Времена в автомобильном мире нынче жестокие. Многие марки отчаянно борются за выживание, теряют миллионы и миллиарды долларов, продаются и покупаются. Это стало нормой. Но чешскую фирму Skoda ждала другая судьба. Эта компания из Восточной Европы, до
DRIVE.RU: В 2003 году у Skoda в России произошёл обвал продаж. При огромных темпах роста рынка продажи упали в полтора раза по сравнению с предыдущим годом, и в России марка откатилась со второго на одиннадцатое место. В чём причина?
Ян Гурт: Если честно, то я думал, что это случится даже раньше. Ведь в Европе компания уже пережила аналогичную ситуацию. Когда Skoda вошла в состав концерна Volkswagen, встал вопрос — как дальше развиваться? Можно было делать ставку на выпуск большого количества дешёвых, но некачественных машин, как это было раньше. Но этому пути было сказано: «Нет!», и Skoda стала развиваться как часть Volkswagen. А Volkswagen — это, в первую очередь, качественные машины. Надо было полностью пересмотреть модельный ряд. Разумеется, сделав это, мы потеряли много старых клиентов Skoda, которые раньше покупали ту же Felicia за пять тысяч долларов — ведь у нас таких машин в модельном ряду не осталось.
DRIVE.RU: То есть люди не успели привыкнуть, что Skoda — это уже автомобиль уровня Volkswagen, и поэтому не брали его?
Я. Г.: Да, это требует времени. Людям нужно было время, чтобы понять, что Skoda — это хороший и качественный автомобиль. И этот переломный момент наступил в России в 2003 году.
DRIVE.RU: Понятно. А сейчас какие действия предпринимает компания, чтобы увеличить продажи?
Я. Г.: Если говорить о Skoda в мире, то мы приняли такое решение — развиваться будем в двух ключевых направлениях. Первое — мы будем активно расширять модельный ряд. Вышли Fabia и Octavia, они стали большим успехом для нас. Также мы сделали седан Superb — это был, конечно, большой риск для марки, но это нужно было сделать. И, думаю, это был правильный шаг, ведь на сегодняшний день продажи Superb, в том числе и в России, растут, а скоро появится автомобиль нового поколения. Ещё мы добавили Skoda Roomster, а это совсем новый для нас сегмент — машина нацелена на молодые семьи. А в течение нескольких лет у нас появится внедорожник.
И второе — это развитие рынков, где Skoda до сегодняшнего момента представлена не была. Мы хотим играть на них большую роль. Это наша стратегия, которая получила название Go East. Мы идём на восток. В Европе рынок уже насыщен, и серьёзно изменить там обстановку сложно. А вот страны с активно растущими рынками — это очень перспективно. В том числе это страны бывшего Союза — в России, Украине и Казахстане у нас уже есть или скоро будут свои сборочные предприятия.
DRIVE.RU: Да, насчёт заводов. Не секрет, что сейчас Volkswagen строит завод под Калугой, и на нём будут собираться машины Skoda.
Я. Г.: Да, конечно, это не секрет. И мы решили, что будем производить здесь те продукты, которые будут тут лучше всего продаваться — Octavia и Fabia.
DRIVE.RU: Насколько нам известно, на первых порах эти машины станут собираться методом крупноузловой сборки. То есть к нам будет приходить всё готовое, а рабочим останется лишь дособирать автомобили. Планируется ли позже перевести производство на полный цикл — со сваркой и окраской?
Я. Г.: Безусловно. Сборка — это лишь начало нашего пути. И я думаю, что это очень правильный путь. Уже в этом году мы начнём сборку, и будем постоянно развивать производство — и тогда уже начнём выпуск автомобилей по полному циклу.
DRIVE.RU: Хорошо, а как это всё отразится на ценах?
Я. Г.: Разумеется, цены с ростом локализации производства пойдут вниз. Я, конечно, сейчас не могу назвать
DRIVE.RU: Skoda — машины недешёвые. Если сравнивать с такими конкурентами, как Opel или Ford, то Skoda будет существенно дороже. Как вообще заставить покупателей верить в то, что она стоит своих денег?
Я. Г.: Я думаю, что мы уже убедили в этом очень многих.
DRIVE.RU: По крайней мере тех, кто машину купил.
Я. Г.: Да. Мне кажется, основное преимущество наших машин — это надёжность. И самое лучшее, что может быть — это когда один человек советует другому: «Вот, я купил себе эту машину и очень доволен». Это самая лучшая реклама. С другой стороны, и мы должны продвигать марку. И, разумеется, будем это делать — и за счёт новых моделей, и за счёт локализации производства Octavia и Fabia.
DRIVE.RU: Бренд Skoda в России пользуется определённым уважением. Но многие говорят: «Да, машина хорошая, но почти за эти же деньги можно купить Volkswagen». Как обстоят дела с внутренней конкуренцией?
Я. Г.: Знаете, прежде всего, мы в Skoda стараемся делать так, чтобы сами машины были нацелены на других клиентов. Например, в сегменте, где играет Fabia, мы предлагаем кузов универсал, чего у Volkswagen нет. Да и Octavia совершенно не похожа на Golf. Мы стараемся делать продукты, не конкурирующие друг с другом. Каждый месяц специальные аналитические компании присылают нам отчёты с указанием, откуда к нам приходят покупатели. Конечно, там есть и Volkswagen, но в основном это другие бренды. Так что есть, разумеется, люди, которые выбирают между двумя брендами одного концерна, но в целом клиенты Skoda — это те люди, которые всё равно не купили бы Volkswagen.
DRIVE.RU: То есть за то, что вы с Volkswagen отобьёте друг у друга всех покупателей, можно не волноваться?
Я. Г.: Абсолютно!
DRIVE.RU: Российский рынок автомобилей растёт как на дрожжах уже год эдак пятый подряд. Как считаете, настанет этому конец?
Я. Г.: Я абсолютно уверен, что Россия станет самым большим рынком в Европе, и на сегодняшний день не вижу никаких причин, чтобы этого не было. Уровень жизни в России растёт, регионы богатеют — возможности для роста сохранятся ещё очень долго.
DRIVE.RU: А какие сейчас самые лакомые куски в России?
Я. Г.: Регионы сейчас развиваются очень быстро. Конечно, Москва и Санкт-Петербург тоже растут, но их рынки уже близки к насыщению. А регионам ещё развиваться и развиваться.
DRIVE.RU: Не секрет, что многие регионы Зауралья и Дальнего Востока предпочитают ездить на подержанных праворульных машинах из Японии. Как считаете, могут ли новые импортные машины выбить их оттуда?
Я. Г.: Если честно, я вообще удивлён этой всей ситуацией с Дальним Востоком. Ведь то же производство автомобилей в России — это не только прибыль для нас, но и рабочие места для граждан. И почему вместо того, чтобы поддерживать такие инвестиции, государство разрешает без проблем регистрировать автомобили, неподходящие по требованиям к правостороннему движению, с неправильной светотехникой и расположением руля, я не понимаю. Ведь есть же производители, которые готовы инвестировать в Россию деньги, и я хотел бы, чтобы в
DRIVE.RU: А если это сделано не будет, реально ли вытеснить их с Дальнего Востока?
Я. Г.: Это только вопрос цены. У нас, в принципе, уже есть дилеры, которые продают новые, более престижные западные машины тем, кто