Стильный Audi Q8 сложно воспринимать иначе как запоздалую реакцию Ингольштадта на появление у прямых конкурентов крупных кроссоверов спортивного толка с кузовом хэтчбек. Даже Mercedes GLE Coupe — поздний ребёнок, но и ему уже пятый годик идёт. Что же до BMW X6, то родоначальник жанра готовится к третьей смене поколения. Спрос на такие машины стабилен, но не везде они одинаково востребованы.
Европейцы покупают подобные модели в три раза реже, чем машины в традиционном форм-факторе универсала. Американцы — в семь раз. Зато в России массивные кросс-хэтчи продаются лишь немногим хуже, чем основные версии соответствующих линеек. Например, за прошлый год реализовано 3790 «икс-шестых» против 4927 «икс-пятых». У Мерседеса картина схожая: 2958 «купейных» GLE и 3154 обычных.
Audi в 2018-м удалось сбыть 3721 «ку-седьмой». Новый флагман Q8 появился в продаже только в декабре и всего за месяц, по официальным данным, нашёл 205 покупателей. Неплохой результат мог бы быть ещё лучше, если со старта предложить дизельные модификации, преобладающие на рынке. «Восьмёрка» же как минимум до конца весны пробудет безальтернативно бензиновой. На презентации в Португалии люди из российского представительства вообще неуверенно говорили о расширении линейки двигателей.
Двери лишены оконных рамок. Не факт, что это хорошо для зимней эксплуатации, но смотрится прикольно. Отрадно, что создатели Q8, несмотря на такого рода атрибутику, почти не используют всуе термин «купе» — нашлась хоть одна уважающая теорию компания. Возможно, на то есть и маркетинговая причина. Ведь сравнительно высокий потолок не стесняет задних пассажиров: места над головами предостаточно, по ощущениям больше, чем у соперников, зовущихся купеобразными.
Диван двигается по частям в пределах примерно десяти сантиметров, варьируя объём багажника. Грузовое отделение грамотно выстроено геометрически, но на тайник в подполье рассчитывать не приходится: там обосновалась сдутая докатка с компрессором, минимальный набор инструмента и сабвуфер... С посадкой спереди проблем нет, хотя я бы предпочёл расположиться ниже, чем позволяет кресло. Пороги прикрыты, испачкаться не получится. При открывании передних дверей опциональные кресла раздвигают валики боковой поддержки, облегчая вход-выход.
Обзорность вперёд удовлетворительна. Стойки широки, а слева дворник не доходит сантиметра три. Зато подогреваемые форсунки встроены прямо в поводки стеклоочистителей, причём с двух сторон. Минимальный расход жидкости достигается за счёт подачи только по ходу щётки, так что она всегда двигается по мокрому. К зеркалам вопросов нет, радует круговой обзор с 3D-режимом, позволяющим оглядеться вокруг, вращая проекцию машины на экране. Почему-то цвет её кузова не совпадает с реальным.
Мультимедийный комплекс с парой сенсорных дисплеев вывел из обращения привычные кнопки. Поначалу он вызывает восторг, но по мере угасания вау-эффекта от мониторов устаёшь, и приходит понимание, что даже при наличии ответной вибрации нарисованные клавиши не способны заменить физические. Кстати, если вам привычней безответный тачскрин, фидбек отключается. Щелчки прекращаются и автоматически, когда система активирует Apple CarPlay или Android Auto, заметив подключённый смартфон.
При ручной настройке радиостанции или, например, во время поиска нужного объекта для навигации нижний дисплей переходит в режим тачпада. Смотреть при этом нужно на верхний, что слегка неестественно и требует привычки. А вот проекционный дисплей под лобовым стеклом всем хорош, кроме цены: без малого сто тысяч рублей — это перебор.
Audi Q8 объединяет шасси «ку-седьмого» и микрогибридный силовой агрегат с 48-вольтовым стартер-генератором, уже используемым, например, в A6/A7. Но если там трёхлитровая бензиновая «шестёрка» сочетается с семиступенчатым «роботом», то у кроссовера — с восьмидиапазонным «автоматом» ZF, как на седане А8. Понравился незаметный запуск двигателя на ходу (подробнее о том, как Q8 экономит топливо, рассказано ниже в «Технике»). Не понравилась всегда отложенная реакция на действия акселератором.
Динамика в целом немного разочаровывает: Q8 как будто не едет на свои 340 сил. При ускорении «автомат» почти всегда сбрасывает передачу-другую, возникает заминка. С учётом задемпфированного газа на кикдаун тратится столько времени, что, кажется, эффективнее было бы вовсе не переключаться, благо разгон в пределах одной передачи вполне бодр. Спортивный режим не решает проблему, но сглаживает: паузы уменьшаются, движение становится менее рваным, реакции более линейными. Но всё равно не покидает ощущение, что едешь на очень тяжёлом автомобиле.
Возможно, Q8 оживёт с трёхлитровым турбодизелем. Буквально накануне командировки в Лиссабон я поездил на Туареге 3.0 TDI (249 л.с., 600 Н•м), сопоставимом с Audi по массогабаритным показателям. Там вообще не возникает проблем с управлением тягой! В итоге Volkswagen субъективно веселее, хотя, согласно паспортным данным, он уступает Audi секунду в разгоне до 100 км/ч. Дизельный «Ку» (286 сил в Европе) делает сотню за 6,3 с — и по этому показателю сопоставим с европейским же Туарегом (6,1) с таким же по мощности мотором.
На тестовый Q8 смонтированы опциональные 22-дюймовые колеса с нештатными зимними шинами Pirelli Scorpion Winter. Даже в такой конфигурации он обеспечивает высокий уровень комфорта, хотя и заметно уступая «ку-седьмому» по плавности хода. Подробно передаёт в салон информацию о дефектах покрытия, отмечает короткую волну и довольно остро реагирует на поперечные стыки и лежачих полицейских. Впрочем, бог знает, как поведёт себя Q7 в подобной обуви — я на таком не ездил. Шумоизоляция прекрасна: в салоне не найти ни единого лишнего звука.
Селектор режимов движения позволяет поэкспериментировать с настройками шасси, и отказываться не стоит. Не скажу, что характер автомобиля радикально меняется в зависимости от выбранной программы. Не на таких колёсах. Но разница всё же чувствуется, даже если переключаться между заводскими настройками. А мне Q8 больше нравится в смешанном режиме: с лёгким рулём, подвеской в «Комфорте» и силовым агрегатом в «Спорте». Это делает кроссовер отзывчивее без лишней жёсткости.
Плотный по сравнению с Q7 ход не компенсируется более яркой управляемостью. Характеры двух старших Q-кроссоверов в целом схожи. На действия рулём хэтч реагирует живее, однако его поведение не назвать спортивным. Просто очень сбалансированный легковой автомобиль с умеренным, выверенным стабилизирующим усилием на баранке. Здесь нет активных стабилизаторов поперечной устойчивости, как у SQ7, да и не особо они нужны, ибо крены почти не ощущаются.
Почувствовать, как подруливает задняя ось на высокой скорости, невозможно. Полноуправляемость проявляется через подчёркнутую стабильность в поворотах. Зато на парковке сразу понятно, что задние колёса добавляют маневренности: Q8 не по габаритам вёрток. Держак приличный даже на зимних шинах. Вообще-то, при +17 они не нужны и осложняют оценку ходовых свойств, но машины приехали в Португалию из Москвы своим ходом. Тем же макаром идут обратно, пока вы это читаете...
Российские перспективы Q8 зависят прежде всего от того, как скоро у дилеров появятся дизельные машины. Если не слишком усердствовать с опциями, то аккуратно сконфигурированный хэтчбек уложится в шесть миллионов рублей. В первую очередь не стоит зацикливаться на 22-дюймовых колёсах. Стандартный диаметр 20 дюймов позитивно скажется на плавности хода.
С одной стороны, шесть миллионов — объективно дорого. Переплачивая 350 тысяч рублей относительно Q7 в сравнимой комплектации, мы получаем менее комфортный, по большому счёту четырёхместный автомобиль с купированным багажником. С другой стороны, конкуренты ценят дизайн не меньше. При прочих равных X6 на полмиллиона с лишним дороже «икс-пятого», а версии Мерседеса GLE близкой мощности разделяют около 400 тысяч. И это с учётом того, что хэтчбеки относятся к устаревшей линейке. У Q8 не так много времени, чтобы закрепиться на рынке до прибытия нового поколения соперников.
Паспортные данные
Audi Q8 | |
---|---|
Кузов | |
Тип кузова | хэтчбек |
Число дверей/мест | 5/5 |
Длина, мм | 4986 |
Ширина, мм | 1995 |
Высота, мм | 1705 |
Колёсная база, мм | 2995 |
Колея передняя/задняя, мм | 1663/1667 |
Снаряжённая масса, кг | 1907 |
Полная масса, кг | 2805 |
Объём багажника, л | 605–1755 |
Двигатель | |
Тип | бензиновый с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом |
Расположение | спереди, продольно |
Число и расположение цилиндров | 6, V-образно |
Число клапанов | 24 |
Рабочий объём, см³ | 2995 |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 340/5200–6400 |
Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин | 500/1370–4500 |
Трансмиссия | |
Коробка передач | автоматическая, восьмиступенчатая |
Привод | постоянный полный |
Ходовая часть | |
Передняя подвеска | независимая, пружинная, двухрычажная |
Задняя подвеска | независимая, пружинная, многорычажная |
Передние тормоза | дисковые вентилируемые |
Задние тормоза | дисковые вентилируемые |
Шины | 275/50 R20 |
Дорожный просвет, мм | 220 |
Эксплуатационные характеристики | |
Максимальная скорость, км/ч | 250 |
Время разгона с 0 до 100 км/ч, с | 5,9 |
Расход топлива, л/100 км | |
— городской цикл | 10,5–11,1 |
— загородный цикл | 7,2–8,0 |
— смешанный цикл | 8,4–9,2 |
Норма токсичности | Евро-6 |
Ёмкость топливного бака, л | 85 |
Топливо | АИ-95 |