У двух спорткроссоверов в этом тесте одинаковые двигатели, несмотря на разницу в миллион рублей. Соплатформенники Jaguar F-Pace SVR и Range Rover Velar SVAutobiography Dynamic Edition используют пятилитровую «восьмёрку» с приводным нагнетателем мощностью 550 л.с. Пока она выпускается на заводе Ford в уэльском Бридженде. Однако осенью 2020 года истекает контракт на поставку моторов англичанам, а предприятие будет закрыто. Возможно, эпоха восьмицилиндровых «компрессорных» Ягуаров и Рейнджей кончается. Горячие «британцы» могут перейти на шестицилиндровую тягу. И уже знакомый нам BMW X3 M наглядно демонстрирует, что это не конец света.
Наиболее лёгкий в трио 510-сильный BMW набирает 100 км/ч за те же 4,3 с, что и более мощный SVR с гандикапом почти в центнер. Range Rover на столько же тяжелее Ягуара и тратит на разгон четыре с половиной секунды. Таким образом, «англичане» с одним водителем и на зимних шинах способны подтвердить паспортные данные, а X3 M вроде бы не добирает пару десятых.
Но не будем строги. Во-первых, «немцы» традиционно чувствительны к нештатной обуви: в данном случае зимние шины ещё и уже штатных разношироких. Во-вторых, там такое количество настроек силового агрегата, что комбинировать их можно целый день. Допускаю, что выбранная нами наиболее спортивная программа не является самой эффективной. Так или иначе, результаты замеров говорят, что в данном случае количество цилиндров на скорость особо не влияет.
Если же снять с лобового стекла измерительный прибор и довериться чувствам, то самым динамичным кажется SVR. На разгоне он производит сильнейшее впечатление. Набирая обороты, V8 бурно клокочет, при смене передач заливисто хрюкает, а под сброс газа постреливает металлом из глушителя. Вой приводного нагнетателя прячется за другими звуками. Именно саундтрек придаёт ускорению лёгкий оттенок безумия. В этом есть нечто наркотическое, заставляющее давить на газ, даже когда особо не требуется. Кажется, что ответный энтузиазм водителя добавляет Ягуару сил: в дрэге он приходит первым. Если переход на шесть цилиндров неизбежен, то я уже начинаю скучать по этому рыку.
Velar звучит чуть скромнее, но тоже вполне залихватски. Особенно на фоне BMW, глухой выпуск которого кажется едва ли не синтетическим. Все выпускные системы снабжены перепускными клапанами, позволяющими добавить драматизма при необходимости. Но если X3 M запоминает выбранное положение заслонки даже после перезапуска, то SVR и SVA (позволю себе такое сокращение) переходят на пониженный тон при первом удобном случае. Например, при смене ездового режима.
Ключевое отличие трёх кроссоверов сводится к тому, что в «британцах» возбуждает сам процесс разгона, а в BMW — его результат: ишь ты, уже полторы сотни на спидометре! Немецкая машина скрадывает скорость, в то время как оппоненты её словно выпячивают. И делают движение по дорогам общего пользования более интересным. Да и комфортным — особенно если говорить об SVA. Его пневмоподвеска жёстче, чем у обычного Велара, но по сравнению с пережатой «эмкой» Рейндж кажется абсолютно гражданской машиной.
Velar не столь чувствителен к мелким дефектам покрытия, напрочь игнорирует короткую волну, хотя поперечные неровности отмечает слишком заметными колебаниями неподрессоренных масс. Боюсь представить, сколько весят 22-дюймовые колёса… Даже в спортивном режиме шасси Велара сохраняет приемлемую плавность, впрочем, с вальяжным характером машины эта программа плохо вяжется.
Ягуару пневмоподвеска недоступна, а жёсткие пружины делают SVR ещё более тряским, чем обычный F-Pace. В динамическом режиме плавности хода почти не остаётся. Всё, что попадает под колёса, вынуждает машину подпрыгивать. Мультимедийная система позволяет детализировать настройки: отказаться от чрезмерной строгости амортизаторов, оставив в «Спорте» двигатель, коробку и электроусилитель. Но я бы и руль не выводил из комфорта: точность управления от этого не страдает, а вращать баранку легче.
Между программами Sport и Sport Plus в «эмке» я не ощущаю принципиальной разницы: обе они предельно дискомфортны. Подобно Ягуару, BMW скачет на самых мелких неровностях, а уровень вертикальных ускорений возрастает настолько, что кажется, будто машина передвигается вприпрыжку. Но меняешь Sport на Comfort и — кайф! «Эмка» жестковата, но не жестока. Иное дело — трек. Ровную, недавно переложенную трассу в Мячково в данном случае мы используем не как гоночное кольцо, а как полигон для испытаний управляемости на пределе. Здесь злой спортивный режим заставляет X3 M собраться и атаковать повороты так, что не угонишься.
Да, заметны крены, но они не слишком мешают активному пилотажу. Да, BMW рановато тянет морду наружу виража, да и под сброс газа уходит в занос слегка преждевременно. Однако эти процессы развиваются постепенно, оставляя время на точную оценку и коррекцию. Здесь тоже электроусилитель лучше освободить от излишней вязкости спортрежима. Тогда лёгкий, в меру острый (2,2 оборота от упора до упора) руль с пухлым ободом радует надёжной обратной связью и внятным изменением усилия в зависимости от угла да нагрузки.
И это притом что шасси работает в нештатном режиме: вместо разношироких шин 255/40 R21 спереди и 265/40 R21 сзади на нашей машине установлены 255/45 R20 «по кругу». К тому же сама по себе фрикционная модель Pirelli Scorpion Winter не блещет на сухом холодном асфальте. Зато так проще насладиться силовыми скольжениями с режимом 4WD Sport. Распределяя тягу, он отдаёт приоритет задней оси, где вовсю трудится M-дифференциал с электронноуправляемой блокировкой. Эффектно! И управлять заносом проще, чем в любом из конкурентов.
У «британцев», также оснащённых умными дифференциалами, нет столь фривольной трансмиссионной программы, и, несмотря на ломовую тягу, оба неохотно уходят в дрифт под газом. По крайней мере посуху. Для верности лучше предварительно разгрузить заднюю ось, коротко отпустив акселератор. Jaguar довольно лихо при этом подворачивается — только успевай ловить. Газ! Передние колёса подхватывают, но скольжение развивается не всегда предсказуемо, словно полный привод проложен с использованием межосевого самоблока. Момент гуляет по осям, мешая выдерживать постоянный угол.
Передаточное отношение рулевых механизмов у британских кроссоверов одинаково. Баранка и там и там совершает чуть более двух с половиной оборотов между крайними положениями. Усилители настроены по-разному. Руль Ягуара сопротивляется активнее, зато обратная связь оказывается чище. Вращать веларовский легче, хотя приводу уже немного недостаёт прозрачности. К тому же в повороты Velar не ныряет, как Джаг: вначале кренится, а встав на дугу мгновение спустя, может потребовать коррекции.
По большому счёту, в условиях траекторного движения на пределе держака оба родственника кажутся увальнями по сравнению с BMW. Помимо поперечных кренов досаждают и продольные — на разгоне-торможении. Для мягкого Велара клевки и попытки встать на дыбы под полным газом органичны. Удивительно, что и жёсткий F-Pace ненамного лучше. Джип джипом. Тяжёлые «восьмёрки» явно не лучшим образом влияют на развесовку. Поведение машин сильно зависит от динамического перераспределения массы, а при переборе со скоростью на входе в поворот они, как правило, плужат к внешней бровке.
Чтобы лучше прочувствовать разницу характеров двух солатформенников, нужно снизить градус до динамичной городской езды. Вот тут перед нами — две отдельные личности. Velar в принципе остаётся этаким грузовичком с безжизненным рулём и вальяжной подвеской. Мягкий ход, широкие сиденья, выпуск приглушён, чтобы не нарушать тишину в салоне. А SVR, наоборот, набирает спортивную форму. В мегаполисе он — этакий пятидверный XKR. Яростный, резко откликающийся на руль и подачу топлива, держащий водителя в тонусе. Даже за асфальт особо не цепляется и готов закрутиться волчком на какой-нибудь развязке, особенно если неаккуратно обращаться с газом.
Зимние шины «британцев» подобраны по размеру. Jaguar обут в те же Pirelli что и Х3 М, Velar — в Continental ContiCrossContact Winter. И именно тяжёлый Рейндж демонстрирует наиболее эффективное замедление. Лучший результат — 39,6 м при торможении со 100 км/ч. Jaguar уезжает где-то на метр дальше. Кратчайшая дистанция для остановки BMW на 2,4 м длиннее веларовской. Осаживая любую из трёх машин, подмечаешь заметный рабочий ход педали. Но только для «эмки» эта гражданская настройка кажется неестественной.
Что касается шумоизоляции, то она неплоха во всех трёх кроссоверах. Везде главной акустической доминантой выступает звук двигателя. Или выхлопа, если открыты заслонки в глушителях. С ростом скорости в британских машинах раньше начинает фонить ветер. Обзорность вперёд даже в BMW подпорчена массивными передними стойками, а в Ягуаре с Рейнджем эта проблема усугубляется ещё и халтурящими дворниками, оставляющими широкую непрочищенную полосу близ левой стойки.
Тем не менее габариты лучше ощущаются в Рейндже, благодаря высокой посадке. Кресла не отличаются от тех, что ставятся на модификации попроще, — и, как ни странно, это самые удобные сиденья в тесте, их легче настроить под себя, к ним меньше всего вопросов. Видом из-за руля Velar напоминает внушительный внедорожник, что роднит компактный Range Rover со взрослыми. Даже в самом нижнем положении кресла хорошо просматривается капот. Но эргономически это самый сложный автомобиль из-за обилия сенсорных панелей.
«Эмка» после него кажется легковушкой, а управление вспомогательными функциями — интуитивным. Jaguar где-то между: в нём больше, чем в Веларе, физических клавиш. Но подогрев сидений всё равно спрятан в дебрях мультимедийки, которая стартует не так быстро, как хотелось бы. Жестковатые ковшеобразные кресла только обещают спортивную посадку, но на деле сидишь заметно выше, чем в BMW.
На бездорожье самым способным предсказуемо оказывается Velar. Пневмоподвеска с регулировкой дорожного просвета обеспечивает лучшую геометрическую проходимость. Хороша артикуляция осей, а фирменная система Terrain Response 2 позволяет эффективно распоряжаться тягой. В дебри мы не углубляемся, но чем дальше пришлось бы лезть, тем выгоднее смотрелся бы Range Rover.
И тем заметнее становилась бы разница между ним и Ягуаром: SVR лишён внедорожных спецрежимов и способности менять смешной дорожный просвет. Кузов «эмки» сидит повыше и, пока позволяет геометрия BMW, справляется с просёлком не хуже Рейнджа благодаря образцовой работе трекшн-контроля, умело имитирующего блокировки.
К счастью, среди участников теста нет ни одного автомобиля, требующего холодного расчёта. Все три машины иррациональны, хотя BMW — в меньшей степени. «Эмка» внешне — сама скромность по меркам сегмента. Лишь большие тормоза как-то намекают светофорным гонщикам, что с этим «иксом» лучше не заезжать. Но в сегодняшней компании техническое совершенство не добавляет «эмке» очков. Она эффективнее в предельных режимах, быстрее на извилистой дорожке и, пожалуй, удобнее в быту — но скучнее любого из «британцев». За семь с половиной миллионов хочется улыбаться чаще.
Громогласный SVR — другая крайность. Производя много шума, он отстаёт от BMW. А салон категорически не стоит тех денег, что просят за Jaguar. Velar с V8 не так громок, и его проще представить в качестве ежедневного транспорта, чем SVR. В то же время это более эмоциональный, чем BMW, более американский, если хотите, вариант спорткроссовера. Он лучше вписывается в жизнь на широкую ногу, чем точный и немного холодный X3 M. Конечно, это прежде всего Velar — c целым букетом сомнительных решений. Но мы же изначально говорим про выбор сердца.
Все наши харизматики — со странностями, и меж ними Range Rover кажется наиболее разносторонним. Скажу больше: именно «компрессорный» Velar — единственный заслуживающий внимания в модельной линейке. Понятно, что его проходимость останется невостребованной, потому что это надо куда-то лезть, пачкаться. Зато удовольствие от дизайна и чумового мотора не требует ровным счётом никаких усилий. Короче: на этот раз можно спокойно покупать самый дорогой автомобиль.
Кстати, если вам не хватило какой-то информации, задайте вопрос в комментариях в течение выходных, а мы дополним тест с соответствующей пометкой. Ведь по ходу испытаний всегда собирается больше данных, чем вмещает статья. А в этот раз ещё и торопимся с подготовкой публикации — можем что-то упустить. Если экспериментальный формат совместного творчества окажется продуктивным, то можно и внедрить эту практику на постоянной основе. Вы же часто помогаете нам, подмечая ошибки. Есть гипотеза, что расширение интерактива может сделать тесты информативнее. Проверим.
Паспортные данные
Модель | BMW X3 M Competition | Jaguar F-Pace SVR | Range Rover Velar SVAutobiography Dynamic |
---|---|---|---|
Кузов | |||
Тип кузова | универсал | универсал | универсал |
Число дверей/мест | 5/5 | 5/5 | 5/5 |
Длина, мм | 4726 | 4737 | 4806 |
Ширина, мм | 1897 | 2071 | 2041 |
Высота, мм | 1669 | 1670 | 1676 |
Колёсная база, мм | 2864 | 2874 | 2874 |
Колея передняя/задняя, мм | 1617/1602 | 1648/1666 | 1644/1663 |
Снаряжённая масса, кг | 1970 | 1995 | 2085 |
Полная масса, кг | 2500 | 2550 | 2610 |
Объём багажника, л | 550–1600 | 508–1578 | 558–1731 |
Двигатель | |||
Тип | бензиновый с непосредственным впрыском топлива и битурбонаддувом | бензиновый с непосредственным впрыском топлива и приводным нагнетателем | бензиновый с непосредственным впрыском топлива и приводным нагнетателем |
Расположение | спереди, продольно | спереди, продольно | спереди, продольно |
Число и расположение цилиндров | 6, в ряд | 8, V-образно | 8, V-образно |
Число клапанов | 24 | 32 | 32 |
Рабочий объём, см³ | 2993 | 5000 | 5000 |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 510/5950–7300 | 550/6000–6500 | 550/6000–6500 |
Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин | 600/2600–5950 | 680/2500–5500 | 680/2500–5500 |
Трансмиссия | |||
Коробка передач | автоматическая, восьмиступенчатая | автоматическая, восьмиступенчатая | автоматическая, восьмиступенчатая |
Привод | полный | полный | полный |
Ходовая часть | |||
Передняя подвеска | независимая, пружинная, McPherson | независимая, пружинная, двухрычажная | независимая, пневматическая, двухрычажная |
Задняя подвеска | независимая, пружинная, многорычажная | независимая, пружинная, многорычажная | независимая, пневматическая, многорычажная |
Передние тормоза | дисковые вентилируемые | дисковые вентилируемые | дисковые вентилируемые |
Задние тормоза | дисковые вентилируемые | дисковые вентилируемые | дисковые вентилируемые |
Передние шины | 255/40 R21 | 265/40 R22 | 265/40 R22 |
Задние шины | 265/45 R21 | 295/35 R22 | 265/40 R22 |
Дорожный просвет, мм | 204 | 161 | 205–251 |
Эксплуатационные характеристики | |||
Максимальная скорость, км/ч | 250 (285)* | 283 | 274 |
Время разгона с 0 до 100 км/ч, с | 4,1 | 4,3 | 4,5 |
Расход топлива, л/100 км | |||
— городской цикл | 14,1 | 16,5 | 16,7 |
— загородный цикл | 8,6 | 9,3 | 9,0 |
— смешанный цикл | 10,6 | 11,9 | 11,8 |
Ёмкость топливного бака, л | 65 | 82 | 82 |
Топливо | АИ-95–98 | АИ-95–98 | АИ-95–98 |
* С пакетом M Driver’s. |
Комплектации
Базовое оборудование | BMW X3 M Competition | Jaguar F-Pace SVR | Range Rover Velar SVAutobiography Dynamic |
---|---|---|---|
Фронтальные подушки безопасности | + | + | + |
Боковые подушки безопасности | + | + | + |
Задние подушки безопасности | – | – | – |
Надувные «занавески» | + | + | + |
Крепление детского кресла Isofix | + | + | + |
Система динамической стабилизации | + | + | + |
Активный задний дифференциал | + | + | + |
Система автоматического торможения | + | – | + |
Система контроля за разметкой | + | + | + |
Система распознавания дорожных знаков | – | + | + |
Система контроля слепых зон | + | – | + |
Адаптивная подвеска | + | + | + |
Регулировка дорожного просвета | – | – | + |
Система предотвращения переворачивания | – | – | + |
Беспроводная зарядка для смартфона | + | – | – |
Система start/stop | + | + | + |
Автоматическое переключение дальнего света | + | – | – |
Спортивные сиденья | + | + | – |
Адаптивные фары | + | + | – |
Светодиодные фары | + | + | – |
Контроль давления в шинах | + | + | + |
Датчик дождя | + | + | + |
Датчик света | + | + | + |
Выдвижные ручки дверей | – | – | + |
Стеклоочиститель пятой двери | + | + | + |
Датчики парковки передние и задние | + | + | + |
Система автоматической парковки | + | – | + |
Система обнаружения приближающегося транспорта при движении задним ходом | – | – | + |
Бортовой компьютер | + | + | + |
Круиз-контроль | – | + | – |
Активный круиз-контроль | + | – | + |
Двухзонный климат-контроль | – | + | – |
Трёхзонный климат-контроль | + | – | – |
Четырёхзонный климат-контроль | – | – | + |
Обогрев лобового стекла | – | + | + |
Автономный обогреватель с дистанционным управлением | – | + | + |
Система доступа в салон без ключа | + | + | + |
Мультифункциональное рулевое колесо | + | + | + |
Подогрев рулевого колеса | + | + | + |
Рулевая колонка с регулировкой по углу наклона и вылету | + | – | – |
Рулевая колонка с электрорегулировкой по углу наклона и вылету | – | + | + |
Электрохромное внутрисалонное зеркало | + | + | + |
Электрохромные наружные зеркала заднего вида с подогревом и электроприводом | + | + | + |
Электрорегулировка передних сидений | + | + | + |
Память положений кресла водителя | + | + | – |
Память положений передних сидений и зеркал | – | – | + |
Регулировка спинок задних сидений | – | – | – |
Подогрев передних сидений | + | + | + |
Подогрев задних сидений | – | + | + |
Вентиляция передних сидений | + | – | + |
Декоративная подсветка салона | + | – | – |
Передние кресла с функцией массажа | – | – | + |
Аудиосистема MP3 с USB | + | + | + |
CD-ресивер | + | – | – |
Навигационная система | + | + | + |
Поддержка Apple CarPlay и Android Auto | – | – | + |
Виртуальная приборная панель диагональю 12,3" | – | + | + |
Мультимедийная система с сенсорным дисплеем | + | + | – |
Мультимедийная система с двумя сенсорными дисплеями | – | – | + |
Точка доступа wi-fi | – | + | + |
Проекционный дисплей | + | – | |
Интегрированная Bluetooth-система hands free | + | + | + |
Камера заднего вида | + | + | + |
Омыватель камеры заднего вида | – | – | + |
Система кругового обзора | + | – | – |
Люк | + | – | + |
Панорамная крыша | + | – | + |
Удаленный контроль параметров автомобиля со смартфона | + | + | + |
Электропривод двери багажника | + | + | + |
Отделка салона кожей | + | + | + |
Компактное запасное колесо | – | + | + |
Легкосплавные колёсные диски 21" | + | + | + |
Цвет «металлик» | + | + | + |
Дополнительное оснащение BMW | |||
Поддержка Apple CarPlay и Android Auto | 25 600 | ||
Телематический ключ BMW Display Key | 29 800 | ||
Подогрев задних сидений | 32 400 | ||
Пакет ароматизации и ионизации воздуха Ambient Air | 29 800 | ||
Рейлинги с отделкой Shadow Line | 28 000 | ||
Система управления жестами | 25 600 | ||
Акустически-комфортное остекление | 17 000 | ||
Регулировка спинок задних сидений | 12 700 | ||
Солнцезащитные «шторки» на задних боковых стеклах | 21 300 | ||
Дополнительное оснащение Jaguar | |||
Пакет Practicality | 23 800 | ||
Рычаги дистанционной регулировки положения задних сидений | |||
Разделительная сетка в багажнике | |||
Взмаховый датчик двери багажника | |||
Охлаждение перчаточного ящика | |||
Датчик качества воздуха | |||
Пакет Drive Pack | 85 900 | ||
Система контроля слепых зон | |||
Активный круиз-контроль | |||
Система автоматического торможения | |||
Пакет Park Pack | 26 400 | ||
Система обнаружения приближающегося транспорта при движении задним ходом | |||
Система автоматической парковки | |||
Четырёхзонный климат-контроль | 62 200 | ||
Ионизатор салона | 10 700 | ||
Тонировка стёкол | 33 400 | ||
Аудиосистема Meridian Surround 825 Вт | 48 800 | ||
Легкосплавные колёсные диски 22" | 86 400 | ||
Проекционный дисплей | 88 200 | ||
Панорамная крыша | 91 500 | ||
Декоративная подсветка салона | 12 800 | ||
Система адаптации к дорожным условиям | 12 600 | ||
Декоративные вставки Aluminium Weave Carbon | 125 000 | ||
Дополнительное оснащение Range Rover | |||
Пакет Driver Assist | 110 800 | ||
Система предотвращения столкновений при перестроении | |||
Система кругового обзора | |||
Ионизатор салона | 11 000 | ||
Легкосплавные колёсные диски 22" | 84 700 | ||
Полноразмерное запасное колесо 22" | 56 100 | ||
Рычаги дистанционного складывания задних сидений | 5600 | ||
Проекционный дисплей | 88 200 | ||
Тонировка стёкол | 33 400 | ||
Теплоотталкивающее покрытие лобового стекла | 18 600 | ||
Два дополнительных USB разъёма сзади и розетка 12 В спереди | 19 300 | ||
Декоративная подсветка салона | 12 800 | ||
Матрично-лазерные фары | 227 100 | ||
Элементы отделки Steel Weave и Carbon Fibre | 100 000 | ||
Система выбора внедорожных режимов Terrain Response 2 | 11 500 | ||
Внедорожный круиз-контроль | 26 500 | ||
Матовая окраска кузова SVO Special Effect | 677 900 | ||
Цена базовой комплектации, рубли | 7 680 000 | 6 980 000 | 7 998 000 |
Цена протестированного автомобиля, рубли | 7 902 200 | 7 687 700 | 9 420 700 |