Маленький автомобиль ― значит женский. Есть ещё в каких-то цивилизованных странах столь сильная догма, как у нас? Вот и небольшой кроссовер Audi Q3 в 70% случаев в России водят представительницы прекрасного пола, причём, по утверждению производителя, в основном в возрасте за 35. С новым поколением Q3 ситуация должна измениться. Запоздало переехавший на платформу MQB брат фольксвагеновского Тигуана стал универсальнее и привлекательнее для обоих полов. Даже такая формулировка уже не подходит для мира, где Facebook предлагает свыше 70 гендерных идентичностей.
Тем не менее Q3 остался вариантом для холостых или бездетных: датчиков разблокировки замков в задних ручках не появилось, а проёмы этих дверей остались узкими. Простора чуть прибавилось: при росте 187 см за рослым же водителем я сажусь без касания коленями спинки. Но и без запаса. Диван при этом отодвинут до упора назад ― появившуюся регулировку продольного положения и угла наклона спинки стоит рассматривать лишь как способ удлинить багажник для специфической поклажи. Сам грузовой отсек с переставляемым полом ёмок и удобен. Есть даже место для полки в подполе. Погрузочная высота уменьшилась на три сантиметра, но осталась большой: 75 см.
Логичным образом всё это связано с ростом длины на дециметр — почти до четырёх с половиной метров. Смотрите, что получилось: Q3 больше не выглядит непропорционально высоким, у него серьёзный и вполне гармоничный облик. Жаль, лишённый приметных черт, по традиции Audi, кроме светового рисунка для дорогих комплектаций с анимированными поворотниками и матричными фарами.
Пороги должны оставаться чистыми, потому что их прикрывает нижняя часть дверей. Хлопать приходится с размахом, что, по словам людей из Audi, объясняется более развитыми уплотнителями, противостоящими шуму. Необычны внутренние дверные ручки, загнутые вниз. Дискомфорта вроде не доставляют, заводить пальцы можно и снизу, и сверху. Но каждый раз при необходимости открыть дверь впадаешь в секундный ступор: как бы взяться половчее?
Прибавка длины и базы (на 77 мм) расслабила позу за рулём. Колонка наклонена на четыре с половиной градуса меньше, и посадка больше не вызывает автобусных ассоциаций. Водительское кресло радует выверенным профилем, но чрезмерно хватко в бёдрах. Любопытно, что правое переднее сиденье свободнее. Руль с сильно скошенным низом ― та опция, от которой стоит отказаться. Ещё и потому, что подогрев полагается только нормальным круглым баранками. На обзорность жаловаться грех. Необычны комбинированные струйно-веерные форсунки омывателей. Но камеры кругового обзора с отличным качеством картинки защиты от грязи лишены.
Техногенный интерьер симпатичен и небеден. Чего стоят тканевые вставки, в том числе на подлокотниках, включая задние. Электронные приборы включены в «базу». Опциональный 12-дюймовый вариант понравился совсем разными вариантами оформления. В середине салона ― медиакомбайн MIB новейшей версии 2+. Функциональность и отзывчивости соответствуют духу времени, однако экран жутко бликует, особенно при сдвинутой шторке панорамной крыши. Неприметная кнопка пуска расположена парой этажей ниже на пустой поверхности, будто оставшейся без внимания дизайнеров.
Российская гамма по-прежнему состоит из двух модификаций. Мощный полноприводный Q3 40 TFSI quattro оснащается двухлитровым турбомотором мощностью 180 л.с. (Более мощные моторы если и появятся, то лишь на купеобразном Спортбеке, если не считать RS Q3.) На моноприводный Q3 35 TFSI ставится 150-сильный двигатель 1.4. Если судить по предшественнику, популярность базового агрегата в семь раз ниже. Однако до первого квартала 2020-го у нас будут продаваться только «тридцать пятые». Как тестовые.
Радует отсутствие системы start/stop и в целом неплохая динамика, если продавить акселератор в пол. Логичен отклик в самом начале хода педали. Но при частичных нагрузках шестиступенчатый «робот» DSG рвёт и мечет, то зависая на повышенной передаче, то скидывая разом две-три. К счастью, тормоза однозначны: короткоходная педаль обеспечивает чёткую дозировку замедления.
В тёплую Италию, где от +15 ºC до 20, тестовые машины попали на зимних шинах, поэтому про управляемость многого не скажу. За рулевой механизм с переменным шагом рейки не жалко отдать 20 тысяч рублей. Контроль траектории с ним точен и логичен, а при развороте не надо наматываться на руль, делающий в каждую сторону всего по одному обороту. По поведению в виражах, кренам, обратной связи на искусственно, но не сильно затяжеляемой баранке я не возьмусь отличить Q3 от Тигуана. Всё знакомо, строго, по-фольксвагеновски.
Уровень ездового комфорта тоже можно назвать средне-фольксвагеновским. Подвеска чуть жестковата, но мелких и средних неровностей передаёт на кузов меньше, чем видишь глазами. Это ли не благородство? На нашем рынке Q3 лишён адаптивных амортизаторов, однако можно заказать заниженное спортшасси. Надо ли? Даже с обычным глубокие ямы с острыми краями отмечаются более резко, чем ожидаешь. Особенно на фоне тишины в салоне, где почти нет звуков с улицы, и только гул качения задних колёс заметен на шоссейных скоростях.
Заметьте, ни в эргономике, ни в характере автомобиля не прослеживаются специфические женские черты. Получается, что Q3 больше не «малипусечка», а вполне взрослый и, допускаю, мужской автомобиль. Компромиссным кажется разве что 17-сантиметровый дорожный просвет под прочной, но пластиковой защитой. В качестве компенсации в меню ездовых режимов Audi Drive Select появился пункт Offroad, логично меняющий программу переключения передач и алгоритм управления дросселем.
В общем, если 180-сильный вариант ведёт себя столь же вменяемо, я бы ездил на таком с удовольствием. Главное — сохранить присутствие духа после оплаты счёта: тот автомобиль, что на фотографиях, тянет на 3,77 миллиона! А уж сравнивать цены на Q3, импортируемый из Венгрии, и локализованный Tiguan — дело совсем неблагодарное. Прямые конкуренты ― BMW X1 и Mercedes-Benz GLA ― тоже не дороже. Сдаётся мне, рекордов продаж гендерно-вариативный Q3 не поставит.
Паспортные данные
Audi Q3 | 35 TFSI | 40 TFSI quattro |
---|---|---|
Кузов | ||
Тип кузова | хэтчбек | хэтчбек |
Число дверей/мест | 5/5 | 5/5 |
Длина, мм | 4484 | 4484 |
Ширина, мм | 1849 | 1849 |
Высота, мм | 1585 | 1585 |
Колёсная база, мм | 2680 | 2680 |
Колея передняя/задняя, мм | 1584/1576 | 1584/1576 |
Снаряжённая масса, кг | 1495 | 1620 |
Полная масса, кг | 2070 | 2150 |
Объём багажника, л | 530–1525 | 530–1525 |
Двигатель | ||
Тип | бензиновый с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом | бензиновый с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом |
Расположение | спереди, поперечно | спереди, поперечно |
Число и расположение цилиндров | 4, в ряд | 4, в ряд |
Число клапанов | 16 | 16 |
Рабочий объём, см³ | 1395 | 1984 |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 150/5000–6000 | 180/4200–6700 |
Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин | 250/1500–3500 | 320/1500–4100 |
Трансмиссия | ||
Коробка передач | роботизированная, шестиступенчатая | роботизированная, семиступенчатая |
Привод | передний | полный |
Ходовая часть | ||
Передняя подвеска | независимая, пружинная, McPherson | независимая, пружинная, McPherson |
Задняя подвеска | независимая, пружинная, многорычажная | независимая, пружинная, многорычажная |
Передние тормоза | дисковые вентилируемые | дисковые вентилируемые |
Задние тормоза | дисковые вентилируемые | дисковые вентилируемые |
Шины | 215/65 R17 | 215/65 R17 |
Эксплуатационные характеристики | ||
Максимальная скорость, км/ч | 207 | 220 |
Время разгона с 0 до 100 км/ч, с | 9,2 | 7,4 |
Расход топлива, л/100 км | ||
— городской цикл | 6,9 | 9,5 |
— загородный цикл | 5,3 | 6,4 |
— смешанный цикл | 5,9 | 7,5 |
Норма токсичности | Евро-6 | Евро-6 |
Ёмкость топливного бака, л | 58 | 60 |
Топливо | АИ-95–98 | АИ-95–98 |
Техника
История Леонид Попов
Первое поколение кроссовера Audi Q3 выпускалось с 2011 года, а предшествовал этому проекту концепт Audi Cross Coupe quattro 2007-го. Автомобиль оснащался бензиновыми двигателями 1.4 и 2.0 мощностью от 125 до 220 л.с., а также двухлитровыми дизелями (120–184 л.с.). Также существовал «заряженный» RS Q3 с «турбопятёркой» 2.5 TFSI (310, а позднее 340 л.с.). На вершине гаммы расположился RS Q3 performance на 367 л.с. и 465 Н•м, способный набирать первую сотню с нуля за 4,4 с.
Кроссовер комплектовался передним или полным приводом, в зависимости от модификации и мотора. Коробки передач: шестиступенчатая «механика», шести- и семиступенчатый «роботы», а в Северной Америке была ещё двухлитровая двухсотсильная версия с классическим шестиступенчатым «автоматом» Aisin.