Специалисты университета НИТУ «МИСиС» разработали технологию, позволяющую в ряде случаев поменять длительный и дорогостоящий процесс замены внешнего слоя асфальта на новый. Если в покрытии возникли трещины или колеи, по дороге достаточно пройтись мобильной установке СВЧ-излучения и катку. И дефекты затягиваются. Конечно, асфальт должен быть не обычный. Его секрет — углеродные многостенные нанотрубки «Таунит-М», добавленные в смесь в небольшой пропорции.
Нанотрубки в составе асфальта воспринимают излучение СВЧ и становятся индукционными нагревателями, быстро размягчающими смесь. Каток сразу заглаживает покрытие. На всё про всё нужны минуты и часы вместо дней, а затраты сокращаются втрое. Похожий метод сейчас разрабатывают в Китае и Голландии, но там в роли приёмников излучения предлагают применять тонкие металлические волокна.
Наш метод, в отличие от иностранного «металлического», не требует изменения состава самой асфальтобетонной смеси. Разница подхода вынужденная: НИТУ «МИСиС» уверяет, что только у нас придумана и запатентована технология введения углеродных нанотрубок в вязкий битум и равномерного их распределения. Самозалечивающийся асфальт в виде эксперимента будет уложен в нынешнем году на одном из дорожных объектов, возводимых по программе подготовки к Чемпионату мира по футболу-2018. Тем временем в компании «Росэлектроника», входящей в корпорацию «Ростех», будут разработаны передвижные СВЧ-установки, являющиеся необходимым элементом всей технологической цепочки.