Заимствовать, чтобы довести до совершенства, — это очень по-японски. Недостаточно просто перенять, надо превзойти исходник, отсеивая ненужное. Последний пример — мерседесовская модульная платформа MFA, положенная в основу Infiniti Q30. Вроде бы экстравагантный хэтч позиционируется как конкурент Audi A3 и BMW первой серии, но японцы использовали для своего проекта не тряский и шумный A-класс, а более комфортабельный Mercedes GLA. Отсюда и клиренс в 172 мм, и увеличенные ходы подвесок... Причём едет Infiniti Q30 в итоге круче соплатформенных Мерседесов! Поэтому простим инженерам то, как старательно они избегают упоминаний Мерседеса или Даймлера.
Чтобы поведение Q30 стало менее кроссоверным, пружины, амортизаторы и электромеханический усилитель руля настроены построже. А мерседесовские силовые агрегаты не тронуты: для португальского тест-драйва подготовлены бензиновая версия Q30 2.0t мощностью 211 л.с. и Q30 2.2d со 170-сильным турбодизелем. Обе модификации с преселективным «роботом» и полным приводом. Пристроен в Q30 и реношный полуторалитровый дизелёк (109 л.с.), как на Дастере, но в России таких не будет. К сожалению, в Португалии не оказалось наиболее интересных для нас «тридцаток» с бензиновым турбомотором 1.6. И если Q30 со 122 л.с. к нам поставлять также не планируют,то 156-сильная модификация (в России — льготные 149) ожидается.
Infiniti Q30 с мощным турбодизелем 2.2 к нам тоже не попадёт, но на нём нужно прокатиться, чтобы оценить стандартное шасси с базовым клиренсом, обычными шинами и пружинами помягче. Коротко, это выбор человека, которому подавай комфорт. В непрогретом состоянии мотор работает тихо и ровно. Несмотря на то что пиковые 350 Н•м двигатель выдаёт ещё до 1500 об/мин, ускорения получаются плавными. Подыгрывают мотору и акселератор со спокойными реакциями, и несуетливый «робот», для которого важнее мягкость переключений, нежели скорость. Чуть подстегнуть силовой агрегат можно спортрежимом — получается веселее, но на общее настроение не влияет.
Всю мелочовку подвеска фильтрует кардинально: щербатым португальский асфальт остаётся только на глаз. Неровности покрупнее отзываются небольшими толчками. Глубокие трещины с острыми краями, выступающие канализационные люки, гравийка с относительно большими камнями ― всё нипочём! Даже вибрации неподрессоренных масс от 18-дюймовых колёс почти не ощущаются. Пасует Q30, только когда колёса проваливаются в широкую яму с сильным перепадом высот: удар, грохот замыкающихся на буферы стоек...
Хэтч непоколебим на прямой и очень цепок в поворотах. Под газом на дуге полноприводник долго держится за траекторию, а потом смещается на внешний радиус всеми четырьмя колёсами. При этом Q30 чуток к изменениям подачи топлива: прикрываешь дроссель — и машина моментально уходит внутрь виража. Крены умеренны, раскачка отсутствует, а руль, совершающий два с половиной оборота от упора до упора, свободен от «грязи». Однако именно рулевой механизм озадачил: вне зависимости от скорости прохождения поворота и его крутизны, усилие на баранке всегда огромное. Бессмысленно, и руки устают.
Вот у бензиновой модификации 2.0t AWD реактивное усилие в норме. Хотя инженер, отвечающий за доводку шасси, сказал, что настройки усилителя везде одинаковые. Дефект конкретной дизельной машины? Так или иначе, но бензиновая в исполнении Sport (дорожный просвет уменьшен на 15 мм, пружины на семь процентов жёстче) понравилась больше. Скоростную прямую держит, как дизельная, но гораздо увлекательнее на извилистых дорожках.
Подвеска лишь немногим собранней, колебания кузова неуловимо меньше — но с какой жадностью оспортивленный Q30 атакует повороты! Легко, быстро, азартно. А великолепные тормоза Brembo с увеличенными суппортами и перфорированными дисками подстрахуют в нужный момент. Впрочем, комплектацию Sport можно выбрать и за одни только передние сиденья с интегрированными подголовниками и развитой боковой поддержкой. Держат — не выпадешь.
Двигатель ― песня! Газ в пол — и полуторатонный хэтчбек срывается с места. Спустя 7,3 с ― сотня! Выигрыш относительно турбодизельной версии 2.2d составляет чуть больше секунды, но сухие цифры не могут описать эмоций, что испытываешь в двухлитровой машине. Каждое ускорение сопровождается змеиным шипением выпуска, а на верхах его заглушает грозный рёв из-под капота. Акселератор тоже настроен иначе: реакции острее и линейнее. Этим отчасти нивелируются не самые быстрые переключения преселективной коробки передач с парой «мокрых» сцеплений.
Комфорт, конечно, страдает. На машинах с заниженной подвеской и шинами Run Flat лучше чувствуется микропрофиль дороги: пересчитан каждый камешек, каждый бугорок на пути. Жёстче хэтчбек стелет и на плохой дороге. А если вовремя не осадить машину перед «лежачим полицейским», Q30 лягнётся задней подвеской и долбанёт по буферу на ходе отбоя. Зато шумоизоляция примерно на том же высоком уровне, что у модификации 2.2d, притом что в бензиновой машине нет активного шумоподавления при помощи аудиосистемы, как в дизельных 170-сильных хэтчбеках. Такого, кстати, даже у Мерседесов не предусмотрено.
Умело развели японцы Infiniti с соплатформенными Мерседесами. Хэтчбек Q30 в движении воспринимается оригинальной разработкой. Не зря было потрачено три года на адаптацию немецкой «тележки». У него уникальный ездовой характер вне зависимости от комплектации, а сбалансированности шасси позавидуют даже в Штутгарте. Да и Альфонсо Альбайса, ответственный за дизайн, поработал на славу: можно любить или ненавидеть Q30, но равнодушным точно не останешься.
Только в просторном и красивом интерьере многовато Мерседеса. Кнопки на дверных панелях, центральной консоли, руле и потолке — заимствованные детали повсюду. Приборная панель перекочевала в Infiniti без изменений. У блока климат-контроля оригинальны лишь ободки на регуляторах с волнообразной насечкой. Единственный многофункциональный подрулевой рычажок, естественно, примостился слева. А как насчёт совершенствования за счёт чужого опыта? Мультимедийную систему Mercedes, видимо, не отдал, а своей, японской с маленьким дисплеем и устаревшей графикой, место в музее.
Российские продажи Infiniti Q30 начнутся только летом 2016 года, а на первый полный 2017 год запланировано реализовать аж тысячу машин. Может, ситуация к тому времени как-то и нормализуется, но в нынешних условиях задача выглядит весьма амбициозной. Например, Mercedes в этом году пока продал 1301 А-класс и 3464 паркетника GLA — найдётся ли на рынке ещё тысяча покупателей для соплатформенных хэтчбеков со спорным дизайном и под менее престижным брендом Infiniti?
Очевидно: многое будет зависеть от цен, которые пока не объявлены. Концерн Renault-Nissan изрядно сэкономил на разработке новой машины, но мы не знаем, как он собирается распоряжаться этим преимуществом: больше зарабатывать на каждой проданной «кушке» или демпинговать. Едва ли партнёры из Даймлера обрадуются, если события будут развиваться по второму сценарию. В Infiniti обмолвились, что, мол, их машина будет оснащена лучше Мерседесов — значит ли это, что речь идёт о сравнимых деньгах?
Даже если Q30 окажется дешевле GLA (от 1 950 000 рублей сегодня), линейка двигателей будет скромнее: турбодизели останутся пока прерогативой Мерседесов. В противостоянии с другими конкурентами на руку Infiniti сыграет благородство поступи, яркость ездового характера, молодёжный имидж марки и — что особенно важно на нашем рынке — происхождение. То, о чём стесняются говорить сами японцы, продавцы будут использовать по максимуму. В конце концов, родство с Мерседесом — самое прекрасное, что могло случиться с автомобилем Infiniti.
Паспортные данные
Infiniti Q30 | 2.0t AWD | 2.2d AWD |
---|---|---|
Кузов | ||
Тип кузова | хэтчбек | хэтчбек |
Число дверей/мест | 5/5 | 5/5 |
Длина, мм | 4425 | 4425 |
Ширина, мм | 1805 | 1805 |
Высота, мм | 1495 | 1495 |
Колёсная база, мм | 2700 | 2700 |
Колея передняя/задняя, мм | 1556/1555 | 1556/1555 |
Снаряжённая масса, кг | 1545 | 1598 |
Полная масса, кг | 1990 | 2075 |
Объём багажника, л | 368 | 368 |
Двигатель | ||
Тип | бензиновый с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом | турбодизель |
Расположение | спереди, поперечно | спереди, поперечно |
Число и расположение цилиндров | 4, в ряд | 4, в ряд |
Число клапанов | 16 | 16 |
Рабочий объём, см³ | 1991 | 2143 |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 211/5500 | 170/3400–4000 |
Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин | 350/1200–4000 | 350/1400–3400 |
Трансмиссия | ||
Коробка передач | роботизированная, семиступенчатая | роботизированная, семиступенчатая |
Привод | подключаемый полный | подключаемый полный |
Ходовая часть | ||
Передняя подвеска | независимая, пружинная, McPherson | независимая, пружинная, McPherson |
Задняя подвеска | независимая, пружинная, многорычажная | независимая, пружинная, многорычажная |
Передние тормоза | дисковые вентилируемые | дисковые вентилируемые |
Задние тормоза | дисковые | дисковые |
Шины | 235/50 R18 | 235/50 R18 |
Дорожный просвет, мм | 172 | 172 |
Эксплуатационные характеристики | ||
Максимальная скорость, км/ч | 230 | 215 |
Время разгона с 0 до 100 км/ч, с | 7,3 | 8,5 |
Расход топлива, л/100 км | ||
— городской цикл | 8,6 | 5,7 |
— загородный цикл | 5,2 | 4,0 |
— смешанный цикл | 6,4 | 4,7 |
Норма токсичности | Евро-6 | Евро-6 |
Ёмкость топливного бака, л | 56 | 56 |
Топливо | АИ-95–98 | дизтопливо |