Не так давно случилось важное событие: президент Renault Карлос Гон (Carlos Ghosn) полетел в Индию. Нет, он не загорать туда отправился, а открывать новый завод. Но даже не это самое главное. Наибольшего внимания заслуживают программные заявления, которые господин Гон сделал на церемонии открытия сборочных цехов. То, что сказал этот человек, заставляет задуматься ни много ни мало о будущем всего мирового автопрома.
Президент Renault заявил, что теперь перед мировой автопромышленностью стоит новый вызов: ей необходимо создать автомобиль по цене до $3000, а лучше даже до $2500. Таким образом, самые дешёвые автомобили должны подешеветь аж на 40 процентов.
В сотрудничестве с Renault индийский производитель Tata готовится в конце 2008 года запустить в производство наследника легендарного Ford T стоимостью в 2500 долларов. Когда об этом узнали ведущие западные автопроизводители, они тотчас заявили, что с такой ценой это будет уже не автомобиль, а четырёхколёсный велосипед и первый же
Но, видимо, самоуверенные критики будут посрамлены, ибо Tata разработала вполне достойную машину. У неё не только четыре колеса, но и четыре двери, а под капотом стоит
Конечно, при проектировании этой модели экономить приходилось буквально на каждой мелочи, но недостатка в покупателях не будет. Основными рынками сбыта называются Китай, Индия, Бразилия и Россия. Ожидается, что к 2012 году количество автомобилей ценой до $10 тысяч вырастет с нынешних 12 миллионов до 18.
Эту тенденцию почуяли все крупнейшие мировые производители. Уже сегодня Toyota, Volkswagen, Fiat, Peugeot-Citroen разрабатывают свои версии «убийцы Логана». Если добавить сюда General Motors в лице Daewoo, непредсказуемый американо-китайский альянс Chrysler и Chery, а также вездесущий Hyundai, то можно представить, какая битва за покупателя развернётся через несколько лет.
Борьба развернётся в масштабах всей планеты, а вот собираться страшные орудия нападения, то есть маленькие машинки, будут, скорее всего, в Индии. Проблем с дешёвой рабочей силой там никогда не существовало, а теперь ещё и дешёвые мозги появились. Так что мировые гиганты могут здорово сэкономить на разработке машин. К тому же скоро изменится и сам подход к конструированию и доводке. Уже сейчас в Renault научились обходиться без испытаний дорогостоящих прототипов, а сразу после разработки компьютерной модели запускать автомобиль в производство.
Очевидно, что в условиях жёсткой конкуренции производителям придётся забыть о сверхприбылях. По оценкам экспертов, BMW на каждом выпущенном автомобиле зарабатывает в среднем $3300, а каждый Logan приносит Renault лишь 400 долларов. И если в будущем цена дешёвых машин опустится до заветных трёх тысяч долларов, то прибыль компаний станет и того меньше. Но всё равно этот сегмент считается одним из самых перспективных, а потому в ближайшее время нас ждёт появление разных автомобильчиков по очень привлекательным ценам.