Audi a7,Audi piloted driving. Audi A7 Sportback piloted driving concept построен на основе обновлённого хэтча Audi A7 с мотором 3.0 TFSI (333 л.с., 440 Н•м), семиступенчатым «роботом» S tronic и полным приводом. Для краткости концепту придумали прозвище Jack.

Испытываем на себе прототип Audi A7 с автопилотом

Константин Болотов, . Фото Драйва и компании Audi

Audi A7 Sportback piloted driving concept построен на основе обновлённого хэтча Audi A7 с мотором 3.0 TFSI (333 л.с., 440 Н•м), семиступенчатым «роботом» S tronic и полным приводом. Для краткости концепту придумали прозвище Jack.

К подголовнику переднего пассажирского кресла прикручен монитор. На заднем диване лежит клавиатура. По полу змеятся провода. Багажник под завязку забит оборудованием. Похоже, прототип ещё совсем сырой. Тогда о каком запуске в серию говорят немцы? Те не моргнув глазом отвечают: «О! Не обращайте внимания! Эта аппаратура здесь временно, она нужна нашим инженерам для тестов». Раз так, может, мы покатаемся когда-нибудь потом, когда все испытания завершатся? — «Ну что вы! Всё работает как часы, не волнуйтесь! Это же тот самый Джек, что проехал 560 миль из Кремниевой долины до Лас-Вегаса!»

В ходе вояжа по США за рулём концепта сменяли друг друга журналисты, а тест-пилот Audi страховал с кресла пассажира. Заезд по дорогам общего пользования протяжённостью более 900 км успешно завершился в Городе грехов в январе этого года на выставке электроники CES 2015.

Водительское кресло едва остыло после федерального министра транспорта Германии Александра Добриндта. Он прокатился на самостоятельной «а-седьмой» по тому же участку хайвея А9, где поедем мы, и присвоил трассе статус высокотехнологичной автомагистрали. «Пилотируемое вождение» (pilotiertes fahren/piloted driving) министр оценил очень высоко: «Это не фантастика. Я уверен, у Германии большие шансы воплотить в жизнь эту инновацию уже через несколько лет. Нашей целью должно оставаться сохранение мирового лидерства, в том числе — в сфере автономного вождения». Понятно! Если бы автопилот Audi не получил зелёный свет на наивысшем уровне, нас бы здесь не было.

Таких концептов Audi A7 Sportback на планете пока лишь два — Джек и его дублёр. На вопрос о цене машины немцы закатывают глаза, со смехом машут руками и отказываются продолжать разговор. Вошедший в обиход после олимпиады в Сочи «олимпиард», похоже, точно характеризует ценник.

Инструктаж перед выездом предельно краток, ведь учить особо нечему. Это же не экзамен в автошколе, а наоборот! Тебе объясняют, как за рулём ничего не делать. Главной задачей было максимально упростить переход от привычного ручного управления к автономному режиму. Поэтому нам показывают две вещи — кнопки на руле да дисплеи между колодцами приборов и по центру приборной панели. Всё просто и интуитивно понятно. Легко нажимаю акселератор — и Audi A7 резко прыгает вперёд. Ещё бы, 333 силы никуда не делись! Немцы вокруг хохочут: «Ну как, мощная тачка?»

Переход в piloted driving — это предложение, которое появляется, когда машина осмотрелась на автобане и решила, что время пришло. Раздаётся звуковой сигнал, ты одновременно нажимаешь две кнопки на спицах руля и... И всё! Бросаешь баранку, педали и валяешь дурака.

Брошенный руль слегка покачивается, корректируя траекторию. В средней полосе догоняем грузовик. Автомобиль принимает решение — идём в крайний левый ряд. Сам включается поворотник, и Audi A7 немного резковато перестраивается, набирая скорость. Человек выполняет эти манёвры, конечно, деликатнее. Но на что я жалуюсь? На то, что машина управляет сама собой хуже, чем я? Ну нет, привередливость такого уровня мне недоступна. «Вам нравится?» — спрашивают с галёрки. У меня нет слов. Точнее, есть одно, и я им пользуюсь: «Волшебство!» — салон опять сотрясает взрыв хохота.

У обычной «а-седьмой» этого экранчика нет. А здесь он важен — с его помощью автомобиль предупреждает о манёврах и показывает, сколько времени осталось до перехода на ручное управление. Красная полоска на дисплее — тревожный знак: надо снова превращаться в водителя.

Но если умерить восторг и оглядеться в секторе автономных легковушек, понимаешь, что Audi здесь не такой пионер и чемпион, каким хочет казаться. Достижений у «колец» хватает (смотрите врезку «История»), однако конкуренция яростная и выделить лидера практически невозможно — уровень развития примерно одинаковый. В строительстве машин-роботов преуспевают Mercedes-Benz, BMW и Volvo. Не отстают Toyota и Lexus, старается Nissan. Компании Jaguar Land Rover и Ford входят в консорциум UK Autodrive, который намерен сделать Великобританию глобальным центром автомобилей-роботов. Мощная коалиция недавно создана в США. Амбициозные планы обнародовали Hyundai и KIA. И это не говоря о Google и Apple. Только одно дело — читать победные реляции в Сети, и совсем другое — доверить роботу свою шкуру на шоссе. Такую возможность мне пока предоставили лишь в Audi.

Автомобиль оповещает водителя посредством цветовой сигнализации. У неё три уровня: зелёный — всё хорошо, наши сани едут сами, оранжевый — скоро за руль, красный — бери управление на себя немедленно.

Ноги под сиденьем, в руках телефон. Скорость за сотню, Audi A7 меняет полосу и поддаёт газку. Вот так тест-драйв! О скором окончании «пилотируемого вождения» хэтчбек предупреждает многократно: звуком, цветом и индикатором на дисплеях. Не заметить эти сигналы невозможно, но если вдруг так случилось (скажем, водитель впал в кому), машина продолжит вести себя, а потом включит аварийку и сама запаркуется в безопасном месте — на автобанах есть специальные карманы для этого. Само собой, аварийные службы получат экстренное оповещение. Ребята из Audi уверяют, что пока никаких инцидентов с их автономными машинами не было. Дай бог, чтоб так было и впредь.

Открыть окно и поднять руки (Look Ma, no hands!) — на сегодняшний день это единственный способ показать окружающим в потоке, что машина ведёт себя сама. Разумеется, Audi получила специальное разрешение на эксперимент, иначе не миновать мне страшной кары за невнимательное вождение.

Трасса A9, по которой мы едем, в окрестностях Мюнхена широка, пряма, чётко организована и не перегружена трафиком. Она специально адаптирована для роботов. Понятно, что «а-седьмая» узнаёт этот автобан по навигатору, выучила его наизусть и вряд ли предложит автопилот на другой дороге. Как только приближается съезд, Audi A7 передаёт управление человеку. Кстати, в салоне есть камера, следящая за лицом водителя: закрыл глаза секунд на десять — автомобиль начинает тебя будить противным писком. Может и тормоза слегка прикусить для острастки. А уж сколько «глаз» смотрят наружу... Двадцать два устройства!

Спецы Audi утверждают: освободить багажник от аппаратуры не проблема уже сейчас. Вместо неё в стенку у задней арки встраивается блок zFAS размером с ноутбук. В решётке прячутся инфракрасная камера и ультразвуковые датчики. (На корме схожий набор.) Есть «глаза» и в боковых зеркалах.

Когда наша 15-минутная поездка заканчивается, немцы протягивают кабели к оборудованию в багажнике (очевидно, электроника нуждается во внешней подзарядке). А нас приглашают на презентацию, где рассказывают, для чего нужен автопилот: для безопасности, для защиты окружающей среды (экономичное вождение), комфорта потребителей (отдых за рулём) и повышения эффективности транспортной системы (организация потоков на хайвее, более плотная автоматическая парковка и так далее).

Видеокамера расположена у внутрисалонного зеркала. Скорость автономной Audi задаётся рычажком круиз-контроля. Пульт с красной крутилкой (на фото справа) постоянно держит в руках сотрудник компании — с помощью этого «джойстика» можно быстро остановить машину.

Внедрение технологии piloted driving разбито немцами на пять этапов: от ранней зари автоматизации до полной автономии машин. Нынешний этап — третий. Сейчас у Audi уже есть пробочный, парковочный и автобанный «пилоты», среди прочего машина может заехать в тесный гараж по нажатию кнопки на смартфоне. Но пока все разработки — ассистенты. Следующая веха — переход к ещё большей автономии. Речь идёт о самостоятельности автомобиля в городской среде: распознавании пешеходов, велосипедистов, светофоров, дорожных знаков, а также коммуникации между машинами. Всё это появится на улицах не раньше 2019 года.

Спрашиваем об ответственности — кто виноват в случае чего, автомобиль или человек? Вопрос менеджеров не смущает: «Audi отвечает за технику, человек — сам за себя».

Когда же ждать на дорогах общего пользования машины вообще без водителей? Через десять лет. В наибольшей готовности пребывают технологии. Дело встало за инфраструктурой и, главное, регуляторами, ведь ни в одной стране мира нет законов для автопилота. Нужно внести коррективы в Венскую конвенцию о дорожном движении 1968 года (этот международный договор подписали более 80 стран, в том числе Россия) и национальные ПДД. Плюс много нюансов со страхованием.

Только благодаря Джеку я в полной мере ощутил, что в автомобильной индустрии открылось совершенно новое измерение. Как в идеале устроен автономный хэтч, на простом английском рассказывает и показывает фирменный видеоролик.

Процесс небыстрый, но он запущен. На уровне правительств организуются круглые столы, комитеты, разгорелись дискуссии. У немецких производителей сильное лобби — министр транспорта на их стороне. А уж если на автопилоте прокатится Ангела Меркель... Как бы там ни было, технология Audi piloted driving идёт в серию. Говорят, первенцем будет следующее поколение седана Audi A8, которое дебютирует в конце 2016 года. Правда, новой «а-восьмой» позволят самостоятельно ездить на скоростях не выше 60 км/ч. То есть лишь немногим быстрее, чем могут сегодня самостоятельно двигаться некоторые серийные Мерседесы. Медленно идёт дело? Зато верно.

Паспортные данные

Модель Audi A7 3.0 TFSI quattro
Кузов
Тип кузова хэтчбек
Число дверей/мест 5/4
Длина, мм 4974
Ширина, мм 1911
Высота, мм 1420
Колёсная база, мм 2914
Колея передняя/задняя, мм 1644/1635
Снаряжённая масса, кг 1885*
Полная масса, кг 2420*
Объём багажника, л 535–1390
Двигатель
Тип бензиновый, с непосредственным впрыском топлива и приводным нагнетателем
Расположение спереди, продольно
Число и расположение цилиндров 6, V-образно
Число клапанов 24
Рабочий объём, см³ 2995
Макс. мощность, л.с./об/мин 333/5300–6500
Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин 440/2900–5300
Трансмиссия
Коробка передач роботизированная, семиступенчатая
Привод постоянный полный
Ходовая часть
Передняя подвеска независимая, пружинная, двухрычажная
Задняя подвеска независимая, пружинная, многорычажная
Передние тормоза дисковые вентилируемые
Задние тормоза дисковые вентилируемые
Шины 255/45 R18
Эксплуатационные характеристики
Максимальная скорость, км/ч 250*
Время разгона с 0 до 100 км/ч, с 5,3*
Расход топлива, л/100 км
— городской цикл 10,0*
— загородный цикл 6,2*
— смешанный цикл 7,6*
Норма токсичности Евро-6
Ёмкость топливного бака, л 75
Топливо АИ-95
* В таблице приведены данные обычного хэтчбека Audi A7. Из-за возросшей массы автомобиля с новым оборудованием характеристики изменились на засекреченную пока величину

Техника

«Автопилотируемое» оснащение у Audi RS7 (на иллюстрации) и Audi A7 идентичное, за исключением GPS-модуля, который есть только у «эр-эски». Разнообразных датчиков хватает и у обычной «а-седьмой». Есть инфракрасная камера ночного видения на решётке, но у концепта лазерный сканер более продвинут. Он контролирует ситуацию на расстоянии до 80 метров, выдавая до 100 000 импульсов в секунду и охватывая 145 градусов обзора на четырёх уровнях — и днём, и ночью. В Audi это называют «360-градусным объёмным зрением».

Автономная Audi во многом полагается на адаптивный круиз-контроль, активные системы слежения за разметкой и мониторинга пространства позади и сбоку от машины. Видеокамера у зеркала за лобовым стеклом видит пешеходов и животных, присутствуют сонары и радары спереди, сзади и по бокам. У концепта всё это завязано на новый вычислительный комплекс zFAS, работает быстрее и поэтому может решать задачи не только предотвращения столкновений и автоматической парковки.

История

Точкой отсчёта в «пилотируемом вождении» немцы называют осень 2009 года, когда Audi TTS на высохшем солёном озере Бонневилль установила новый рекорд скорости для автономных машин — 210 км/ч. Технологическая платформа, разработанная специалистами Audi, Фольксвагена и Стэнфордского университета, получила название Шелли, в честь французской раллистки Мишель Мутон.

Следующей вехой в 2010-м стало покорение вершины Пайкс-Пик. Хэтч Audi TTS без водителя, ориентируясь по GPS, преодолел 20-километровый подъём за 27 минут. Робот успешно прошёл все 156 поворотов и достиг максималки 72 км/ч. В 2012-м автономную «тэ-тэ-эску» выпустили на гоночную трассу — тесты дали отличные результаты.

В 2013-м Audi получила добро у властей штата Невада и протестировала на дорогах общего пользования свои пробочный и парковочный автопилоты. А в 2014-м «четыре кольца» объявили, что построили самую спортивную автономную легковушку в мире — Audi RS7 piloted driving concept. Почти 560-сильная машина по прозвищу Бобби выступила на трассах Ascari, разогнавшись до 205 км/ч, и Hockenheimring, достигнув 240 км/ч. В салоне, естественно, никого не было — навигация осуществлялась по GPS, с помощью 3D-камеры, радаров и сенсоров. Заметим, что на кольце Хоккенхайма (4,6 км) автомобилю были уготованы 17 скоростных и не очень поворотов.

В начале нынешнего года состоялся упомянутый в статье 900-километровый автопробег спортбека Audi A7 из Кремниевой долины до Лас-Вегаса, и на автономных машинах немцы стали катать желающих по автобану A9. «Пилотируемых» концептов прибывает день ото дня — в Ингольштадте мы заметили универсал Audi A6 Avant с начинкой, как у «а-седьмой». Такой «сарай» у немцев не один.

Формально будущее «пилотируемого вождения» — это концептуальное купе Audi prologue с приставкой piloted driving. Впрочем, куда интереснее применение технологий на серийных машинах, первой из которых, видимо, станет новое поколение седана Audi A8.

За кадром

Весёлые ребята из Audi заразили своим задором и сделали всё, чтобы поездка на концепте нам запомнилась, — сняли нас на фото и видео, дав посмотреть на себя со стороны, чем очень помогли в подготовке материала.

Комментарии 
Поделиться
Лайкнуть
Отправить

Крупным планом

Каталог машин


Комментарии

Загружаем комментарии...