- MeRegioMobil: новый взгляд на энергетику будущего
- Electric Meriva: автомобиль как мобильный резервуар энергии для «умных» электросетей завтрашнего дня
Компания Opel и разработчики проекта MeRegioMobil, объединив усилия по развитию транспорта будущего, изготовили три демонстрационных электромобиля на базе модели Meriva. Целью данного исследовательского проекта, финансируемого Министерством экономики и технологий Германии, является интеграция электромобилей в интеллектуальную электросеть завтрашнего дня в качестве передвижных резервуаров.
«Эти демонстрационные автомобили, наряду с другими моделями GM для других рынков, будут использованы для анализа практичности электромобилей, а также на предмет их удобства для пользователей и соответствия различным запросам покупателей. С их помощью мы вносим существенный вклад в разработку европейских стандартов энергетической инфраструктуры, технологии энергосбережения и систем обмена данными», — говорит Рита Форст (Rita Forst), вице-президент компании Opel по инженерным разработкам.
Тестирование двунаправленных зарядных технологий
Компания Opel будет использовать проект MeRegioMobil для разработки новых «интеллектуальных» зарядных технологий, которые можно будет применять в автомобилестроении в будущем. В электромобиле Meriva использована система электронного управления, позволяющая заряжать силовую аккумуляторную батарею как от бытовой сети (230 вольт), так и от трехфазной сети переменного тока напряжением в 400 вольт. Конструкция системы допускает также её интеграцию в «интеллектуальную» электросеть. В частности, батарею можно заряжать и от возобновляемых источников энергии, таких, как уже существующие и весьма экономичные ветровые и солнечные электростанции.
Принцип резервуара будет работать и в обратном направлении: так, ведутся исследования возможностей демонстрационных автомобилей передавать энергию обратно в сеть через двунаправленную зарядную систему. Такую обратную зарядку можно использовать, когда автомобиль стоит на месте (разумеется, с разрешения водителя). Исследования двунаправленной зарядной системы позволят проанализировать практичность нового подхода к хранению энергии в аккумуляторных батареях частных автомобилей.
Электромобиль Meriva оснащен электромотором мощностью 60 кВт / 82 л.с. Максимальный крутящий момент равен 215 Н•м. Благодаря силовой аккумуляторной батарее ёмкостью 16 киловатт-часов водитель теперь может передвигаться без остановок на дистанцию 64 км со скоростью 130 км/ч.
Инженерам Opel удалось разработать конструкцию электрического привода, которая не повлияла на вместимость багажного отсека и уровень комфорта в салоне. «Электромобиль Meriva выглядит как серийная модель, но на самом деле это экспериментальный образец. Мы тестируем возможность зарядки аккумуляторной батареи менее чем за час, а также отлаживаем протокол коммуникации между автомобилем и зарядной станцией», — поясняет Рита Форст.
Обмен информацией между двигателями, системами управления автомобилем, инфраструктурой и пользователями
Исследования новых возможностей электромобилей ведутся под общим руководством энергетической группы EnBW, куда, помимо Opel, входят и другие компании: Daimler, Bosch, SAP, Stadtwerke в Карлсруэ, Технологический институт в Карлсруэ (KIT) и Институт систем и инновационных исследований Фраунхофера (ISI).
Эксплуатация первого электромобиля Meriva начнется в Институте KIT, еще два экземпляра будут вскоре переданы в службы Stadtwerke в Карлсруэ и в EnBW. KIT и Институт систем и инновационных исследований Fraunhofer совместными усилиями построили в южном кампусе университета в Карлсруэ «интеллектуальный дом» с площадью основания 60 кв.м.: он оборудован электроплитой, мойкой для посуды и стиральной машиной, при этом вся электроэнергия поступает от батареи на фотоэлементах, а также от миниатюрной теплоэлектростанции. Автомобиль Meriva, подсоединенный к зарядной станции, служит хранилищем электроэнергии в данной локальной сети.
«MeRegioMobil представляет собой выдающийся проект, часть концепции „E-Mobility“ (электромобильности), в рамках которого мы вместе с нашими партнерами впервые смогли провести тестирование в реальном времени двунаправленной зарядной системы автомобиля. Появление электромобиля Opel Meriva — важная веха в истории данного проекта. В будущем мы сможем запасать энергию от возобновляемых источников энергии в аккумуляторных батареях электромобилей. А потом, если, например, стихнет ветер, вращающий лопасти электрогенератора, мы сможем пользоваться запасенной энергией», — объясняет Ларс Валч (Lars Walch), сотрудник EnBW (Energy Baden-Wurttemberg AG) и руководитель проекта MeRegioMobil.
«Сейчас, когда у нас есть электромобиль Meriva, мы можем начать активную фазу проекта MeRegioMobil. Благодаря нашему сотрудничеству мы можем оценить перспективы и проблемы, возникающие при интеграции систем зарядки электромобиля с энергетической сетью нашего „интеллектуального дома“. Мы как бы получаем исследовательскую лабораторию с реальным автомобилем», — поясняет профессор Хартмут Шмек (Hartmut Schmeck), представитель MeRegioMobil в Институте KIT. «Возможность передачи энергии от автомобиля в сеть нельзя переоценить, ни один другой электромобиль пока на это не способен. В дальнейшем мы планируем реализовать еще одну потенциальную способность аккумуляторной батареи автомобиля — предполагается, что она сможет повысить устойчивость работы электросети. Для этого нужно разработать новые концепции интеллектуальных информационных и коммуникационных технологий».
Коммуникационные технологии играют ключевую роль в проекте MeRegioMobil. В зависимости от того, как именно жители дома хотят использовать Meriva, они могут без труда распределять энергию между домом и электромобилем с помощью компьютера. Это гарантирует, что в электромобиле Meriva всегда останется достаточно энергии для передвижения, а при необходимости запас энергии будет возобновляться от экологически чистого источника — фотоэлементов.
Участвующие в проекте поставщики электроэнергии в настоящее время строят сотни общедоступных зарядных станций в земле Баден-Вюртенберг. Здесь демонстрационные автомобили могут заряжаться от различных возобновляемых источников энергии. Одна из целей создания данной инфраструктуры — тестирование новых систем оплаты за услуги связи, подобных системам, используемым для мобильных телефонов. В будущем пользователи электромобилей должны иметь возможность заряжать аккумуляторную батарею у любого поставщика энергии, а потом получать единый счет от своего провайдера.
Opel и GM — создатели экологически чистых транспортных средств
«Наш вклад в разработку MeRegioMobil — это часть глобальной стратегии компании GM по развитию технологий производства электромобилей и демонстрации преимуществ от их ежедневного использования», — говорит Рита Форст.
В планах компании General Motors — разработка ряда технологий для электрификации автомобилей, которые в дальнейшем позволят предложить покупателям достойный выбор электромобилей. Огромный опыт и умение разрабатывать аккумуляторные батареи, электродвигатели и системы управления энергией гарантируют успех GM в этой сфере деятельности.
Обновленная модель Opel Ampera является наиболее прогрессивным на сегодняшний день вариантом для тех покупателей, кто ищет электромобиль для поездок из пригорода в город и обратно с общим пробегом до 500 км и более. Благодаря усилиям GM по всему миру также появляются экспериментальные демонстрационные электромобили, представляющие собой уже полноценный автопарк — тестирование таких моделей позволит лучше понять особенности их эксплуатации в условиях города, возможности зарядки аккумуляторных батарей, принципы развития инфраструктуры и способность такого инновационного транспорта отвечать запросам потребителей на различных мировых рынках. Одновременно GM инвестирует средства в создание инновационных компаний, которые способны ускорить создание новых технологий для электромобилей следующего поколения.
«Электромобили открывают как для компании Opel, так и для всей автомобильной промышленности путь к полной независимости от ископаемых видов топлива. Новые технологии также могут привести к полному исключению загрязнения окружающей среды», — заключает Рита Форст.
MeRegioMobil — Meriva: Технические характеристики | |
---|---|
Общие | |
Модель | Четырехместный переднеприводный экспериментальный автомобиль, чьим прообразом стала модель Opel Meriva. |
Шасси | Независимая передняя подвеска МакФерсон, задняя подвеска с торсионной балкой Передние и задние дисковые тормозные механизмы Торможение с регенерацией энергии Электрогидравлический усилитель руля |
Информационно-развлекательная система | Аудио- и навигационная система с |
Колеса | |
Колеса и шины | 205/55R16, с малым сопротивлением качению |
Скоростные характеристики и пробег | |
Разгон от 0 до 100 км/ч, с | 11 |
Максимальная скорость, км/ч | 130 (электронный ограничитель) |
Пробег, км | 64 (NEDC) |
Размеры и масса | |
Длина, мм | 4288 |
Ширина, мм | 1912 |
Высота, мм | 1615 |
Сухая масса, кг | 1590 |
Система аккумуляторной батареи | |
Тип | литий-ионные батареи |
Емкость (кВт•ч) | 16 (общая) |
Время зарядки | 1 час от трехфазной сети 400 вольт 3,5 часа от бытовой сети 230 вольт |
Электропривод | |
Электрический силовой агрегат | Трехфазный асинхронный электродвигатель со встроенной системой электронного управления и планетарным редуктором |
Рабочее напряжение, вольт | |
Мощность двигателя, кВт | В экономичном режиме: 60 В спортивном режиме: 80 |
Крутящий момент, Н•м | 215 |