Друзья часто говорят мне: «Вот будет у тебя жена, появятся дети, и всё — пересядешь на компактвэн и угомонишься». Пересяду и всё… Неужели сугубо семейный автомобиль не оставляет главе семейства шанса на удовольствие от вождения? Неужели в формате подобной пятидверки нельзя совместить приятное с полезным? В поисках ответов на эти вопросы мы затеяли тест — Ford Grand C-Max и Mazda5. Так кому из них ближе если не большой спорт, то хотя бы утренняя зарядка?
Во внешности модели Ford Grand C-Max нет провокаций — колёсные арки хоть и намекают на мускулистый рельеф, но наивный взгляд головных фар и крупный воздухозаборник напоминают об обитателях водных пучин. А сочетание длины в 4520 мм и высоты в 1684 мм создают образ маршрутного мини-автобуса. То ли дело Mazda5 с её точёной фигурой! «Японка» длиннее и ниже (4585 и 1615 мм соответственно), улыбка переднего бампера заряжает позитивом. А по этим волнам на боковинах хочется водить рукой. Может, поэтому именно за руль Мазды хочется прыгнуть сначала?
Но внутри — словно холодный душ на голову. Автобусная посадка с высоко поставленным бесформенным креслом и отлогим рулём — как прозрение. На педали ты не нажимаешь, а скорее наступаешь. Пятидверка Mazda5 не даст забыть, к какому классу машин она принадлежит. Об этом шепнёт на ухо и Ford, но в сиденье с развитой боковой поддержкой можно сесть ниже, а установленный ближе к вертикальной оси руль придвинуть ближе к себе.
Прежде чем отправимся в путь, признаемся, что полноценного сравнения по силовым агрегатам не получится. Дело в том, что в представительстве Форда нам смогли предложить лишь Grand C-Max со 140-сильным турбодизелем 2.0 и шестидиапазонным «роботом» PowerShift. А вот Mazda5 нам досталась в единственном возможном для России варианте — со 146-сильным бензиновым «атмосферником» 2.0 и пятиступенчатым «автоматом». И если мощность у «четвёрок» схожая, то разница в крутящем моменте колоссальная — 320 против 180 Н•м.
Двухлитровый дизель Форда своего голоса не стесняется — тарахтит на весь двор даже в прогретом состоянии. Уловим звук мотора и в салоне, но на органах управления вибраций не обнаружено. Озвучка у турбодизеля разная в зависимости от оборотов коленвала — недовольное бухтение на малых оборотах сменяется задорным рокотом на высоких. И это полностью соответствует характеру агрегата.
Незаметно для самого себя начинаешь двигаться быстрее потока. Уже на 1750 об/мин двигатель вываливает на колёса 320 ньютон-метров и стремительно уносит автомобиль к очередному светофору. А потом всё повторяется. Весело! Агрегат TDCi быстро раскручивается до 4500 об/мин, не угасая даже, когда стрелка спидометра «касается» отметки в 120 км/ч.
А как там поживает роботизированная коробка передач PowerShift, которую многие ругают за медлительность? Разумеется, в обычном режиме работы «преселектив» мечтает о высших передачах, а переходит вниз тогда, когда педаль газа продавлена на треть. Все проблемы решает перевод селектора в положение S. В нём «робот» услужливо держит передачи подольше, спустя мгновение после подачи топлива прыгает по ступеням вниз на две, а то и на три передачи. В «Спорте» мы предпочитали ездить по городу, а на шоссе переходили в стандартный режим.
Бензиновая Mazda5 скучнее, даже если забыть о езде на дизельном «си-максе». Против физики не попрёшь. «Четвёрка» 2.0 со 146 силами вынуждена тащить на себе 1485 кг снаряжённой массы. Делает она это старательно, сносно, но не более того. Стоит нагло продавить акселератор хотя бы на три четверти, как раздаётся громкий жалобный стон мотора — будто коленвал яростно наматывает шатуны и поршни на себя, а не двигает их вверх/вниз.
И взаимосвязь с «автоматом» неидеальная: игривый настрой водителя расшибается о растянутую блокировку гидротрансформатора. Стихия Мазды — езда в полпедали. Тогда и двигатель почти не слышен, и автоматическая коробка передач поспевает за вашими желаниями. В конце концов, когда в машине семья, иначе ездить едва ли стоит — себе дороже. Просто если глава семейства едет один, стиль передвижения вряд ли изменится.
На дороге неочевидна и маздовская порода. Мы помним, как пьянительны в управлении Mazda2, Mazda3 и Mazda6, но компактвэн Mazda5 будто из другой семьи. Принадлежность к классу не обязывает? На действие «зажатым» рулём пятидверка реагирует быстро и относительно плавно, но информация с колёс — завеса тайны для водителя. На ладони идёт только шагрень асфальта и удары от ям. На какой градус повернуть руль при входе в тот или иной поворот? Почему при сносе передка на руле усилие не падает? Зато Мазде чужда раскачка, а крены в поворотах умеренные.
Удивил Ford. Будто бы настройкой его подвески занимались две команды инженеров. При движении на прямой Grand C-Max напоминает своих североамериканских сородичей. Идёт по шоссе чинно, не сбивается с курса и покачивается на волнах. Но стоит выехать на загородную дорожку, как Ford меняется до неузнаваемости: в мгновение собирается, сжимается, крепнет, словно тело боксёра за секунду до плотного панча. В вираж влетаешь будто бы на другом автомобиле.
Крены у Форда ещё меньше, чем у Мазды, а рулевое управление делится с водителем почти всеми нюансами дорожного покрытия и состояния передней оси. Это как прямой эфир непосредственно с места событий. Чувство прекрасного размывает лишь ленца, с которой Grand C-Max отзывается на движение рулём, но ведь компактвэну это можно простить, не так ли?
По части комфортабельности подвесок оба автомобиля хороши: душу из пассажиров не вытрясут. И всё же Grand C-Max едет мягче, чем Mazda5. Ходовая Форда лучше изолирует седоков от мелких и средних неровностей, лучше сглаживает толчки от термических швов на мостовых и от трамвайных путей. Картина кардинально меняется, когда колёса проваливаются в крупную выбоину с острыми краями — в таких случаях лучше держит удар Mazda5.
Где «японка» безоговорочно наш фаворит, так это в удобстве салона. Пробраться на второй ряд сидений помогают двери с электроприводом. Проём сбоку такой, что можно без проблем оказаться и на третьем ряду, где вполне по силам одолеть не один десяток километров без перекура. У «нашего» Форда двери нужно было открывать самостоятельно, и это большая проблема — «калитки»-то тяжёлые, а ручки горизонтальные. Чтобы дети не смогли открыть? Женщины, и те с огромным трудом это делают! На галёрку семиместного Форда пролезть тяжелее (нужно сильнее пригибаться), а места для ног и головы чуть меньше, чем в Мазде 5.
В обоих автомобилях свободного пространства хватит всем пассажирам, но только на втором ряду Мазды уютно по-домашнему, там хочется задержаться подольше. Японцы угадали с креслами — этакие мягкие пуфики, обволакивающие тела. Отодвинул сиденье назад, закинул ногу на ногу и расплылся в улыбке. В Форде настроение рабочее — кресла излишне плотные, рельефные, с узкой спинкой и короткой подушкой. Но, как и в Мазде, есть продольная регулировка задних кресел и регулировка угла наклона спинки.
Получается, Ford Grand C-Max — выбор автомобильного энтузиаста. Юркий, понятный и приятный в управлении автомобиль. А сбалансированность подвески и вовсе заслуживает самых тёплых слов! Красавица Mazda5 больше создана для пассажиров. А если под колёсами асфальт приличного качества, то в Мазде можно с удовольствием прожить не одно путешествие. Жаль, что шумновато в японском автомобиле, в особенности на последнем ряду.
То, что Grand C-Max ближе по духу активному человеку, видно по набору силовых агрегатов — в России двухпедальным может быть только дизельный вариант. С тремя бензиновыми моторами в паре трудятся только механические коробки передач. Мазда же поставляется в Россию только с «автоматами». Но ни это, ни более привлекательные цены не помогли Мазде 5 стать популярней Форда. За 2011 год россияне купили 582 «больших» «си-макса» и 330 «пятёрок». Россияне не желают стареть душой?
Паспортные данные
Модель | Ford Grand C-Max | Mazda5 |
---|---|---|
Кузов | ||
Тип кузова | универсал | универсал |
Число дверей/мест | 5/7 | 5/7 |
Длина, мм | 4520 | 4585 |
Ширина, мм | 1828 | 1750 |
Высота, мм | 1684 | 1615 |
Колёсная база, мм | 2788 | 2750 |
Колея передняя/задняя, мм | 1544/1554 | 1530/1520 |
Снаряжённая масса, кг | 1634 | 1485 |
Полная масса, кг | 2300 | 2125 |
Объём багажника, л | 439–1706 | 426–1485 |
Двигатель | ||
Тип | турбодизель | бензиновый |
Расположение | спереди, поперечно | спереди, поперечно |
Число и расположение цилиндров | 4, в ряд | 4, в ряд |
Число клапанов | 16 | 16 |
Рабочий объём, см³ | 1997 | 1998 |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 140/3750 | 146/6500 |
Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин | 320/1750–2750 | 180/4500 |
Трансмиссия | ||
Коробка передач | роботизированная шестиступенчатая | автоматическая пятиступенчатая |
Привод | передний | передний |
Ходовая часть | ||
Передняя подвеска | независимая, пружинная, McPherson | независимая, пружинная, McPherson |
Задняя подвеска | независимая, пружинная, многорычажная | независимая, пружинная, многорычажная |
Передние тормоза | дисковые вентилируемые | дисковые вентилируемые |
Задние тормоза | дисковые | дисковые |
Шины | 215/50 R17 | 205/50 R17 |
Дорожный просвет, мм | нет данных | 130 |
Эксплуатационные характеристики | ||
Максимальная скорость, км/ч | 198 | 186 |
Время разгона с 0 до 100 км/ч, с | 10,5 | 13,1 |
Расход топлива, л/100 км | ||
— городской цикл | 7,4 | 11,2 |
— загородный цикл | 5,0 | 6,5 |
— смешанный цикл | 5,8 | 8,3 |
Норма токсичности | Евро-5 | Евро-4 |
Ёмкость топливного бака, л | 60 | 60 |
Топливо | дизтопливо | АИ-95 |
Комплектация протестированных автомобилей
Оснащение | Ford Grand C-Max | Mazda5 |
---|---|---|
Фронтальные подушки безопасности | + | + |
Боковые подушки безопасности | + | + |
Надувные «занавески» | + | + |
Крепление детского кресла Isofix | + | + |
АБС | + | + |
Система динамической стабилизации | + | + |
Трекшн-контроль | + | + |
Система мониторинга слепых зон | О | – |
Активный помощник при парковке | О | – |
Автоматическая коробка передач | O | + |
Рулевой механизм с усилителем | + | + |
Ксеноновые фары | – | О |
Биксеноновые фары | O | – |
Адаптивные фары | О | – |
Противотуманные фары | + | + |
Датчики давления в шинах | О | – |
Датчик дождя | О | О |
Датчик света | О | О |
Датчики парковки задние | – | О |
Датчики парковки передние и задние | О | – |
Бортовой компьютер | + | О |
Круиз-контроль | О | О |
Кондиционер | + | – |
Двухзонный климат-контроль | О | + |
Ключ-карта | О | – |
Система доступа в салон без ключа | О | – |
Третий ряд сидений | О | + |
Мультифункциональное рулевое колесо | О | + |
Рулевая колонка с регулировкой по углу наклона и вылету | + | + |
Наружные зеркала заднего вида с подогревом и электроприводом | + | + |
Электрохромное внутрисалонное зеркало | О | – |
Электрорегулировка передних сидений | – | – |
Раздельные кресла второго ряда | – | – |
Подогрев передних сидений | О | + |
Электрообогрев лобового стекла | О | – |
Солнцезащитные «шторки» на задних боковых стёклах | О | – |
CD-магнитола с поддержкой MP3 | + | + |
CD-чейнджер | – | О |
Навигационная система | О | – |
Интегрированная Bluetooth-система hands free | О | – |
Камера заднего вида | О | – |
Люк | – | – |
Панорамная крыша | О | – |
Сервопривод боковых дверей | – | О |
Доводчики дверей | – | О |
Сервопривод крышки багажника | О | – |
Доводчик крышки багажника | О | – |
Иммобилайзер | + | + |
Противоугонная сигнализация | О | + |
Отделка салона кожей | – | О |
Легкосплавные колёсные диски | О | О |
Цвет «металлик» | – | О |
Цена базовой комплектации | 826 000 | 985 000 |
Цена протестированного автомобиля | 1 396 700 | 1 142 000 |
Обозначения: «+» — входит в базовую комплектацию; «—» — отсутствует; «О» — опция. |