В своём исследовательском центре близ Гётеборга компания Volvo построила тестовую стометровую дорогу с армией ферритовых магнитов, спрятанных в полотне. Невидимые маркеры обеспечивают точное позиционирование автомобиля-беспилотника, снабжённого несколькими сенсорами магнитного поля. По замыслу шведов, ориентирование на дороге при помощи магнитов в асфальте будет работать надёжнее, чем спутниковая навигация GPS и радары с камерами. Оно, впрочем, должно дополнить эти методы определения координат машины на проезжей части. А особенно пригодятся магниты в условиях загрязнённого или заснеженного полотна, в тумане и в туннелях, куда не проходит сигнал со спутника.
В компании Volvo уверены, что массовое внедрение «магнитных дорог» повысит безопасность движения. К примеру, по таким меткам автомобиль может идти, когда разметка стёрта или скрыта снегом, а снабжённая магнитными сенсорами снегоуборочная техника не будет задевать отвалом заграждения, даже скрытые в сугробах. Тут напрашивается аналогия из недавних разработок: дороги, заряжающие электрические машины прямо на ходу (при помощи магнитных полей). Дальше всех здесь продвинулся Корейский институт науки и технологий. Его проект транспортных систем с бесконтактной подвижной зарядкой (Online Electric Vehicle) на стадию опытов вышел ещё лет пять назад. А сейчас корейцы постепенно переходят к коммерциализации такой системы.
Вообще говоря, в последние годы изобретатели предлагают возложить на дорожное полотно кучу вспомогательных функций. Существуют проекты по выработке самой трассой дополнительной энергии, предназначенной для светящихся знаков или подключения другой инфраструктуры. Дороги должны передавать в автомобили данные о ремонтных работах или пробках. И, конечно, в дорожное полотно уже давно встраивают датчики, контролирующие потоки машин. Коль скоро в полотне некой «умной дороги будущего» мы наверняка увидим ещё множество встроенных систем, добавить к ним ещё и магнитные маркеры труда не составит. Такая более тесная интеграция дорожной начинки и машин вполне согласуется с будущим пиком автомобилизации, на котором беспилотному транспорту будет уделяться очень большое внимание.