Крупный поставщик автокомпонентов ZF построил прототип Vision Zero, в котором внедрил целую россыпь технологий, связанных с безопасностью, комфортом и экологией. Это и различные новые ассистенты, и аварийные системы, и автопилот, и электропривод, и ещё несколько разработок. Перекроенный снизу доверху Volkswagen Touran — это мечта ZF о мире транспорта с нулевым выхлопом и без ДТП. Отсюда и название автомобиля, и девизы Zero emissions и Zero accidents, начертанные на бортах прототипа.
В передней части Турана вместо ДВС разместилась крупная литиевая батарея, а сзади немцы полностью поменяли подвеску. Вместо штатной начинки компактвэн получил блок ZF mSTARS (modular Semi-Trailing Arm Rear Suspension): модульную заднюю подвеску на косых рычагах с интегрированными электроприводом и активным рулевым управлением задней осью AKC (Active Kinematics Control), которое может быть задействовано для повышения как маневренности, так и устойчивости.
Ассортимент компонентов шасси пополнился системой демпфирования sMOTION. Она обладает встроенным в каждую подвеску насосом, способным создавать дополнительное усилие на штоке амортизатора в том или ином направлении. Тем самым амортизатор превращается из пассивного устройства, только гасящего колебания, в активное, умеющее точнее отрабатывать неровности и снижать раскачку кузова по сигналам управляющей электроники.
Перечисленные системы, от электропривода до активных компонентов шасси, по мнению конструкторов ZF, весьма пригодятся в автомобилях, оснащёнными полными или частичными автопилотами, различными системами аварийного управления. Тут ZF работает в кооперации с несколькими партнёрами, разрабатывающими радары, лидары и стереокамеры, блоки с искусственным интеллектом. Причём у ZF есть несколько своих любопытных идей.
Одна из интересных новых систем — Driver Distraction Assist, контроль за вниманием водителя. Это камера (в данном случае с лазерной подсветкой), работающая даже в темноте и направленная на человека. Она определяет положение не только глаз, но всей головы. Если электроника видит, что водитель не смотрит на дорогу, то в салоне раздаётся звуковой сигнал, на приборке вспыхивает предупреждение.
Одновременно компьютер затягивает ремень безопасности и сам включает режим автоматического удержания на полосе. Если и после этого водитель не реагирует на предупреждающие сигналы, то автомобиль постепенно сбавляет ход и далее, соблюдая меры предосторожности, уходит вправо и при первой возможности останавливается в безопасном месте.
Система Wrong-way Inhibit предотвращает езду по встречной полосе, когда водитель непреднамеренно ошибся на транспортной развязке, а также выезд на закрытые съезды. Она ориентируется по высокоточным картам в сочетании со знаками и разметкой и активируется, едва только водитель начал поворачивать руль в неправильную сторону из-за дезориентации или усталости. На первом этапе электроника включает световое и звуковое предупреждение, вибрацию ремня безопасности, а также увеличивает сопротивление на ободе рулевого колеса.
Если водитель всё же свернул в неверную сторону, электроника берёт управление на себя, сдвигает машину к внешнему краю дороги, замедляет ход и останавливает автомобиль, включая при этом «аварийку» и ближний свет фар. Покинуть потенциально опасную зону остановки после этого можно либо задним ходом, либо вперёд, если электроника определит, что там безопасно.
«Нулевой аварийности и нулевых выбросов можно добиться только в том случае, если все автомобили станут электрическими, автономными и объединёнными в одну сеть. Мы прилагаем все усилия, чтобы сделать это возможным, — заявил доктор Штефан Зоммер, председатель правления ZF Friedrichshafen AG, комментируя ассортимент разработок, показанных в Австрии.
Специалисты компании пояснили, что в идеале системы безопасности должны быть комплексными, работающими в полном согласии с обстановкой, движением других машин, работой дорожных служб и так далее. Аналогично и внутри автомобиля комплексный подход, подразумевает взаимодействие между собой всех отдельных устройств активной и пассивной безопасности, способных снизить риск аварии или уменьшить тяжесть её последствий.
Возвращаясь к нулевым выбросам, фирма показала ещё одну разработку: телематическое бортовое устройство Openmatics и веб-приложение Dashboard, позволяющее оператору автопарка не только отслеживать положение машин, но и их загруженность, а в электрокарах — уровень заряда. Это позволяет планировать маршруты, исходя из имеющегося запаса хода, высылать клиентам наиболее подходящие под их запрос (пункт назначения) автомобили, а также оптимизировать общий расход энергии таким парком.