Привлекать Porsche мы не планировали. Сравним, думали, Range Rover Sport SVR с BMW X5 M, снимем ролик, третий автомобиль тут, мол, лишний. Казалось, что при всей технической схожести (наддувные «восьмёрки», гидромеханические «автоматы» и активные задние дифференциалы) они настолько разные, что результаты сами собой разложатся по полочкам. Но мы закопались. Полезли на бездорожье, по трассе Moscow Raceway накрутили больше, чем на всех остальных машинах за год. Суммировали впечатления — и пришлось звать на помощь Cayenne Turbo.
Они живые! Если 550-сильный Range Rover засыпает вскоре после выключения зажигания, то оснащённая двойным турбонаддувом «восьмёрка» BMW (575 л.с.) ещё долго гудит своим миллионом вентиляторов. Под капотом у «эмки» их как в небольшом магазине запчастей — есть даже отдельный контур охлаждения «автомата». Просыпаясь, оба мотора рявкают и фыркают, но утопишь газ при параллельном старте — и BMW на фоне Рейнджа будто немеет. Под тягой приводной нагнетатель Рейндж Ровера стонет, свободный от турбин выпуск трещит, как ломающееся дерево, а под сброс газа за тобой словно плашмя падают доски.
Из BMW, единожды «вылепив» под себя кресло, не хочется вылезать, а в Рейндже всё грубее, площе и проще. Меня, с ростом 176 см, кресло устраивает, а Петровский (188 см) жалуется: выпирающий низ подголовника давит ему под лопатки. Вдобавок руль смещён влево, настроек сиденья меньше (нет вентиляции, нельзя «сломать» спинку), а их кнопки, как и остальная фурнитура, поскрипывают. Картинка с камеры BMW по разрешению как две с камеры Рейнджа, схожая разница в удобстве и проработке мультимедийных систем. В общем, SVR-интерьер со стилизованными ковшами на втором ряду впечатляет на глаз, но не на ощупь. А «эмочный» прям звенит!
Со свежими силами Range может даже на мгновение захватить лидерство на старте, но с каждым новым рывком (а для съёмки их надо повторять не раз и не два) всё сильнее и раньше проигрывает BMW — словно постепенно устаёт. В «эмке» можно и не включать лонч-контроль, нивелирующий первоначальную заминку: со своим интеллигентно-сдержанным рыком она разгоняется в любом случае быстрее (по паспорту 4,2 с до сотни против 4,7 у Рейнджа), а на скорости свыше 150 км/ч быстрее намного.
Настройками силового агрегата BMW лишь меняется настроение: ты уезжаешь от Ровера плавно либо с жёсткими рывками при переключениях. Плавно — лучше, ибо при старте с лончем переход с первой на вторую на 5200 об/мин (на последующих передачах М-мотор крутится до 6500 об/мин) иной раз сопровождается не звуком, а пуком: впору извиняться перед окружающими.
Подрулевые лепестки «эмке» не нужны, разгон так стремителен, что чуть отвлёкся — считай, в отсечке. В Рейндже на ручном переключении тоже не выиграешь: отсечка настолько мягкая, что можно провисеть на ней секунду, прежде чем поймёшь, в чём дело. Но это не значит, что динамика Рейндж Ровера не увлекает. Нос устремляется в небо, «автомат» в режиме Sport дёргает. Но главное звук! Добавил, сбросил — пока акселератор в движении, ты смеёшься в ответ на проигрыш «эмке» в динамике. Уезжай, тут и без тебя весело!
С первого же замедления больше доверия вызывают тормоза BMW: хватают крепко и позволяют надёжно осаживать даже после нескольких кругов по гоночному треку. А Рейндж так клюёт носом, что вкупе со взлётно-самолётными ощущениями на разгоне впору задуматься о стабилизаторах продольной устойчивости! Безотносительно эффективности механизмов поначалу ты просто не веришь, что SVR можно остановить быстро: ход педали велик, обратная связь размыта. А проверив и убедившись, что тормоза Brembo с шестипоршневыми суппортами греются явно быстрее бээмвэшных, перестраховываешься.
На дорогах общего пользования BMW X5 M казался кольцевым, таким «траекторно-выверенным» автомобилем. А Range Rover Sport SVR своим ором, продольной раскачкой и живыми откликами на газ производил впечатление дрифт-хулигана. Вот и поскользим, надеялись мы по пути на Moscow Raceway. Но автомобили нас обманули. Речь не про время круга, хотя мы, конечно, не ожидали, что Х5 М под руководством Олега Кесельмана опередит SVR почти на семь секунд. Дело — в обертонах характеров.
Кроссовер BMW поворачивает проворнее большинства легковушек. Даже в крайнем случае, когда превысил скорость и опоздал с поворотом информативнейшего руля (здесь электроусилитель), — «эмка» плавно и беззвучно, будто стесняясь разочаровать, скользит наружу виража. Сделал всё вовремя — выбирай: эффективный разгон или… Дрифт! При всей правильности повадок преимущественно заднеприводный X5 M (многодисковая муфта в приводе передних колёс зажимается при пробуксовке или заносе) даёт скользить задней осью под тягой. У активного заднего дифференциала, как и у силового агрегата, три режима, и в самом злом из них, «спорт-плюсе», BMW рвётся внутрь поворота особенно рьяно.
В виражи Range Rover ныряет, почти не кренясь, но заставляет с собой работать. Жмёшь газ на дуге, чувствуешь, что активный задний дифференциал с электронноуправляемой блокировкой старается, но в ушах — рёв мотора да писк разгруженных передних шин. Симметричный «центр» при столь злом моторе выступает против скольжений силой. Только хитростью: набрал в повороте ход, сбросил газ, подождал — и вот тут уже газуй да рули, благо электроусилитель при быстром вращении не прикусывает. Но дрифт на Рейндже выходит только эпизодический, под фото, не под видео.
Р-р-р-хдыщ-бах!.. Плевал Range зычным выхлопом на все эти асфальтовые траектории. У него ведь пять из шести ездовых режимов — внедорожные! А что вне дорог может BMW? Вообще, не будь Рейнджа, этого вопроса и не возникло бы — у «эмки» ведь такие сложносочинённые и низкие бамперы… Но нам-то эти автомобили интересны, прежде всего, борьбой инженеров, а в ней, как в драке, волос не жалеют. Поэтому из двух фирменных внедорожных полигонов (площадки BMW Driving Experience и Jaguar Land Rover Experience находятся буквально через дорогу друг от друга) выбираем более суровый — лендроверовский.
По пути в Сорочаны оцениваем комфорт. Вообще, в Рейндже о нём не задумываешься. Не потому что всё хорошо — отвлекают спецэффекты. Но в сравнении с BMW очевидно, что электронноуправляемые, наполненные магнитореологической жидкостью амортизаторы Рейнджа в асфальтовых режимах перезажаты: стыки и короткие волны покрытия даются пневмоподвеске внедорожника жёстче желаемого, а поведением на треке SVR этого не оправдывает.
Грозная «эмка» с обычными пружинами спереди и пневмобаллонами сзади плавностью хода приятно удивляет. Запомнив комфортные настройки, например, под кнопкой М2, можно в один клик забыть об эмности, даже несмотря на 20-дюймовые (на дюйм меньше, чем у Рейнджа) шины. Главная характеристика гибридной подвески BMW — упругость. Неровности часто слышны, но их редко чувствуешь. «Ноу криминалити» даже в режиме Sport+!
Рыча, как никто, SVR играючи преодолевает косогоры, ныряет в воду (допустимая глубина брода — 850 мм!) и скачет через канавы. По геометрии у Рейнджа твёрдая «пятёрка», а «эмку» еле допустили к внедорожной сессии. То и дело выходя из машины и проверяя зазоры между землёй и бамперами, мы проехали на BMW большую часть полигонного круга, но вовремя прочитали в инструкции про всевозможные ограничения, шёпотом занырнули в мини-брод — и успокоились. Суммировали впечатления и поняли, что каждый из автомобилей может что-то, что сопернику не под силу. Ничья? Как бы не так! Таким образом у нас появился некогда эталонный 520-сильный Cayenne Turbo. Этот на все руки мастер. Но и ему досталось.
По «топовости» на месте этого Кайена должен был быть Turbo S (570 л.с.), но тот стоит как два BMW: минимум 11,2 млн рублей против 6,3 млн за Х5 М и 7,9 млн за SVR. А просто Turbo — скромняга: от 8,9 млн, как нафаршированные «эмки». Ну, Porsche, кто круче, BMW или Range Rover? Пять лет назад Петровский назвал интерьер Кайена сокровищем. А теперь смотрим, тыкаем кнопочки… Топорный Range Rover ему, конечно, не соперник. Но BMW по сумме качеств — лучше! Великолепная Porsche-посадка? В «эмке» не хуже. Внимание к деталям и материалам? Тут тоже ничего не забыто. А проработка мультимедийной системы «икса» с большим экраном прямо указывает на возраст Кайена.
В движении Porsche — один только спорт. В этом его сила и слабость. Активный задний дифференциал (здесь в отличие от двух других машин это опция), подключаемый, как у BMW, передний привод, система подавления кренов. В поворотах Cayenne Turbo воспринимается ещё более спортивным и лёгким, чем «эмка»! Пневмоподвеска плотнее, реакции на повороты руля острее (от упора до упора у обеих машин по 2,5–2,6 оборота), а запас по углеродокерамическим тормозам, недоступным ни BMW, ни Рейнджу, таков, что в кольцевой гонке на выносливость преимущество Porsche будет измеряться кругами.
Однако на обычных дорогах от принудительной спортивности Porsche устаёшь, а добиться комфорта нажатием кнопки, как в Х5 М, нельзя, хотя подвесочный режим Comfort тут присутствует. В асфальтовых дисциплинах «эмка» — самый универсальный автомобиль в трио: может быть злым и добрым, собранным и расслабленным. И даже в присутствии Porsche — самым динамичным: в разгоне до сотни Cayenne Turbo проигрывает три десятых секунды (4,5 с против 4,2). Всё это говорит о том, что инженерная крутизна Х5 М (недельный тест не позволяет говорить о надёжности, хотя здесь, судя по форумам, может отличиться любой автомобиль из трёх) не иллюзия, не следствие сравнения с грубым Рейнджем, а факт.
Если ездить много и по асфальту, наш выбор — BMW Х5 М. Быстрый, утончённый и комфортный кроссовер — настоящий суперкар для России. Уступая в ряде дисциплин, Range Rover Sport SVR впечатляет не меньше. Автомобиль-перформанс, бунтарь, каждая поездка на нём, причём не только по твёрдым покрытиям, — это событие. Главное — не переесть и не оглохнуть. А Porsche Cayenne Turbo с керамическими тормозами, офроуд-программой и увеличивающимся дорожным просветом — полтора в одном. В нём собрано почти всё лучшее от обоих соперников, но не хватает комфорта BMW.
Паспортные данные
Модель | BMW X5 M | Range Rover Sport SVR | Porsche Cayenne Turbo |
---|---|---|---|
Кузов | |||
Тип кузова | универсал | универсал | универсал |
Число дверей/мест | 5/5 | 5/5 | 5/5 |
Длина, мм | 4880 | 4872 | 4855 |
Ширина, мм | 1985 | 2018 | 1939 |
Высота, мм | 1754 | 1780 | 1702 |
Колёсная база, мм | 2933 | 2923 | 2895 |
Колея передняя/задняя, мм | 1666/1667 | 1690/1685 | 1643/1657 |
Снаряжённая масса, кг | 2350 | 2335 | 2260 |
Полная масса, кг | 2970 | 3000 | 2895 |
Объём багажника, л | 650–1870 | 761–1761 | 670–1705 |
Двигатель | |||
Тип | бензиновый с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом | бензиновый с непосредственным впрыском топлива и приводным нагнетателем | бензиновый с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом |
Расположение | спереди, продольно | спереди, продольно | спереди, продольно |
Число и расположение цилиндров | 8, V-образно | 8, V-образно | 8, V-образно |
Число клапанов | 32 | 32 | 32 |
Рабочий объём, см³ | 4395 | 4999 | 4806 |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 575/6000–6500 | 550/6000 | 520/6000 |
Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин | 750/2200–5000 | 680/3500−4000 | 750/2250−4000 |
Трансмиссия | |||
Коробка передач | автоматическая, восьмиступенчатая | автоматическая, восьмиступенчатая | автоматическая, восьмиступенчатая |
Привод | полный, с многодисковой муфтой в приводе передних колес | постоянный полный | полный, с многодисковой муфтой в приводе передних колес |
Ходовая часть | |||
Передняя подвеска | независимая, пружинная, двухрычажная | независимая, пневматическая, двухрычажная | независимая, пневматическая, двухрычажная |
Задняя подвеска | независимая, пневматическая, многорычажная | независимая, пневматическая, многорычажная | независимая, пневматическая, многорычажная |
Передние тормоза | дисковые вентилируемые | дисковые вентилируемые | дисковые вентилируемые |
Задние тормоза | дисковые вентилируемые | дисковые вентилируемые | дисковые вентилируемые |
Шины | 285/40 R20 — 325/35 R20 | 275/45 R21 | 265/50 R19 |
Дорожный просвет, мм | 195 | 213−278 | 183−273 |
Эксплуатационные характеристики | |||
Максимальная скорость, км/ч | 250 | 260 | 279 |
Время разгона с 0 до 100 км/ч, с | 4,2 | 4,7 | 4,5 |
Расход топлива, л/100 км | |||
— городской цикл | 14,7 | 18,3 | 15,9–15,5 |
— загородный цикл | 9,0 | 9,9 | 8,9–8,7 |
— смешанный цикл | 11,1 | 13,0 | 11,5–11,2 |
Норма токсичности | Евро-6 | Евро-5 | Евро-6 |
Ёмкость топливного бака, л | 85 | 105 | 100 |
Топливо | АИ-95–98 | АИ-98 | АИ-98 |
Комплектации
Базовое оборудование | BMW X5 M | Range Rover Sport SVR | Porsche Cayenne Turbo |
---|---|---|---|
Фронтальные подушки безопасности | + | + | + |
Боковые подушки безопасности | + | + | + |
Надувные «занавески» | + | – | + |
Крепление детского кресла Isofix | + | + | + |
Система динамической стабилизации | + | + | + |
Адаптивная подвеска | + | + | + |
Регулировка дорожного просвета | – | + | + |
Активный задний дифференциал | + | + | – |
Биксеноновые фары | – | + | – |
Адаптивные фары | + | – | – |
Светодиодные фары | + | – | + |
Противотуманные фары | + | – | + |
Контроль давления в шинах | – | + | + |
Датчики парковки передние и задние | + | + | + |
Активный круиз-контроль | + | – | – |
Трёхзонный климат-контроль | – | + | – |
Система доступа в салон без ключа | – | + | – |
Подогрев мультифункционального рулевого колеса | – | + | – |
Обогрев лобового стекла и стеклоочистителей | – | + | – |
Рулевая колонка с электрорегулировкой по углу наклона и вылету | + | + | + |
Электрорегулировка передних сидений | + | + | + |
Память положений кресла водителя | + | + | + |
Память положений кресла переднего пассажира | – | + | – |
Подогрев передних сидений | + | + | + |
Подогрев задних сидений | – | + | + |
Навигационная система | – | + | – |
ТВ-тюнер | – | – | – |
Интегрированная Bluetooth-система hands free | + | + | – |
Камера заднего вида | – | + | – |
Доводчики дверей | – | + | – |
Сервопривод крышки багажника | + | + | + |
Противоугонная сигнализация | + | + | + |
Спутниковая противоугонная система | + | – | – |
Цвет «металлик» | + | – | + |
Дополнительное оснащение тестового автомобиля | |||
Отделка салона кожей (углепластиком) в особой комбинации цветов | 447 500 | 73 700 | 525 500 |
Пакет BMW ConnectedDrive | 64 500 | ||
Навигационная система | 229 000 | ||
Подогрев руля | 24 800 | ||
4-зонный климат-контроль | 46 800 | 47 650 | |
Вентиляция передних сидений | 80 500 | 53 900 | |
М-кресла | 188 900 | ||
Телевизор | 114 300 | 65 400 | |
Расширенная телефония для смартфонов | 49 800 | ||
Аудиосистема Harman/Kardon | 59 600 | ||
Аудиосистема Burmester | 205 100 | ||
Бесключевой доступ | 98 400 | 63 500 | |
Панорамная крыша | 169 000 | 107 700 | 116 700 |
Доводчик дверей | 63 600 | ||
Тонированные стёкла | 44 700 | 41 700 | |
Рейлинги на крыше | 39 800 | ||
Камера заднего вида | 44 700 | 38 000 | |
Подогрев задних сидений | 41 700 | ||
Тягово-сцепное устройство | 119 300 | ||
Солнцезащитные «шторки» на задних боковых стеклах | 24 800 | ||
Разделительная сетка в багажнике | 18 900 | ||
Велюровые коврики | 14 900 | ||
Контроль давления в шинах | 18 900 | ||
Докатка | 14 900 | ||
Выключатель пассажирской подушки безопасности | 4 000 | ||
Задние боковые подушки безопасности | 23 800 | ||
Система активной защиты при столкновении | 34 800 | ||
Система помощи при перестроении | 61 600 | 40 400 | 71 800 |
Система предупреждения столкновений | 64 600 | 46 500 | |
Система кругового обзора (включает электрохромные зеркала) | 73 600 | 75 000 | |
Индикатор ограничения скорости | 31 900 | ||
Активный круиз-контроль | 109 800 | ||
Проекционный дисплей | 138 200 | 70 400 | |
Ассистент парковки | 34 800 | ||
Встроенный холодильник | 23 400 | ||
Увеличенный бачок стеклоомывателя | 2 400 | ||
21-дюймовые колёса особого дизайна | 194 404 | ||
Поворотные фары | 29 000 | ||
Адаптивные фары | 9 500 | ||
Обогрев лобового стекла | 27 600 | ||
Чёрная окантовка стёкол вместо хромированной | 10 300 | ||
Углеродокерамические тормоза | 505 500 | ||
Пакет Sport Chrono | 44 200 | ||
Активный задний дифференциал Porsche Torque Vectoring Plus | 86 300 | ||
Автономный обогреватель салона | 107 000 | ||
Пакет для курящих | 3 100 | ||
Ремни безопасности красного цвета | 26 900 | ||
Электронный журнал регистрации поездок | 33 500 | ||
Голосовое управление мультимедийной системой | 26 200 | ||
Телефонный модуль с протоколом Bluetooth | 45 500 | ||
Устройство открывания гаражных ворот | 16 500 | ||
Пакет дополнительного освещения салона | 18 000 | ||
Чехол для лыж | 10 300 | ||
CD/DVD-чейнджер | 30 300 | ||
Цвет «металлик» | 128 800 | ||
Цена базовой комплектации, рубли | 6 300 000 | 7 901 000 | 8 904 000 |
Цена протестированного автомобиля, рубли | 8 763 000 | 8 586 000 | 11 383 000 |
Техника BMW X5 M Роберт Есенов
Техника Range Rover Sport SVR Роберт Есенов
Техника Porsche Cayenne Turbo Михаил Петровский
За кадром
Мы благодарим администрацию трассы Moscow Raceway, руководство серии MaxPowerCars&Bikes и компанию Villagio Estate за помощь в организации съёмки.