Поиски универсального автомобиля часто приводят россиян к кроссоверам. Компактвэны, как правило, неполноприводны и немодны, приподнятые универсалы ― излишне компромиссны и дороги. А тут высоко посаженный кузов, просторный салон и всепогодная трансмиссия. Мечта? С этим вопросом мы подошли к BMW X1 второго поколения и Audi Q3.
Первый появился в продаже у нас с осени и хитом пока не стал, а второй ― самый популярный автомобиль в сегменте. Он представлен на рынке аж с 2011 года и не так давно пережил обновление. Наш X1 в бензиновой топ-версии xDrive25i (231 л.с.), а Q3 цвета крепкой хурмы ― в исполнении 2.0 TFSI quattro (220 сил). Итак, две баварские наддувные «четвёрки» 2.0, две муфты Haldex в приводе задних колёс — и традиционный восьмиступенчатый «автомат» BMW против семиступенчатого «робота».
Наш BMW юн и напичкан под завязку. Отображающая пробки мультимедийная система — с крупным дисплеем диагональю 8,8 дюйма, подзвучкой Harman/Kardon, всевозможными медиаразъёмами и камерой заднего вида. У X1 есть автопарковщик и проектор показаний спидометра с навигационными стрелками на лобовое стекло.
В интерьере Audi чувствуется возраст, он мрачнее и проще: нет навигации, поддержки Bluetooth. Но наполните галочками конфигуратор — и Q3 станет почти как X1: c парковочным ассистентом, электроприводом багажной двери... Однако даже за доплату размер центрального дисплея Audi не превысит семи дюймов, не появится и проектор, а навигация не научится разбирать заторы.
За рулём BMW удобнее и просторнее, чем в Audi. Кресло с регулируемыми валиками боковой поддержки (в принципе недоступными для Q3) лучше по профилю и, собственно, поддержке, его настроек хватает водителям от мала до велика. В Audi посадка выше, а потолок ближе: при росте 182 см кресло хочется опустить ниже нижнего положения, правой ноге мешает центральный тоннель.
При околонулевой температуре двигатель Audi прогревается явно быстрее бээмвэшного, но в салонах ситуация обратная. В BMW выставил желаемые градусы и забыл, а в Q3 даже после часа езды при номинальных 26° в режиме Auto у пассажиров мёрзнут ноги: приходится переходить на ручное управление и самому распределять воздушные потоки.
В городе Audi Q3 хорош компактностью, обзорностью и невысоким усилием на руле. Но ― не преселективным «роботом»! Пусть у него пара мокрых сцеплений (здесь коробка в версии DQ500), но когда приходится часто ускоряться и тормозить, коробка передач сходит с ума, путаясь в семи ступенях и меняя их с рывками. В вялотекущих пробках S tronic постоянно прыгает с первой передачи на вторую и обратно, наполняя пол вибрациями. Плавно тронуться со светофора ― проблема в любом из ездовых режимов, от экономичного до спортивного!
Стихия силового агрегата Audi ― разгоны в пол. При параллельном с BMW старте менее мощный «ку-третий» сразу вырывается вперёд и дальше только наращивает преимущество. Разница в паспортном времени разгона до 100 км/ч — всего одна десятая: 6,4 с у Audi против 6,5 с у BMW, по ощущениям ― секунда!
Но часто ли на таких машинах стартуют в пол? Мы ― нет. И потому отдаём предпочтение восьмиступенчатому гидромеханическому «автомату» BMW, который всегда работает плавно, логично и достаточно быстро — на заминки жаловаться не приходится. Тем более что вне парных заездов с Q3 динамики «икс-первого» хватает с большим запасом.
Чего у Audi не отнять, так это плавности хода и энергоёмкости подвески. Нерегулируемое шасси игнорирует мелкую рябь асфальта, а жёсткие неровности будто размягчает. «С таким ― хоть за тридевять земель», ― подумали мы и, чтобы убедиться в этом, отправились за новогодними подарками для редакции в Нижний Новгород. Вернулись, правда, несолоно хлебавши: единственная польза от поездки — впечатления от наших машин на трассе.
В дальней дороге острее, чем в городе, проявились эргономические минусы «ку-третьего»: через пару сотен километров заныла спина и излишне согнутые в коленях ноги. Вдобавок на скоростях за сотню Audi плавает по траектории, вынуждая постоянно быть начеку и подруливать. Динамический режим системы Audi drive select позволяет зажать руль, что помогает лучше контролировать машину, но одновременно с этим (и никак иначе) обостряются реакции акселератора и коробки передач. А это нам незачем. Неудобно.
У Х1 электронноуправлямые амортизаторы и шины Run Flat с усиленными боковинами — BMW пропускает почти беззвучные, но болезненные удары от острых выбоин и в любом из ездовых режимов подбрасывает седоков при проезде «лежачих полицейских». На трассе BMW воспринимается мягче, нежели в городе, хотя энергоёмкость шасси и не повышается.
На ровных участках с машиной сливаешься: точные и быстрые реакции на повороты «прозрачного» руля, цепкие тормоза с небольшим ходом педали. По хорошему шоссе BMW летит стрелой, не требуя коррекции. А кресла! От возвращения в Audi отлыниваешь всеми правдами и неправдами! Расстраивает лишь назойливый гул нешипованных шин — в BMW явно шумнее. А что же будет на шипах?
На прямиках Q3 легко идёт рядом с «икс-первым», но в поворотах водитель Audi из-за размытой обратной связи по рулю чувствует себя менее уверенно. Вернувшись в Москву, мы покрутились на заснеженной площадке и поняли, что и на пределе, и с отключённой системой стабилизации оба автомобиля управляются достаточно надёжно. Но BMW понятнее и всё-таки чуть азартнее: фаза сноса тут короче, и X1 быстрее, хотя и не так рьяно, как предшественник классической компоновки, переходит к скольжению задней осью.
Наделить бы подвеску BMW энергоёмкостью Audi… А так ни Q3, ни X1 на звание кроссовера нашей мечты не тянут. Из двух «немечт» мы выбираем BMW ― за просторный и удобный салон, слаженный тандем мотора с «автоматом», более современное оснащение и, конечно, драйверский настрой. На разбитых дорогах Audi плавнее и тише, а на разгонах быстрее, но тут сравнительно тесновато, дёрганая коробка передач, а оснащение за равные с BMW деньги беднее. Однако если в нашем сравнении «ку-третий» уступил, то в борьбе за покупателя он пока ведёт: ведь дешевле в «компактном премиуме» только Volvo V40 Cross Country.
Паспортные данные
Модель | Audi Q3 2.0 TFSI quattro | BMW X1 xDrive25i |
---|---|---|
Кузов | ||
Тип кузова | универсал | универсал |
Число дверей/мест | 5/5 | 5/5 |
Длина, мм | 4388 | 4439 |
Ширина, мм | 1831 | 1821 |
Высота, мм | 1608 | 1598 |
Колёсная база, мм | 2603 | 2670 |
Колея передняя/задняя, мм | 1571/1575 | 1561/1562 |
Снаряжённая масса, кг | 1640 | 1650 |
Полная масса, кг | 2165 | 2170 |
Объём багажника, л | 460–1365 | 505–1550 |
Двигатель | ||
Тип | бензиновый с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом | бензиновый с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом |
Расположение | спереди, поперечно | спереди, поперечно |
Число и расположение цилиндров | 4, в ряд | 4, в ряд |
Число клапанов | 16 | 16 |
Рабочий объём, см³ | 1984 | 1998 |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 220/4500–6200 | 231/5000–6000 |
Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин | 350/1500–4400 | 350/1250–4500 |
Трансмиссия | ||
Коробка передач | роботизированная семиступенчатая | автоматическая, восьмиступенчатая |
Привод | постоянный полный | подключаемый полный |
Ходовая часть | ||
Передняя подвеска | независимая, пружинная, McPherson | независимая, пружинная, McPherson |
Задняя подвеска | независимая, пружинная, многорычажная | независимая, пружинная, многорычажная |
Передние тормоза | дисковые вентилируемые | дисковые вентилируемые |
Задние тормоза | дисковые | дисковые вентилируемые |
Шины | 235/55 R17 | 225/55 R17 |
Дорожный просвет, мм | 170 | 183 |
Эксплуатационные характеристики | ||
Максимальная скорость, км/ч | 233 | 235 |
Время разгона с 0 до 100 км/ч, с | 6,4 | 6,5 |
Расход топлива, л/100 км | ||
— городской цикл | 8,1 | 7,7 |
— загородный цикл | 5,9 | 5,7 |
— смешанный цикл | 6,7 | 6,4 |
Норма токсичности | Евро-6 | Евро-6 |
Ёмкость топливного бака, л | 64 | 61 |
Топливо | АИ-95 | АИ-92–98 |
Комплектации
Базовое оборудование | Audi Q3 2.0 TFSI quattro | BMW X1 xDrive25i |
---|---|---|
Фронтальные подушки безопасности | + | + |
Боковые подушки безопасности | + | + |
Надувные «занавески» | + | + |
Крепление детского кресла Isofix | + | + |
Система динамической стабилизации | + | + |
Биксеноновые фары | + | – |
Светодиодные фары | – | + |
Противотуманные фары | + | + |
Датчик дождя | + | + |
Датчик света | + | + |
Электрохромное внутрисалонное зеркало | + | – |
Рулевая колонка с регулировкой по углу наклона и вылету | + | + |
Датчики парковки задние | + | – |
Датчики парковки передние и задние | – | + |
Двухзонный климат-контроль | + | + |
Мультифункциональное рулевое колесо | + | + |
Наружные зеркала заднего вида с подогревом и электроприводом | + | + |
Подогрев передних сидений | + | + |
Электропривод поясничного подпора | + | – |
Бортовой компьютер | + | + |
CD-магнитола с поддержкой MP3 | + | + |
USB-разъём | – | + |
Разъём AUX IN | + | + |
Интегрированная Bluetooth-система hands free | – | + |
Сервопривод крышки багажника | – | + |
Дополнительное оснащение Audi Q3 | ||
Цвет Audi exclusive | 161 340 | |
Спортпакет S line | 136 838 | |
Кожаная обивка сидений | 74 396 | |
Тонировка стёкол | 28 059 | |
Боковые зеркала заднего вида с электрорегулировкой, обогревом, с функциями складывания и автоматического затемнения | 26 972 | |
Панорамная крыша | 88 426 | |
Пакет дополнительного освещения интерьера | 16 796 | |
Цветной дисплей борткомпьютера | 8102 | |
Сигнализация с датчиками периметра и объёма | 30 134 | |
Дополнительное оснащение BMW X1 | ||
Исполнение Sport Line | 161 700 | |
Цвет «металлик» | 58 700 | |
Кожаная обивка сидений | 135 400 | |
Отделка деревом | 25 600 | |
Пакет ConnectedDrive | 59 500 | |
Навигация | 203 600 | |
Электропривод поясничного подпора | 23 800 | |
Обогрев руля | 16 200 | |
Круиз-контроль | 36 600 | |
Аудиосистема Harman/Kardon | 67 200 | |
Бесключевой доступ в салон | 33 200 | |
Подрулевые лепестки для смены ступеней коробки передач | 12 700 | |
Камера заднего вида | 34 100 | |
Чёрная обивка потолка | 17 900 | |
Регулируемый задний диван | 25 600 | |
Откидные столики для задних пассажиров | 16 200 | |
Кожаный М-руль | 24 700 | |
Электрохромное внутрисалонное зеркало и боковые зеркала с электрорегулировкой, обогревом, с функциями складывания и автоматического затемнения | 41 800 | |
Контурная подсветка в салоне | 24 700 | |
Омыватели фар | 23 000 | |
Сигнализация с датчиками периметра и объёма | 40 900 | |
Докатка | 7700 | |
Датчики давления в шинах | 16 200 | |
Электронноуправляемые амортизаторы | 42 600 | |
Цена базовой комплектации, рубли | 2 290 000 | 2 450 000 |
Цена протестированного автомобиля, рубли | 2 861 063 | 3 595 300 |
Техника Audi Q3
Техника BMW X1
История BMW X1
Первое поколение кроссовера BMW X1 дебютировало в 2009 году, а предвещал его одноимённый концепт 2008 года. Кроссовер использовал основу от универсала BMW третьей серии E91 (стойки McPherson, многорычажка сзади, многодисковая муфта с электронным управлением в передней оси).
В продажу паркетник поступил с четырёхцилиндровыми бензиновыми «атмосферниками» и турбодизелями мощностью от 143 до 204 л.с. С самого начала предлагалась и бензиновая рядная «шестёрка» 3.0 с 218 либо 258 силами. Чуть позже часть заслуженных атмосферных агрегатов заменили наддувной «четвёркой» 2.0 (184 и 245 сил). В зависимости от привода (задний или полный), мотора и комплектации на машине можно было встретить шестиступенчатую «механику» или «автомат» на шесть либо восемь передач.
В 2012 году модель пережила рестайлинг. Моторная гамма пополнилась тщедушным дизелем (115 л.с., 260 Н•м), который сочетался только с задним приводом и обновлённым турбодизелем N47 (184 л.с. и 380 Н•м против 177 и 350 прежде). Битурбодизель 2.0 перекочевал с версии xDrive23d на xDrive25d, попутно прибавив в отдаче 14 «лошадей» и 50 Н•м (218 и 450 соответственно). Наконец, верхушку гаммы оккупировала модификация xDrive35i с 306-сильной рядной «шестёркой» N55 с непосредственным впрыском и турбонаддувом (306 л.с., 400 Н•м). Такая версия катапультировалась с места до сотни за 5,3 с. С октября 2009 по июнь 2015 года по миру разошлось более 730 000 «икс-первых».
За кадром
Выражаем благодарность компании Villagio Estate за помощь в организации съёмки.