дома». Система Personalization 2.0 запоминает предпочтения водителя и настраивает многие системы под него, в том числе трёхзонный «климат». Навигация стала интерактивной. Например, она позволяет синхронно сохранять в памяти координаты объектов и их телефоны (например, номер ресторана, по которому можно забронировать столик).
Ещё «восьмой» Golf стал первым Фольксвагеном, штатно оснащённым системой связи с другими машинами и дорожной инфраструктурой типа Car2X. Скажем, он заблаговременно предупреждает водителя об опасностях впереди. Это одна из задач, возложенных на новый модуль связи online connectivity unit (OCU). Автопилот Travel Assist (часть комплекса помощников IQ.DRIVE) готов вести машину по магистрали на скоростях до 210 км/ч. Он позволяет не придерживать руль до 15 с, а дальше включает звуковые и световые предупреждения. Если человек не касается руля, автомобиль сам останавливается. Хэтчбек также использует смартфон как ключ, а сервисы We Connect и We Connect Plus обещают новый уровень взаимодействия с Сетью.
Система We Upgrade позволяет уже после покупки машины активировать в ней новые функции (адаптивный круиз, предсказывающий изменение обстановки, ассистент управления светом, хот-спот Wi-Fi, голосовое управление на базе Сети, сервис App-Connect). В частности, «умный круиз» можно купить постфактум, поскольку «в базу» Гольфа уже входит система контроля обстановки Front Assist с радаром и камерой. Она, кстати, видит теперь не только пешеходов, но и велосипедистов, а ещё научилась автоматическому торможению на перекрёстке перед встречной машиной при повороте налево. Всё это компания называет технологическим скачком, сравнимым с переходом от кнопочных телефонов к смартфонам с сенсорным экраном.
В российском представительстве компании нас заверили, что у «восьмого» Гольфа — хорошие перспективы появления на нашем рынке, но не стали оглашать сроки. Напомним, что «седьмой» Golf в Россию вернулся в сентябре прошлого года после паузы едва ли не в пару лет. Сейчас он продаётся по цене от 1 429 900 рублей. За январь-сентябрь 2019 реализовано 884 хэтчбека.
История Гольфа Вадим Гагарин, Роберт Есенов, Леонид Попов
Сразу после переноса производства легендарного «Жука» в Мексику Volkswagen представил компактную модель Golf — то был 1974 год. И она стала настоящим прорывом: передний привод с поперечной компоновкой двигателя, широкий выбор моторов с жидкостным охлаждением (1.1–1.8, от 49 до 91 силы) и весьма привлекательная цена быстро сделали симпатичный (с дизайном от Джуджаро!) автомобиль любимчиком европейцев.
Volkswagen Golf GTI набирал сотню за 9,1 с, что позволяло ему легко состязаться с мощными Mercedes-Benz и BMW. И при этом его могли позволить себе многие. Golf GTI мгновенно стал культовой машиной среди молодёжи и оказался настолько успешным, что в Вольфсбурге приняли решение делать версию GTI в каждом поколении Гольфа. И хотя из всех 6,8 миллиона проданных Гольфов первого поколения доля GTI была исчезающе мала, именно он и породил класс «заряженных» хэтчбеков. А ещё под занавес первого поколения появился Golf с кузовом кабриолет (1979), а через год — и седан. Правда, под именем Jetta. Продавался Golf и в Соединённых Штатах. Называли его Rabbit.
В сентябре 1983 года на автосалоне во Франкфурте посетители стенда Volkswagen могли вживую посмотреть на преемника. И уже тогда немцы обозначили дизайнерскую концепцию Гольфа, которой они следуют и до сих пор, — никаких революционных изменений, только дарвиновская эволюция. Модель второго поколения была очень похожа на первую, но была больше, мощнее и комфортнее. Golf был настолько хорош, что улучшать в нём, казалось, было просто нечего. На него равнялись и пытались превзойти конкуренты, его имя стало нарицательным. Даже автомобильный сегмент C до сих пор называется гольф-классом.
Особняком стояла версия G60, оснащённая двигателем от GTI с механическим нагнетателем. Хэтчбек со 160-сильным агрегатом был доступен как в передне-, так и в полноприводном вариантах и наводил панический ужас на конкурентов. Ну а самой мощной модификацией «второго» Гольфа стала G60 Limited. Омологационная серия отличалась компрессорным мотором, форсированным до 212 «лошадок», и трансмиссией Syncro. Невероятно быстрый G60 Limited был выпущен крайне ограниченным тиражом: немцы произвели всего 71 «обжигающий» хэтчбек, который долгое время оставался самым мощным серийным Гольфом.
Не остались в стороне и спортивные версии. В том же 1996 году GTI (2.0, 150 л.с.) отпраздновал своё 20-летие. Немцы обозначили дату выпуском юбилейного издания тиражом в тысячу машин. Также впервые под капотом Гольфа прописались шесть цилиндров! Компактный рядно-смещённый двигатель VR6 объёмом 2,8 л и мощностью 174 «лошадки» открывал для модели новые горизонты, позволяя набирать сотню за 7,6 с и достигать максимальной скорости в 225 км/ч.
Volkswagen Golf IV стал для немцев очередной революционной эволюцией. Впервые на машинах этого класса появились ксеноновые фары, система стабилизации, множество систем безопасности — элементы, которыми до этого щеголяли автомобили классом выше. Именно на четвёртое поколение Гольфа пришёлся 25-летний юбилей модели, именно Golf IV превзошёл по количеству легендарного «Жука» (более 21,5 миллиона) и присвоил себе титул самого массового немецкого автомобиля. С 1997 по 2003 год Volkswagen изготовил 4,3 миллиона Golf IV.
В четвёртом поколении (1998–2004) понятие GTI выродилось в обозначение комплектации. Golf GTI мог быть 115- и 125-сильным (с «атмосферниками» 2.0 и 1.8), а с наддувом — 150- и даже 180-сильным. Был даже дизельный GTI 1.9 (115 л.с.). Среднеарифметический 150-сильный GTI тратил на разгон до сотни восемь секунд и развивал 216 км/ч.
Одной из главных премьер автосалона во Франкфурте 2003 года стал новый Volkswagen Golf — пятый по счёту. Построенный на платформе PQ35 хэтчбек имел 4204 мм в длину и 1759 мм в ширину (колёсная база — 2578 мм). Как и прежде, на выбор при покупке стандартных Гольфов предлагали множество вариантов силовых агрегатов: шесть бензиновых моторов и три дизельных, которые работали в паре с пяти-, шестиступенчатыми «механиками», или шестидиапазонными «автоматами», или «роботами» DSG.
Новое шасси с задней многорычажкой отлично подошло двухлитровой «турбочетвёрке» семейства EA113, развивающей 200 л.с. и 280 Н•м. На выбор предлагались шестиступенчатая «механика» или шестидиапазонный «робот» DSG с двумя сцеплениями. В первом случае хэтчбек достигал 100 км/ч за 7,2 с и развивал 235 км/ч, а во втором — за 6,9 с при потолке 233 км/ч. Помимо прочего, в честь 30-летия «джи-ти-ая» ны рынок выпустили спецверсию GTI 30 Edition с 230-сильным двигателем 2.0 TSI, который разгонялся до сотни за 6,8 с (с DSG — за 6,6 с). А на вершине, поигрывая мускулами, находился Golf R32 с атмосферной «шестёркой» 3.2, выдававшей 250 сил и 320 Н•м. Хэтчбек был чертовски быстрым на прямой (до сотни — за 6,2–6,5 с в зависимости от коробки передач), но на извилистых трассах в погожий день догнать обычный GTI он был не в состоянии. Всё-таки снаряжённая масса Гольфа R32, оснащённого полным приводом, равнялась 1617 кг.
«Шестой» Гольф (длина — 4199 мм, ширина — 1779 мм) народился на свет в 2008 году, а его премьера прошла на Парижском автосалоне. За лаконичный внешний дизайн отвечал Вальтер де Сильва, за дизайн интерьера — Томаш Бачорски. Новый Golf оказался итогом модернизации предшественника, а лейтмотивом обновления стало сокращение затрат при производстве автомобиля. Так, производственный цикл одной машины снизился с 35 до 25 часов. Немцы не стали принципиально менять конструкцию кузова, компоновку и подвеску, хотя снаряжённая масса и снизилась на 20–50 кг в зависимости от мотора.
Выпуск автомобиля был налажен на заводе в Вольфсбурге. Позже покупателям были предложены юбилейный Golf GTI 35 Edition (235 сил) и полноприводный Golf R с 270-сильной «турбочетвёркой» 2.0 TSI и спортивной подвеской. «Эрка» выстреливала до сотни за 5,7 с (с DSG — за 5,5 с), а её максимальная скорость достигала 250 км/ч.
Седьмое поколение Гольфа было представлено в 2012 году. Автомобиль перебрался на модульную платформу MQB, которая обеспечила более жёсткий кузов при одновременной экономии массы примерно в центнер. Предлагались трёх- и пятидверные хэтчбеки, универсал и стоящий несколько особняком высокий субкомпактвэн Golf Sportsvan.
Разнообразие вариаций в этом поколении заметно выросло. Помимо «заряженных» Гольфов GTI (от 220 до 310 л.с.) и R (от 300 до 310 л.с.) появился заряжаемый от розетки гибрид GTE (204 л.с., 50 км без пуска ДВС) и полностью электрический e-Golf (115/136 сил) с пробегом на зарядке в 190/300 км по NEDC (до/после апдейта). Также в гамму входил оспортивленный 184-сильный дизельный GTD и приподнятый универсал Golf Alltrack. Развивались версии на метане. Семейство пережило обновление в 2016 году. Оно принесло с собой улучшенную электронику (автоторможение с обнаружением пешеходов, цифровая приборка на основе экрана в 12,3 дюйма, «пробочный» автопилот, помощник движения с прицепом), появились опциональные светодиодные фары для обычных версий, а семиступенчатый «робот» DSG нового поколения пришёл на место прежней шестиступке.