С переднеприводностью всё просто. «Мы переживаем революцию», — говорят конструкторы BMW. В компании подул ветер перемен: внедрение модульной платформы открыло новые возможности. Но никто не ответил, зачем BMW именно компактвэн Active Tourer второй серии. Ради какой такой великой маркетинговой идеи инженеры вывернулись наизнанку? Несложно научить ездить первый в истории переднеприводник BMW — немцы уже набили руку на Mini. А вот связать фирменные ходовые качества с бытовым назначением машины — задачка. «Сложнее всего было превратить идею в продукт, достойный марки, — признаются люди из BMW, — это стало настоящим испытанием». А за что страдали, они будто и не знают.
От того, примете ли вы переднеприводный BMW или нет, безусловно зависят будущие проекты, но Active Tourer — это уже неизбежное серийное настоящее. Двухобъёмный кузов (4342 мм от бампера до бампера), по размеру колёсной базы (2670 мм) Active Tourer превосходит «единичку», но уступает «трёшке». Поначалу новинка будет предлагаться в одной дизельной (218d, 2.0, 150 л.с.) и двух бензиновых модификациях: 218i с трёхцилиндровым турбомотором 1.5 (136 л.с.) и 225i с двухлитровой «четвёркой» (231 л.с.). Позже гамма двигателей расширится, появятся полноприводные и семиместные версии. В Европе продажи компактвэна стартуют 27 сентября, а в России — в первом квартале 2015 года.
Слово «active» должно убедить в том, что перед нами не просто семейный компактвэн, конкурент Мерседеса B-класса, а машина для сторонников активного образа жизни: велосипедистов, скейтбордистов, альпинистов, путешественников... Переднеприводная «двоечка» создавалась для тех, кто предпочитает динамичный досуг взамен пассивного созерцания телевизионных трансляций. При этом немцы не боятся внутренней конкуренции со стороны схожих по размерам кроссоверов Х1 и Х3. Мартин Шустер, отвечающий за шасси машин первой и второй серий, считает, например, что у таланта «двоечки» больше граней.
В первую очередь за счёт более продуманного устройства салона и багажника. Чем отличается любитель путешествий от обычного человека? У туристов много вещей: фотокамера, дождевики, бутылки с водой, рюкзаки... Багажник тут можно открыть аж тремя способами: кнопкой на брелоке, клавишей на крышке двери либо пинком ноги под задний бампер, если заняты руки. Две дорожные сумки и рюкзак помещаются в 470-литровый трюм компактвэна с хорошим запасом. Диван при необходимости сдвигается вперёд, а спинки богато оснащённых версий складываются в пропорциях 40/20/40 (у базовых 60/40), образуя ровную площадку. Тянуться к замкам не нужно: на боковинах отсека удобные клавиши. Под фальшполом, который может выполнять функцию переборки, есть небольшое подполье, а в самом отсеке кроме плафона освещения и розетки — крючки для груза, контейнер для мелочи, кармашки, зажимы... Хорошо!
Задние двери распахиваются на достаточный угол, дверной проём широк, а сам диван обеспечивает удобную посадку. Между моей головой и потолком зазор в кулак, и это притом что крыша снабжена стеклянной секцией с люком. У версий с глухим кузовом пространства по вертикали ещё больше. В ногах просторно, но центральный тоннель для переднеприводной машины неоправданно высок. Человек ростом 182 см садится «сам за собой», даже если задний диван сдвинут до предела вперёд. Правда, колени упираются в жёсткие задники передних кресел, но ехать можно.
С позиции водителя Active Tourer — обычный BMW. Пухлый руль, ясные приборы, шайба «ай-драйва»... Тут почти нет общих деталей с заднеприводным купе второй серии, разве что узел управления светом. Новые, раздельные блоки аудиосистемы и климат-контроля. Вместо моторизованного «джойстика» — обычный селектор, механически связанный с восьмиступенчатым «автоматом». Неудобств он не вызывает, как и П-образная клавиша-скобка для выбора режимов движения, сменившая традиционную двуплечную. Но кресла стоят по-городскому высоковато — хочется опуститься ниже, и с обзорностью у компактвэна так себе. Правому сектору обзора мешает низко висящее салонное зеркало, а при повороте головы влево взгляд упирается в частокол широких стоек кузова. Да и боковые зеркала могли бы быть крупнее.
Мартин Шустер прямо указывает на B-класс как на главного соперника «активированной двоечки», однако при доводке её ходовых качеств за ориентир брали... автомобили BMW. Дескать, тип привода не имеет значения: любая машина должна отвечать установленным требованиям. Добиться фирменного уровня от переднеприводной машины — это, по словам немцев, вызов без права на ошибку. Конечно, параллельно с Active Турером велись работы над новым хэтчбеком Mini, построенным на той же платформе UKL (см. врезку «Техника»), однако задачи у двух проектов совершенно разные. Для Mini переднеприводность — естественное состояние души, а для BMW — противоестественное и связано с ограничениями. Но силовые агрегаты и архитектура шасси изначально определены, требуется обеспечить «двоечке» характер BMW в жёстких рамках унификации с Mini.
Шустер поделился с нами своими переживаниями во время первого ездового показа компактвэна руководству компании: «Я, как и все разработчики, не мог найти себе места. Но дело кончилось дружественным похлопыванием по плечу: молодец — это настоящий BMW...» Теперь Шустер переспрашивает нас: настоящий ли? Конечно, немного непривычно, когда, открывая дроссель в повороте, ты чувствуешь, что именно передние колёса затаскивают машину в вираж, ощущая при этом намёк на силовое подруливание. Но в целом такими же ездовыми повадками мог бы обладать и BMW классической компоновки. По крайней мере, попавший ко мне первым Active Tourer со 150-сильным турбодизелем и механической коробкой передач не уступает в «бээмвэшности» аналогично вооружённой «единичке». А у полноприводных версий, думаю, разница в поведении будет ещё меньше.
На холостом ходу модификацию 218d выдают характерное дизельное тарахтенье и лёгкий зуд на руле и педалях. А в движении ей свойственны мгновенные, но при этом очень плавные реакции на подачу топлива и выдающаяся эластичность. Уже при 1100 об/мин заметен подхват двухпоточного турбокомпрессора. Ещё пара рисок на шкале тахометра — и в распоряжении водителя оказываются все 330 Н•м. Зона тяговой активности заканчивается всего на 500 об/мин раньше максимально разрешённых оборотов (5500 об/мин). С такими характеристиками передачи можно переключать лишь на подъёмах и при обгонах. Хотя сам механизм шестиступенчатой переключалки настроен образцово: орудовать им в кайф!
Плотная подвеска отлично расправляется с мелким браком полотна, но на более крупных неровностях уже досаждают подбросы, а если колёса попадут в яму — жди удара. Искусственно перетяжелённый руль неплохо изолирован от неровностей, и даже при атаке поворотов нет ощущения, что компактвэн страдает от непривычной для BMW развесовки 60:40 в пользу передних колёс. В штатных режимах поворачиваемость близка к нейтральной, а в пределе возникает снос. Примерно так же сегодня едут и «трёшки» и даже «пятёрки» BMW. Так что зря Мартин Шустер волнуется по поводу ездовых манер «двоечки»... Э-э-э, может, и не зря.
Бензиновый Active Tourer 225i с восьмиступенчатым «автоматом» Aisin передвигается не столь академично. С места берёт также плавно, но в рваном городском ритме тяга к передним колёсам поступает с небольшой задержкой. Если у дизельной версии переходные режимы неощутимы вовсе, то здесь подача топлива сопровождается небольшим рывком. Заметна и суетливость коробки при переходе от равномерного движения к ускорению. Но на верхах бензиновый турбомотор гораздо бодрее: по паспорту такой Active Tourer разгоняется до 100 км/ч за 6,8 с против 8,9 с дизельной версии. При активной езде и трансмиссия не оставляет поводов для критики.
Подвеска «двести двадцать пятой» немного мягче. Это чувствуется и по возросшим кренам кузова в поворотах, и по характеру обработки неровностей. Бензиновая модификация комфортнее дизельной, но связь с водителем размывается. Реакции на поворот руля быстры у обеих версий, но за рулём бензинового компактвэна отчётливее чувствуешь пассивную роль задней оси. Пресновато! Впрочем, разница в настройках шасси — из тех нюансов, которые в обычной жизни, да ещё на наших неровных дорогах, можно и не заметить. Зато вне зависимости от мотора Active Tourer отлично изолирован от внешних шумов. Дорожный гул пробивается в салон сильно фильтрованным, ветер начинает подвывать лишь на скоростях крепко за сотню, а голос мотора не нагружает уши даже при интенсивных разгонах. Причём дизельный компактвэн показался немного тише бензинового.
Жаль, немцы не привезли на презентацию базовый полуторалитровый Active Tourer с трёхцилиндровым двигателем. Познакомиться с ним было бы вдвойне интересно: он самый лёгкий и необременённый избыточной мощностью. Впрочем, касаемо нашей страны пока нет ясности ни по моторной линейке, ни по ценам. Зато назначение переднеприводной «двоечки» в России предугадать несложно уже сейчас: детей в садик, продукты домой, в выходные — на дачу... Бытовуха. Естественно, Active Tourer не потеряет ни в практичности, ни в удобстве от того, что вместо запрограммированных альпинистов да путешественников будет обслуживать молодых мамаш. Вопрос в том, станет ли он таким же событием для покупателя, каким является для BMW и прессы. Не хочется, чтобы первый переднеприводный BMW, благословенный всеобщим вниманием, стал проходным. Массовость в этом сегменте ему в любом случае не грозит — за весь 2013 год у нас было продано 2197 Мерседесов B-класса.
Паспортные данные
Active Tourer | 218d | 225i |
---|---|---|
Кузов | ||
Тип кузова | универсал | универсал |
Число дверей/мест | 5/5 | 5/5 |
Длина, мм | 4342 | 4342 |
Ширина, мм | 1800 | 1800 |
Высота, мм | 1555 | 1555 |
Колёсная база, мм | 2670 | 2670 |
Колея передняя/задняя, мм | 1561/1562 | 1557/1558 |
Снаряжённая масса, кг | 1375/1450 | 1430/1505 |
Полная масса, кг | 1920 | 1970 |
Объём багажника, л | 468–1510 | 468–1510 |
Двигатель | ||
Тип | турбодизель | бензиновый с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом |
Расположение | спереди, поперечно | спереди, поперечно |
Число и расположение цилиндров | 4, в ряд | 4, в ряд |
Число клапанов | 16 | 16 |
Рабочий объём, см³ | 1995 | 1998 |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 150/4000 | 231/4750–6000 |
Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин | 330/1750–2250 | 350/1250 |
Трансмиссия | ||
Коробка передач | механическая, шестиступенчатая | автоматическая, восьмиступенчатая |
Привод | передний | передний |
Ходовая часть | ||
Передняя подвеска | независимая, пружинная, McPherson | независимая, пружинная, McPherson |
Задняя подвеска | независимая, пружинная, многорычажная | независимая, пружинная, многорычажная |
Передние тормоза | дисковые вентилируемые | дисковые вентилируемые |
Задние тормоза | дисковые | дисковые |
Шины | 205/60 R16 | 205/55 R17 |
Эксплуатационные характеристики | ||
Максимальная скорость, км/ч | 205 | 235 |
Время разгона с 0 до 100 км/ч, с | 8,9 | 6,8 |
Расход топлива, л/100 км | ||
— городской цикл | 5,0 | 7,6 |
— загородный цикл | 3,6 | 5,0 |
— смешанный цикл | 4,1 | 6,0 |
Норма токсичности | Евро-6 | Евро-6 |
Ёмкость топливного бака, л | 51 | 51 |
Топливо | дизтопливо | АИ-95 |