Редкий автомобиль вызывает так мало эмоций, как кроссовер Kia Sportage. Захочешь к нему прицепиться ― не получится. Уж очень ровен и полноценен он во всех потребительских свойствах. Особенно после рестайлинга ― сегодня как раз стартуют продажи таких машин. Дизайнерские аллюзии с внедорожником Porsche Cayenne не ушли, но сгладились: оба бампера и фары оформлены по-новому. Увы, вместо ксенона в топовых версиях ― светодиодная оптика без омывателей. Задние поворотники остались в бампере.
В целом Sportage выглядит не банально. Хотя консервативного интерьера рука «реноваторов» едва коснулась: появились пара хромированных ободков да новый удобный руль. Нам бы в Stinger такой… Но где Stinger и где Sportage. Для Kia именно последний является всемирным бестселлером с объёмом продаж под полмиллиона в год. Над таким ценным активом никто не позволяет ставить дизайнерские эксперименты в середине производственного цикла.
Доля России в этой статистике невелика ― около шести процентов. Несмотря на это, нам привезли новую модификацию. Возможно потому, что во «внутреннем» рейтинге Sportage обогнал Ceed и вышел на второе место по продажам после Rio. Так или иначе, на смену провалившимся турбомотору 1.6 с «роботом» пришли «атмосферник» 2.4 GDI с шестиступенчатой «гидромеханикой». То есть у родственных кроссоверов Hyundai-KIA теперь отличаются линейки бензиновых версий. Дизельный Sportage хоть и не пользуется спросом, однако его пока оставили в продаже и даже сменили «автомат» на восьмиступенчатый вслед за Тусаном. Я прокатился на обеих новых версиях.
Оправдана ли доплата в 110 тысяч рублей за мотор 2.4, известный по Оптиме и кроссоверу Sorento Prime, относительно двухлитрового? До очного сравнения позволю усомниться. На обгонах прыти немного. Характер 188-сильного агрегата верховой, и коробка активно скачет по ступеням, поддерживая общий тонус. Отклик на педаль газа чуть резковат в начале хода, но мягкое трогание и незаметные переключения куда важнее: Sportage едет понятно для большинства водителей. Точно так же и рулится ― внятно, хотя без огонька. Комфортно проходит все неровности, излишне потряхивая только на средних волнах асфальта.
А если не мучить мотор, который на высоких оборотах звучит резковато, то и лишних шумов в салоне почти не будет. У дизеля звук благороднее, ниже по тону, но есть лёгкая вибрация на холостом ходу и низкочастотный резонанс в районе 1800 об/мин при малой нагрузке. Скажете ― придираюсь, а я бы дизель и взял: сближенные передачи сделали ощущение «лавины тяги» при частичных дросселях ещё ярче. К сглаженности реакций на газ можно привыкнуть, особенно если самостоятельно оплачивать чеки на заправках: CRDi показывает расход около восьми литров на 100 км, а бензиновый 2.4 ― в районе десяти, и специалисты KIA рекомендуют не экономить на 95-м.
Дизель на 70 килограммов тяжелее, что чувствуется в чуть большем усилии на руле и несколько более жёстком прохождении неровностей. Оставшись уделом посвящённой публики, теперь он доступен только в максималке за 2,24 млн рублей. Но это всего на 30 тысяч дороже «топа» в бензиновой версии 2.4. Впрочем, четверо из пяти покупателей выберут 150-сильный вариант 2.0 ― включая версии с «механикой» и передним приводом. Салон без тесноты, нормальный багажник, хороший баланс ездовых свойств и вообще отсутствие провальных недостатков ― что ещё надо?
Паспортные данные
Kia Sportage | 2.0 MPI | 2.4 GDI | 2.0 CRDi |
---|---|---|---|
Кузов | |||
Тип кузова | универсал | универсал | универсал |
Число дверей/мест | 5/5 | 5/5 | 5/5 |
Длина, мм | 4485 | 4485 [4495]* | 4485 |
Ширина, мм | 1855 | 1855 | 1855 |
Высота, мм | 1655 | 1655 | 1655 |
Колёсная база, мм | 2670 | 2670 | 2670 |
Колея передняя/задняя, мм | 1625/1636 | 1613/1625 [1609/1620] | 1609/1620 |
Снаряжённая масса, кг | 1410/1474** (1426/1496)*** | 1545 | 1615 |
Полная масса, кг | 2050/2110 (2060/2130) | 2180 | 2250 |
Объём багажника, л | 466–1455 | 466–1455 | 466–1455 |
Двигатель | |||
Тип | бензиновый | бензиновый с непосредственным впрыском топлива | турбодизель |
Расположение | спереди, поперечно | спереди, поперечно | спереди, поперечно |
Число и расположение цилиндров | 4, в ряд | 4, в ряд | 4, в ряд |
Рабочий объём, см³ | 1999 | 2359 | 1995 |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 150/6200 | 184/6000 | 185/4000 |
Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин | 192/4000 | 237/4000 | 400/1750–2750 |
Трансмиссия | |||
Коробка передач | механическая, шестиступенчатая (автоматическая, шестиступенчатая) | автоматическая, шестиступенчатая | автоматическая, восьмиступенчатая |
Привод | передний/полный | полный | полный |
Ходовая часть | |||
Передняя подвеска | независимая, пружинная, McPherson | независимая, пружинная, McPherson | независимая, пружинная, McPherson |
Задняя подвеска | независимая, пружинная, многорычажная | независимая, пружинная, многорычажная | независимая, пружинная, многорычажная |
Передние тормоза | дисковые вентилируемые | дисковые вентилируемые | дисковые вентилируемые |
Задние тормоза | дисковые | дисковые | дисковые |
Шины | 215/70 R16 | 225/60 R17 (245/45 R19) | 245/45 R19 |
Дорожный просвет, мм | 182 | 182 | 182 |
Эксплуатационные характеристики | |||
Максимальная скорость, км/ч | 186/184 (181/180) | 185 | 201 |
Время разгона с 0 до 100 км/ч, с | 10,5/11,1 (11,1/11,6) | 9,6 | 9,5 |
Расход топлива, л/100 км | |||
— городской цикл | 10,7/10,9 (10,9/11,2) | 12,0 | 7,9 |
— загородный цикл | 6,3/6,6 (6,1/6,7) | 6,6 | 5,3 |
— смешанный цикл | 7,9/8,2 (7,9/8,3) | 8,6 | 6,3 |
Норма токсичности | Евро-5 | Евро-5 | Евро-5 |
Ёмкость топливного бака, л | 62 | 62 | 62 |
Топливо | АИ-92–98 | АИ-92–98 | дизтопливо |
* В квадратных скобках приведены данные для комплектации GT-Line. | |||
** Через дробь — с полным приводом. | |||
*** В круглых скобках — с автоматической коробкой передач. |
Техника Роберт Есенов, Никита Гудков
История Алексей Смирнов, Роберт Есенов, Леонид Попов
В начале девяностых годов прошлого века фирма KIA представила миру свой первый внедорожник. О кроссоверах тогда никто не слыхивал, так что появившийся в сентябре 1993-го Sportage первого поколения был сработан по классической схеме: рамная конструкция, жёстко подключаемая передняя ось, двухступенчатая раздаточная коробка с понижающей передачей, зависимая задняя подвеска. На первых порах Sportage выпускался с бензиновым двухлитровым двигателем мощностью 95 или 128 л.с., а также с 83-сильным турбодизелем.
Спустя восемь лет после начала производства первый Sportage обновили, подретушировав ему внешность и интерьер, а также пополнив его моторную гамму турбодизелем объёмом 2,2 л. На основе пятидверки стали производить удлинённую на 305 мм модификацию. Такой Sportage получил звание Grand. В 1999 году производство внедорожника развернули в Калининграде, где он продолжал выпускаться вплоть до 2007-го. Общий тираж — 554 тысячи машин.
Появившийся в сентябре 2004-го Sportage второго поколения был менее утилитарным. Раму сменил усиленный несущий кузов, вместо демультипликатора использовалась вискомуфта в приводе задних колёс. Подвеска стала независимой — стойки McPherson «по кругу». Вдобавок Sportage оказался клоном кроссовера Hyundai Tuscon.
Если модель-предшественница довольствовалась двумя коробками передач на выбор, то «второй» Sportage — тремя («механика» с пятью и шестью ступенями, а также четырёхдиапазонный «автомат»). Клиентам предлагались версии с передним или полным приводом. Производство кроссовера было налажено на заводах в Южной Корее, Словакии, Китае, Филиппинах, Эквадоре, Украине и России. Выпуск продолжался до 2010 года. Всего с конвейера сошло 842 200 автомобилей.
Третье поколение Спортейджа компания представила в 2010-м. Автомобиль снова разделил основу с собратом Hyundai ix35/ Tucson. Подвеска спереди осталась похожей (стойки McPherson, которые приобрели больший наклон), а вот сзади появилась многорычажка с разнесёнными пружинами и амортизаторами. Более жёсткий кузов также способствовал улучшению управляемости.
Машина сохранила муфту в приводе задней оси. Под капотом — новый мотор с непосредственным впрыском 1.6 GDI на 140 сил. Помимо того, были бензиновые агрегаты 2.0 и 2.4 и дизели 1.7 и 2.0 (от 115 до 184 л.с.). Сборка автомобиля была налажена в Корее, Словакии, Индонезии и России (на «Автоторе»). В 2013 году модель пережила рестайлинг, в ходе которого внешность была скорректирована совсем незначительно, но изменены приборка и мультимедийный комплекс, появился новый бензиновый агрегат 2.4 GDI на 184 «лошади». «Третий» Sportage стал наиболее успешным, превзойдя предшественника по продажам вдвое — свыше 1,65 млн штук.