Общая тенденция наметилась давно. В декабре 2008 года, когда маховик финансового кризиса раскрутился, спрос сократился на 10%. Затем последовал мощный удар по отрасли: в январе
Лидер по продажам у нас, как обычно, АвтоВАЗ, который весь год сосал деньги из казны. Спрос на его продукцию, однако, снизился на 44% — до 349 490 автомобилей против 622 182 в
На второй строчке — компания Chevrolet, реализовавшая в минувшем году 104 398 машин против 235 466 годом ранее (-56%). Благодарить американцы должны сразу три сборочных предприятия. На столько же меньше стали покупать продукцию компании Ford (82 083) — у неё третье место в рейтинге. На четвёртой позиции расположился корейский бренд Hyundai (74 607), спрос на автомобили которого из-за остановок производства на предприятии ТагАЗ уменьшился на 61%. Замыкает пятёрку фирма Renault с результатом в 72 284 проданные машины.
«Бюджетники» распилили верхушку рейтинга, а в середине таблицы видны результаты борьбы за премиум-сегмент. Победителем вышла компания BMW (16 350), второе место досталось Audi (15 009), а на третьей позиции оказался Mercedes (12 050). Компании Land Rover (9275) и Volvo (6894), которые по итогам 2008 года заняли два первых места, оступились. В свою очередь, Lexus (6400) и Infiniti (4630), как и в прошлом году, далеко позади. У остальных показатели и вовсе смехотворны.
На самом деле провалились в яму практически все. Положительную динамику показали лишь четыре компании. Всего на 1% улучшил свои показатели Citroen, который реализовал в минувшем году на 143 машины больше, чем в прошлом, — 12 388. Более 100% роста зафиксировано у китайского бренда Geely (7681), чьи руководители активно снижали цены на протяжении всего года. Благодаря огромным скидкам увеличились на 65% продажи Хаммеров (1123). Наконец, на 126% подскочил сбыт коммерческого транспорта марки Isuzu, но цифра эта обманчива: разве так уж велика разница между 86 машинами в прошедшем году и 38 в
Удивительно, что некоторые производители ещё не собрали вещи и не отбыли восвояси. Взять, к примеру, итальянцев из Alfa Romeo, которые за весь год продали всего 104 машины. Не лучшим образом обстоят дела у Сааба (368), Крайслера (346), Джипа (416) и Доджа (441). Да и набравший было обороты SEAT сдал — 869 автомобилей.
Ну а самая плачевная ситуация с продажами отмечена у компаний Dodge (-90%), Jeep (-86%), Chrysler (-76%), а также у китайского бренда BYD (-81%) и японской Хонды (-74%). Несладко пришлось и таким маркам, как Opel (-65%), Mazda (-58%), Mitsubishi (-63%) и Toyota (-64%). Зато бренды FIAT (-31%), Skoda (-35%), Volkswagen (-22%), KIA (-20%) и Suzuki (-34%) благодаря российскому производству и низким ценам перенесли год с минимальными потерями.
Что касается конкретных моделей, то первые четыре места принадлежат АвтоВАЗу. Впервые хит-парад возглавила Priora (99 473). А вот бессменный лидер прошлых лет — «классика» 2105/2107 — из-за падения спроса на 60% скатилась сразу на третье место (67 216), уступив семейству Samara (90 428) и подпустив очень близко «Калину» (60 746). Лидер среди «иностранцев» — седан Renault Logan (53 869), который под конец года смог обогнать всеволожский Ford Focus (52 108). А за ним с большим отставанием следует Chevrolet Lacetti (29 362): спрос на это семейство сократился более чем в два раза — на 64%.
И лишь две модели из
А какова ситуация на рынке подержанных автомобилей? На нём общее падение цен за год составило 5,1%. В отличие от сегмента новых машин, где впереди отечественный автопром, на вторичке ситуация противоположная: особенно заметно сократился спрос на продукцию АвтоВАЗа, цены снизились в среднем на 17,8%. Зато из-за неоправданно высоких цен на новые автомобили премиум-брендов более востребованы стали выпущенные под теми же марками модели трёхлетней выдержки (стоимость подскочила на 7,8%).
Прошедший год выявил также интересные изменения в сфере сервисного обслуживания автомобилей. За последние месяцы
Сохранят ли положительную динамику удержавшиеся на плаву и найдут ли свой спасательный круг утопающие? Прогнозы на 2010 год отнюдь не радужные. Самый оптимистичный вариант — ситуация стабилизируется, и продать получится около 1,5 миллиона машин. Игроки рынка возлагают большие надежды на программу правительства по утилизации старых авто (она начнёт действовать 8 марта), а кроме того, на увеличение количества моделей, которые будут собираться на территории России.
Продажи новых легковых автомобилей и лёгкого коммерческого транспорта в России по маркам в 2009 г. (данные AEB) | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
№ | Марка | 2009 | 2008 | % | декабрь 2009 | декабрь 2008 | % |
1 | Lada | 349 490 | 622 182 | -44% | 27 813 | 37 138 | -25% |
2 | Chevrolet | 104 398 | 235 466 | -56% | 9298 | 19 986 | -53% |
3 | Ford | 82 083 | 186 828 | -56% | 7005 | 17 820 | -61% |
4 | Hyundai | 74607 | 192 719 | -61% | 7886 | 9706 | -19% |
5 | Renault | 72284 | 108 070 | -33% | 6266 | 8286 | -24% |
6 | KIA | 70 088 | 88 152 | -20% | 8001 | 4418 | +81% |
7 | Toyota | 68 731 | 189 966 | -64% | 5843 | 13 734 | -57% |
8 | Nissan | 64 221 | 146 548 | -56% | 4961 | 11 870 | -58% |
9 | ГАЗ | 58 205 | 131 003 | -56% | 5920 | 7538 | -21% |
10 | Daewoo | 51 414 | 95 510 | -46% | 4451 | 3350 | +33% |
11 | Mitsubishi | 41 354 | 111 567 | -63% | 2316 | 7042 | -67% |
12 | Volkswagen | 39 488 | 50 525 | -22% | 3017 | 5281 | -43% |
13 | УАЗ | 34 660 | 53 773 | -36% | 5571 | 4727 | +18% |
14 | Opel | 34 277 | 98 800 | -65% | 1761 | 7338 | -76% |
15 | Skoda | 33 002 | 50 733 | -35% | 2913 | 4981 | -42% |
16 | Mazda | 30 643 | 73 271 | -58% | 1716 | 3560 | -52% |
17 | Peugeot | 29 748 | 48 085 | -38% | 1998 | 4167 | -52% |
18 | Suzuki | 25 335 | 38 314 | -34% | 2648 | 2759 | -4% |
19 | Honda | 23 222 | 89 152 | -74% | 1439 | 11 128 | -87% |
20 | FIAT | 18 100 | 26 058 | -31% | 2418 | 1978 | +22% |
21 | BMW | 16 350 | 18 383 | -11% | 1744 | 1550 | +13% |
22 | Audi | 15 009 | 17 076 | -12% | 1091 | 1271 | -14% |
23 | Citroen | 12 388 | 12 245 | +1% | 1080 | 1536 | -30% |
24 | Mercedes-Benz | 12 050 | 16 764 | -28% | 1095 | 1235 | -11% |
25 | Subaru | 9598 | 21 780 | -56% | 1079 | 1843 | -41% |
26 | Land Rover | 9275 | 20 433 | -55% | 968 | 2073 | -53% |
27 | Ssangyong | 9020 | 14 406 | -37% | 1291 | 988 | +31% |
28 | Geely | 7681 | 3780 | +103% | 304 | 406 | -25% |
29 | Chance | 7344 | - | - | 1572 | - | - |
30 | Volvo | 6894 | 21 041 | -67% | 545 | 2507 | -78% |
31 | Lexus | 6400 | 14 796 | -57% | 514 | 1386 | -63% |
32 | Vortex | 5922 | н.д. | - | 134 | н.д. | - |
33 | Иж (вкл. ВАЗ 2104) | 5735 | 22 306 | -74% | 50 | 953 | -95% |
34 | Volkswagen ком. автмб. | 5650 | 10 501 | -46% | 763 | 1200 | -36% |
35 | ТагАЗ | 5187 | н.д. | - | 913 | н.д. | - |
36 | Chery | 4914 | 15 728 | -69% | 567 | 548 | +3% |
37 | Infiniti | 4630 | 7793 | -41% | 239 | 823 | -71% |
38 | Lifan | 2673 | 4755 | -44% | 45 | 482 | -91% |
39 | Great Wall | 2490 | 8324 | -70% | 129 | 373 | -65% |
40 | Cadillac | 1529 | 1596 | -4% | 113 | 43 | +163% |
41 | Mercedes-Benz ком. автмб. | 1385 | 3063 | -55% | 112 | 396 | -72% |
42 | Porsche | 1266 | 1941 | -35% | 115 | 60 | +92% |
43 | Hummer | 1123 | 679 | +65% | 55 | 66 | -17% |
44 | BYD | 1001 | 5341 | -81% | 19 | 419 | -95% |
45 | Jaguar | 933 | 1689 | -45% | 67 | 192 | -65% |
46 | SEAT | 869 | 2182 | -60% | 20 | 129 | -84% |
47 | MINI | 686 | 853 | -20% | 68 | 51 | +33% |
48 | Iveco | 626 | 848 | -26% | 83 | 135 | -39% |
49 | Dodge | 441 | 4473 | -90% | 27 | 248 | -89% |
50 | Jeep | 416 | 2901 | -86% | 26 | 228 | -89% |
51 | Saab | 368 | 1269 | -71% | 33 | 118 | -72% |
52 | Chrysler | 346 | 1425 | -76% | 24 | 72 | -67% |
53 | Ikco продажи прекращены | 178 | 2007 | - | - | 46 | - |
54 | Alfa Romeo | 104 | 321 | -68% | 3 | 22 | -86% |
55 | Isuzu | 86 | 38 | +126% | 3 | 12 | -75% |
№ | Всего | 1 465 917 | 2 897 459 | -49% | 128 132 | 208 218 | -38% |
25 наиболее продаваемых моделей легковых автомобильных марок в России в 2009 г. (данные AEB) | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
№ | Марки | 2009 | 2008 | % | декабрь 2009 | декабрь 2008 | % |
1 | Lada Priora | 99 473 | 128 175 | -22% | 8230 | 8652 | -5% |
2 | Lada Samara | 90428 | 167 441 | -46% | 6849 | 8968 | -24% |
3 | Lada 2105/2107 | 67216 | 168 176 | -60% | 4843 | 8866 | -45% |
4 | Lada Kalina | 60 746 | 94 094 | -35% | 4590 | 7460 | -38% |
5 | Renault Logan | 53 869 | 74 300 | -27% | 5143 | 5258 | -2% |
6 | Ford Focus | 52 108 | 93 496 | -44% | 4617 | 10 149 | -55% |
7 | Chevrolet Lacetti | 29 362 | 81 656 | -64% | 2834 | 6820 | -58% |
8 | Daewoo Nexia | 28 233 | 50 814 | -44% | 2715 | 1833 | +48% |
9 | Lada 4x4 | 26 726 | 24 349 | +10% | 3161 | 2073 | +52% |
10 | Chevrolet Niva | 24 520 | 47 486 | -48% | 2593 | 3178 | -18% |
11 | Daewoo Matiz | 23 181 | 44 696 | -48% | 1736 | 1517 | +14% |
12 | Chevrolet Lanos | 23 170 | 49 284 | -53% | 1155 | 4788 | -76% |
13 | Opel Astra (вкл. Astra Cabrio) | 18 952 | 42 259 | -55% | 1066 | 3343 | -68% |
14 | Kia cee'd | 18 943 | 25 040 | -24% | 1945 | 1801 | +8% |
15 | Hyundai Getz | 18 560 | 37 886 | -51% | 1092 | 1963 | -44% |
16 | Toyota Camry | 16 452 | 28 029 | -41% | 1525 | 2102 | -27% |
17 | Toyota Corolla | 16 067 | 63 986 | -75% | 636 | 4838 | -87% |
18 | Chevrolet Aveo | 15 996 | 34 362 | -53% | 1299 | 3453 | -62% |
19 | Hyundai Tucson | 14 299 | 21 213 | -33% | 2108 | 1284 | +64% |
20 | Mitsubishi Lancer X | 13 795 | 56 900 | -76% | 346 | 3199 | -89% |
21 | Kia Sportage | 13 717 | 6643 | +106% | 1893 | 409 | +363% |
22 | Nissan Qashqai | 13 640 | 31 945 | -57% | 1289 | 2928 | -56% |
23 | Mazda3 | 13 006 | 39 144 | -67% | 475 | 1897 | -75% |
24 | Suzuki Grand Vitara | 12 679 | 19 897 | -36% | 1672 | 1253 | +33% |
25 | Nissan X-Trail | 11 505 | 24 521 | -53% | 342 | 2169 | -84% |