Уверен: большинство из вас открыло этот материал с вопросом «разве можно их сравнивать?». Как бы ни показали себя в рамках теста соразмерные C5 Aircross и RAV4, российский покупатель будет выбирать Тойоту в десятки раз чаще, а то и в сотни. Тем не менее две самых горячих новинки популярнейшего сегмента предлагаются по сопоставимой цене и обладают своими козырями. Но только RAV4 может быть полноприводным, причём даже с базовым мотором 2.0. Зато C5 Aircross доступен с дизелем. Именно такие варианты мы выбрали для сравнения. И обнаружили удивительную идеологическую схожесть между ними.
Дизайн обоих интересен. Toyota упирает на брутальность, местами напоминая Prado или даже Land Cruiser 200 ― особенно в салоне. Citroen — сама Франция, и этим всё сказано. Правда, витиеватый облик в данном случае подпорчен неравномерными кузовными зазорами. У Равчика они хоть и велики, но аккуратны. У всех пороги прикрыты дверями, и только на передних работает бесключевой доступ. Японцы «крупно» сэкономили на подсветке: на двери теплится голубым лишь клавиша водительского стеклоподъёмника.
Удивительно, но хотя доля мягких обивочных материалов в японской машине объективно выше, её интерьер воспринимается более дешёвым. Citroen выручают мелкие штрихи вроде тканевой отделки передних стоек или светодиодных плафонов. Авангардные электронный щиток приборов и селектор «автомата» создают впечатление более современного, продвинутого автомобиля, нежели консервативный RAV4. Ёмкости для мелочей крупнее и лучше отделаны.
Зато Toyota гостеприимна в отношении задних пассажиров. Места более чем достаточно, хоть в ушанке и валенках садись. Ноги легко заносить при посадке. Ситроеновский салон столь же широк, но на жёстких высоких стульчиках сидишь как на насесте. Причём сдвинуться в сторону мешают выступающие пряжки ремней безопасности. Сказать бы, что C5 хорошо приспособлен для перевозки детей: ведь Isofix есть даже у переднего кресла, а сзади крепления раздвинуты так, что меж двух детских кресел умещается пассажир. Но пространство ограничено в длину, малыши будут доставать ногами до передних спинок.
Индивидуальная регулировка трёх частей дивана — тоже ни о чём: их можно разве что сдвинуть вперёд, увеличивая багажник. Грузовые отсеки двух автомобилей равны. Разница в том, что ситроеновский лучше отделан. Однако дверь багажника поднимается всего на 177 см от земли. Зато, пользуясь взмаховым датчиком, можно без рук закрыть разом багажник и центральный замок. В случае с Тойотой придётся подождать десять секунд, пока отработает электропривод, а затем запереть машину с брелока или кнопкой на двери.
Перебрали с консерватизмом и разработчики тойотовской медиасистемы. Она удручает не только унылой графикой и скромной функциональностью, но и необходимостью тянуться к экрану и обрамляющим его кнопкам. Посадка за рулём высока. Обзорность лучше ситроеновской благодаря более широким зеркалам, отодвинутым от стоек, и развитым зонам очистки что переднего, что заднего стекла. Понятный традиционный селектор вариатора смещён к пассажиру. Причём даже в праворульной версии.
Первые метры пути RAV4 проходит неожиданно плавно, покачиваясь на ровном асфальте и мягко, чуть отложенно реагируя на все управляющие действия. С ростом скорости к комфорту появляются претензии. Даже в городе Toyota шумновата: гудят колёса, слышна улица, досаждает постоянное присутствие беззлобного, но навязчивого звука двигателя. В отсутствие наддува крутящего момента не хватает, и в ответ на любое значимое нажатие акселератора мотор вынужден забираться на 3000-4000 об/мин.
Управлять тягой неудобно. При малых дросселях ― примерно до трети хода напольной педали ― коробка Тойоты работает как и положено вариатору: без прямой зависимости скорости от изменения оборотов. Отпускаешь акселератор ― они падают. Нажимая снова, вынужден ждать, пока пройдут переходные процессы. Режим Sport почти не спасает. Только при глубоком педалировании коробка имитирует ступенчатость и точность регулировки скорости становится приемлемой. Предельные возможности атмосферника 2.0 весьма хороши: обгоны «в пол» не пугают.
На нажатие большинства кнопок Citroen реагирует с секундной заминкой. Особенно это бесит при пуске двигателя. На холостом ходу дизель удивляет вибрацией, незамеченной при первом тест-драйве. Драйв2 показывает, что случай не единичен: дрожь появляется то ли в холода, то ли после нескольких тысяч километров пробега. Однако французскому мотору можно многое простить за напористый, тихий и мягкий разгон. Только восьмиступенчатый «автомат» Aisin в пробочной толчее дёргает хуже DSG, хаотично включая и выключая расположенное перед гидротрансформатором сцепление.
Подобрать посадку в Ситроене сложновато, потому что по мере опускания подушка сильно заваливается назад. Но профиль удачен: благодаря оптимальному распределению нагрузки в долгой дороге не устаёшь. Руль и педали легче, чем в Тойоте, и обеспечивают лучшую обратную связь. По редкой идеальной дороге С5 Aircross не едет, а плывёт на фирменных амортизаторах Progressive Hydraulic Cushions. Не допуская при этом раскачки на волнах. Но поверни руль или притормози — неминуемо кренится, несильно, но заметно. Необычно.
Увы, испытания российской глубинкой Citroen не выдерживает. Только мелкие неровности он глотает на ура ― и лучше Тойоты. На средних уже устанавливается паритет, а крупные колдобины вызывают ранний пробой фирменной гидравлики. Причём спрогнозировать его трудно. В итоге по грейдеру или латанному асфальту едешь умышленно медленнее, кабы чего не вышло. Тут RAV4 с его достойной энергоёмкостью (даже несмотря на 19-дюймовые колёса против ситроеновских 18-дюймовых) выходит вперёд. Поэтому в целом плавность хода заслуживает равных оценок.
Рулится Toyota без остроты, типично по-кроссоверному. Комплектации «Престиж» и выше оснащаются трансмиссией с раздельной подачей тяги на задние колёса при помощи индивидуальных муфт для каждой из полуосей. Но эффект от работы системы заметен разве что на экране борткомпьютера, а сама машина на игру тягой почти не реагирует. Вкупе с комфортной подвеской, которая по-настоящему не любит только короткие волны асфальта, это расслабляет.
И вот на таком расслабоне ты случайно заезжаешь в вираж быстрее обычного. Рафик вроде понятно встаёт на дугу, опираясь в основном на переднюю ось… А спустя секунду вдруг пытается уйти в лихой занос, мягко одёргиваемый системой стабилизации! Если её не отключать (а Toyota в принципе позволяет), то убиться сложно. Однако уместно ли подобное раздвоение характера для автомобиля подчёркнуто комфортного амплуа?
Aircross, преодолев первоначальный крен, встаёт на дугу увереннее и точнее. Баланс в повороте у Ситроена выверен лучше, причём скучной недостаточной поворачиваемости в нём почти нет. Рулевое управление, в отличие от машин с первой презентации, настроено на адекватную обратную связь. Более искреннюю, чем у Тойоты, где баранка довольно навязчиво стремится вернуться в «ноль». Вдобавок разворачивается C5 на меньшем пятачке.
Вне дорог полноприводный RAV4 позволяет много больше. Системы выбора внедорожных режимов входили в комплектацию обоих тестовых автомобилей, однако французский Grip Control малоэффективен. Например, лучше всего тянет по снегу в режиме «Песок». Кроме того, Citroen порой скатывается назад при трогании ― противооткатная система работает только на уклонах свыше восьми процентов. Хорошо, что есть стальная защита силового агрегата. Но под ней — те же 170 мм, что и под пластиковым щитком Тойоты.
Зимний комфорт наших автомобилей сопоставим. Дизельный Citroen явно оснащён дополнительной электрическим нагревателем: печка даёт тепло уже через минуту-другую после пуска, компенсируя медленный рост температуры передних сидений. А при заказе дистанционного управления подогревателем Webasto за 60 тысяч рублей можно садиться в уже размороженный автомобиль. Тойотовский подход ― на любителя, ибо в лобовом стекле перед глазами маячат нити, а руки на руле не мёрзнут лишь в местах хвата.
Не считая бренда, у Равчика есть только два убойных аргумента против Ситроена ― простор на задних местах и полный привод. Не скажу за вас, но для меня преимущества неочевидные. Зато у Ситроена лучше силовой агрегат, управляемость и оснащение. Не смотрите на цену тестовой машины с ненужной кожей Nappa и панорамной крышей. Именно С5 Aircross, как любой современный европейский автомобиль, можно сконфигурировать самостоятельно, а Toyota питерского производства набор опций определяет сама. Есть ощущение, что Citroen видит в каждом из нас человека, а Toyota ― часть толпы.
Паспортные данные
Модель | Citroen C5 Aircross HDi 180 | Toyota RAV4 2.0 CVT AWD |
---|---|---|
Кузов | ||
Тип кузова | универсал | универсал |
Число дверей/мест | 5/5 | 5/5 |
Длина, мм | 4500 | 4600 |
Ширина, мм | 1859 | 1855 |
Высота, мм | 1689 | 1690 |
Колёсная база, мм | 2730 | 2690 |
Колея передняя/задняя, мм | 1579/1608 | 1600/1630 |
Снаряжённая масса без водителя (DIN), кг | 1540 | 1655 |
Полная масса, кг | 2080 | 2170 |
Объём багажника, л | 580 | 580 |
Двигатель | ||
Тип | турбодизель | бензиновый с комбинированным впрыском топлива |
Расположение | спереди, поперечно | спереди, поперечно |
Число и расположение цилиндров | 4, в ряд | 4, в ряд |
Число клапанов | 16 | 16 |
Рабочий объём, см³ | 1997 | 1987 |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 177/3750 | 149/6600 |
Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин | 400/2000 | 206/4400–4900 |
Трансмиссия | ||
Коробка передач | автоматическая, восьмиступенчатая | клиноремённый вариатор |
Привод | передний | полный, с многодисковыми муфтами в приводах задних колёс |
Ходовая часть | ||
Передняя подвеска | независимая, пружинная, McPherson | независимая, пружинная, McPherson |
Задняя подвеска | полузависимая, пружинная | независимая, пружинная, многорычажная |
Передние тормоза | дисковые вентилируемые | дисковые вентилируемые |
Задние тормоза | дисковые | дисковые |
Рулевое управление | реечное, с электроусилителем на рулевом механизме | реечное, с электроусилителем на рулевом механизме |
Шины | 235/55 R18 | 235/55 R19 |
Дорожный просвет, мм | 230* | 195 |
Эксплуатационные характеристики | ||
Максимальная скорость, км/ч | 211 | 190 |
Время разгона с 0 до 100 км/ч, с | 8,6 | 11,0 |
Расход топлива, л/100 км | ||
— городской цикл | 6,6 | 8,2 |
— загородный цикл | 4,8 | 5,8 |
— смешанный цикл | 5,4 | 6,7 |
Экологический класс | пятый | пятый |
Ёмкость топливного бака, л | 53 | 55 |
Топливо | дизтопливо | АИ-92 |
* Под порогами кузова. |
Комплектации
Базовое оборудование | Citroen C5 Aircross HDi 180 | Toyota RAV4 2.0 CVT AWD |
---|---|---|
Фронтальные подушки безопасности | + | + |
Боковые подушки безопасности | + | + |
Надувные «занавески» | + | + |
Коленная подушка безопасности водителя | – | + |
Система динамической стабилизации | + | + |
Автоматическая коробка передач | + | + |
Подрулевые лепестки | + | – |
Система переключения режимов движения | – | + |
Система помощи при спуске | – | + |
Рулевой механизм с усилителем | + | + |
Контроль давления в шинах | + | + |
Электромеханический стояночный тормоз | + | + |
Датчик света | + | + |
Светодиодные фары | – | + |
Противотуманные фары | – | + |
Фароомыватели | – | + |
Датчик дождя | + | + |
Стеклоочиститель пятой двери | + | + |
Обогрев лобового стекла | – | + |
Обогрев зоны покоя стеклоочистителей и зоны вдоль левой стойки | + | – |
Подогрев форсункок омывателей | – | + |
Датчики парковки задние | – | + |
Камера заднего вида | – | + |
Бортовой компьютер | + | + |
Электронный щиток приборов | + | – |
Ограничитель скорости | + | – |
Круиз-контроль | + | + |
Двухзонный климат-контроль | – | + |
Система доступа в салон без ключа | – | + |
Мультифункциональное рулевое колесо | + | + |
Подогрев рулевого колеса в местах хвата | – | + |
Рулевая колонка с регулировкой по углу наклона и вылету | + | + |
Наружные зеркала заднего вида с подогревом и электроприводом регулировки | + | – |
Наружные зеркала заднего вида с подогревом и электроприводами регулировки и складывания | – | + |
Регулировка поясничного подпора сиденья водителя | + | – |
Подогрев передних сидений | + | + |
Регулировка угла наклона спинок задних сидений | – | + |
Регулировка задних сидений по продольному положению и углу наклона спинки | + | – |
Дефлекторы для задних пассажиров | + | + |
Тонировка стёкол задней полусферы | – | + |
Медиасистема с сенсорным экраном 8" | + | + |
Bluetooth | + | + |
Зарядные гнёзда для передних пассажиров (USB-A) | 1 | 3 |
Зарядные гнёзда для задних пассажиров (USB-A) | 1 | 2 |
Охлаждаемый ящик в центральном тоннеле | + | – |
Розетка 12V в багажном отделении | + | – |
Электропривод крышки багажника | – | + |
Резиновые коврики | – | + |
Набор автомобилиста | – | + |
Защита поддона картера | + | – |
Легкосплавные колёсные диски | + | + |
Докатка | – | + |
Дополнительное оснащение тестовых автомобилей | ||
Исполнение Shine | 250 000 | |
Двухтональный звуковой сигнал | ||
Система изменения ездовых режимов Grip Control | ||
Система помощи при спуске с холма | ||
Система мониторинга слепых зон | ||
Система автоторможения | ||
Система распознавания дорожных знаков | ||
Система удержания в полосе | ||
Светодиодные фары | ||
Противотуманные фары с функцией подсветки поворотов | ||
Наружные зеркала заднего вида с подогревом и электроприводами регулировки и складывания | ||
Электрохромное внутрисалонное зеркало | ||
Шумоизолирующие передние боковые стёкла | ||
Тонировка стёкол задней полусферы | ||
Электрорегулировка передних сидений | ||
Двухзонный климат-контроль | ||
Бесключевой доступ | ||
Датчики парковки передние и задние | ||
Камера заднего вида | ||
Apple Carplay, Mirrorlink, Android Auto | ||
Электропривод двери багажника со взмаховым датчиком | ||
Беспроводная зарядка для смартфонов | ||
Легкосплавные двухцветные диски 18" | ||
Алюминиевые накладки на пороги и педали | ||
Отделка салона кожей | ||
Текстильные коврики (спереди) | ||
Электрохромное внутрисалонное зеркало | ||
Отделка салона натуральной кожей Nappa | 100 000 | |
Массаж спинок передних сидений | ||
Память положений передних сидений и зеркал | ||
Цвет «белый перламутр» | 28 000 | |
Декоративные вставки в бампера, пороги и релинги красного цвета | 7 000 | |
Запасное колесо временного использования (17") | 14 000 | |
Навигационная система | 30 000 | |
Панорамная крыша с подсветкой | 75 000 | |
Программируемый подогреватель Webasto с дистанционным управлением | 59 000 | |
Исполнение Prestige | 203 000 | |
Хромированные накладки на ручки дверей | ||
Датчики парковки передние | ||
Электрорегулировка сиденья водителя с памятью положений | ||
Взмаховый датчик электропривода двери багажника | ||
Беспроводная зарядка для смартфонов | ||
Подогрев задних сидений | ||
Отделка салона кожей | ||
Легкосплавные диски 19 дюймов | ||
Цена базовой комплектации, рубли | 2 145 000 | 2 087 000 |
Цена протестированного автомобиля, рубли | 2 708 000 | 2 290 000 |