«Нужно торопиться. Погода скоро испортится». Англичане из группы технической поддержки быстро рассаживают экипажи по машинам. «Попробуем двигаться впереди погодного фронта». Ха! С таким же успехом эти ребята могли пообещать нам, что на время презентации нового кроссовера Land Rover Discovery Sport они увеличат световой день Исландии с пяти часов до семи. Impossible — невозможно! Снежная буря, летящая со скоростью 61 м/с, накрыла колонну в первой четверти маршрута. Порывы ветра, словно вилами, проредили ряды Ленд Роверов, утащив несколько машин в кювет. Остальные попрятались в белой мгле. Мы все умрём? — то ли в шутку, то ли всерьёз спрашивает по рации кто-то из коллег.
В ресторанах Рейкьявика подают отличную травяную настойку — Björk. Сладковатая на вкус, похожая на смесь киселя с текилой, она обладает моментальным эффектом согревания. И это именно то, что мне сейчас нужно! «Ты один из пропавших без вести. Но ты не заметишь этого. Даже через пять лет. Если, конечно, доживёшь до этого времени...» После пропущенного стаканчика рваная проза самого известного голоса Исландии греет душу похлеще любого шансона. «Слабо тебе принять мой вызов?» И главное — как тонко через разнотональные подвывания передаётся холод национального колорита. Словно снежная пурга цепляется за оконную раму. Слушать песни Бьорк — что писать против ветра. Вызов! Улавливая в них единый посыл безысходности, я будто прислоняюсь к остывшей печке. И почему здесь постоянно откуда-то сквозит?
На самом деле об Исландии я знаю не больше обычного туриста: вулканы, викинги, гейзеры, бассейны с горячей водой, насыщенной сероводородом... Ну и, конечно, неугомонные ветра, создающие ощущение присутствия в аэродинамической трубе. «Тут всегда адский ветер, — говорит по рации наш проводник, — но сегодня что-то уж совсем адский...» Под напором стихии Discovery Sport переваливается с боку на бок, словно океанская яхта, а при особо сильных порывах и вовсе начинает скользить в сторону, будто из его крыши и в самом деле торчит мачта с парусом. Про британский внедорожник мне известно гораздо больше, чем про остров вулканического происхождения, затерявшийся в северных водах Атлантики. Ведь за полгода до презентации англичане провели техническую конференцию. Land Rover Discovery Sport построен на той же платформе, что и Freelander с Эвоком, но его кузов крепче и легче благодаря широкому применению высокопрочных сталей и алюминия.
Discovery Sport на 91 мм длиннее Фрилендера, но аж на 239 мм короче обычного Disco. С младшей моделью «Спортсмена» роднит не только платформа, но и линейка силовых агрегатов. Это бензиновая двухлитровая «турбочетвёрка» отдачей 240 сил и пара дизелей 2.2 мощностью 150 и 190 л.с. Все три хорошо известных нам мотора агрегатируются с девятиступенчатым «автоматом» ZF. Однако задняя подвеска Спорта многорычажная (у Фрилендера стойки McPherson стоят «по кругу»). Благодаря её компактности в салоне удалось разместить опциональный третий ряд сидений, на что англичане делают особый упор — конкуренты сплошь пятиместные. Правда, посадочная формула 5+2 подразумевает, что места галёрки всё же неполноценные. При этом Discovery Sport не является прямой заменой Фрилендеру — нам дали понять, что скоро появится автомобиль схожих с Фрилом размеров.
Согласно поэтажной классификации британских внедорожников, среднеразмерный Sport теперь занимает вместе с большим Диско промежуточную надстройку нового лендроверовского дома. Это уровень Leisure (досуг). То есть семейные машины для активного отдыха. Под крышей расположилось семейство Рейндж Роверов Luxury (роскошь), а поближе к земле — утилитарные Дефендеры, которых отнесли к машинам двойного назначения (Dual Purpose). Кстати, старичка Дефа скоро отправят на покой: наследника англичане обещают представить миру в 2016 году. Однако с Россией ветеран распрощается ещё раньше. В настоящий момент на дилерских площадках ожидают покупки чуть более полутора сотен внедорожников из последних партий.
Зато для Discovery Sport всё только начинается. Это новый подкласс автомобилей, балансирующих между обычными кроссоверами и полноценными внедорожниками. Внедокроссовер? Кроссорожник? Линейку маленьких Диско открывают переднеприводные модификации, которые, впрочем, в Россию не попадут. У полноприводных машин с трансмиссией Efficient Driveline заднюю ось всего за 0,35 с подключает муфта Haldex. Но основной объём работы на бездорожье выполняют многочисленные электронные ассистенты. Это система Terrain Response с новыми калибровками внедорожных режимов Grass/Gravel/Snow («Трава/Гравий/Снег»), Mud/Ruts («Грязь и колея ») и Sand («Песок»). А также помощники контроля движения под уклон (HDC), плавного старта в гору (GRC), предотвращения опрокидывания (RSC) и преодоления бродов.
У продвинутых версий Active Driveline при повышении порога в 35 км/ч дополнительное сцепление полностью отключает все компоненты заднего привода ради экономии топлива (в обычном режиме движения). А задний редуктор дополнен пакетами фрикционов, контролирующих подводимый момент для каждого из колёс. Но таких Спортов в Исландии не было. Путь из аэропорта до отеля мы преодолели на бензиновых Диско с обычным задним редуктором. Добротный автомобиль с мощной динамикой, непробиваемой подвеской и очень убедительной звукоизоляцией. Руль такого Спорта на скользком покрытии вполне информативен, а тормоза срабатывают плавно, помогая останавливаться без блокировки колёс. Однако «автомат» откликается понижением на каждое перемещение акселератора и дёргает при смене ступеней.
На следующее утро получаем ключи от дизельных 190-сильных Спортов, тоже с упрощённой трансмиссией. Разгоняется такой Диско не менее уверенно, чем бензиновый. Ещё бы — тут 420 Н•м! И автоматическая коробка как будто лучше понимает, что нужно делать. Но подвеска здесь жёстче, при наезде колеса на ледяные надолбы в салон проходят ощутимые удары. Зато её энергоёмкость кажется безграничной. Наглею — и начинаю реже притормаживать. В ходовых поворотах Discovery Sport почти не кренится, но до скольжений лучше не доводить: снос передка слишком долог, а спасительный доворот кормы, как правило, оборачивается заносом, который тут же пресекается строгой системой стабилизации. А ещё в салоне Disco всё время что-то погромыхивает. В бензиновой машине сверчки поселились в багажнике, а у дизельной — целый выводок завёлся в панелях дверей и крыши. Списывать на предсерийную сборку?
Однако тест-драйв закончился, едва успев начаться. «Я могу почувствовать это. Что-то очень важное. Оно вот-вот случится... Оно на подходе». Может, это Бьорк накликала ураган? Хорошо, что наши проводники, почуяв неладное, успели собрать все экипажи в плотную колонну. Дальше движемся с черепашьей скоростью с интервалом 7–10 метров между машинами. Впрочем, это не очень-то помогает. Каждые двадцать секунд нарядная корма нового Диско, ползущего впереди, проваливается в белую бесконечность, несмотря на включённые противотуманные фонари и аварийку. Кого-то вновь сдувает с дороги, и весь караван ждёт, пока бедолагу выдернут из кювета. Кто следующий? Мы! На спуске наш автомобиль срывается в юз, и сильный порыв ветра несёт его прямёхонько в задок впередиидущей машины. С заблокированными колёсами! Поняв, что остановиться не получится, мой напарник отпускает тормоз и направляет «Спортсмена» в снежный плен. «Нужно мужество, чтобы наслаждаться этим. Жёсткость и Лёгкость. Чувство Нужного Момента». О, да!
В качестве спасателя англичане используют «сто десятый» Defender в версии Arctic. Но после неудачных попыток тот лишь ещё глубже утягивает нашу машину в сугроб. Go! Go! Go! Долго стоять нельзя. Нас пересаживают пассажирами в Discovery коллег. Внедорожники вновь ползут вперёд колонной улиток. Спустя полтора часа голова конвоя добирается-таки до асфальтированного шоссе. Здесь ветер ещё сильнее, но благодаря высокой насыпи дорогу хотя бы не заметает снегом. Сдуть с более цепкого покрытия Sport, оснащённый системой предотвращения опрокидывания (Roll Stability Control), не так-то просто. По сути, теперь необходимо лишь компенсировать рулём небольшие траекторные отклонения. Однако пять или семь машин вместе с парой спасателей по-прежнему не могут выбраться с «грунта».
Но в итоге всё закончилось благополучно. Разрозненные ураганом группы Ленд Роверов, преодолев снежные заносы, добрались-таки до Рейкьявика без потерь. «Если путешествие — это поиск. А дом уже найден. Я не остановлюсь — я выхожу на охоту. Ведь я — охотник». Да, человек — странное создание. Два часа назад он мечтал, чтобы всё это кончилось, а едва добравшись до тёплого местечка, жалеет о том, что трудности остались позади. И хочется повторить... Ещё один стаканчик Björk, пожалуйста! Выпьем за Discovery Sport и за ребят из команды Experience, которые устроили нам крутое путешествие в лендроверовском стиле. А нормальный тест-драйв придётся делать дома, причём желательно сравнительный.
Паспортные данные
Discovery Sport | 2.0L Si4 | 2.2L TD4 | 2.2L SD4 |
---|---|---|---|
Кузов | |||
Тип кузова | универсал | универсал | универсал |
Число дверей/мест | 5/7 | 5/7 | 5/7 |
Длина, мм | 4589 | 4589 | 4589 |
Ширина, мм | 2173* | 2173* | 2173* |
Высота, мм | 1684 | 1684 | 1684 |
Колёсная база, мм | 2741 | 2741 | 2741 |
Колея передняя/задняя, мм | нет данных | нет данных | нет данных |
Снаряжённая масса, кг | 1841 | 1863 | 1863 |
Объём багажника, л | 479–1698 | 479–1698 | 479–1698 |
Двигатель | |||
Тип | бензиновый с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом | турбодизель | турбодизель |
Расположение | спереди, поперечно | спереди, поперечно | спереди, поперечно |
Число и расположение цилиндров | 4, в ряд | 4, в ряд | 4, в ряд |
Число клапанов | 16 | 16 | 16 |
Рабочий объём, см³ | 1999 | 2179 | 2179 |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 240/5800 | 150/3500 | 190/3500 |
Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин | 340/1750 | 400/1750 | 420/1750 |
Трансмиссия | |||
Коробка передач | автоматическая, девятиступенчатая | автоматическая, девятиступенчатая | автоматическая, девятиступенчатая |
Привод | полный | полный | полный |
Ходовая часть | |||
Передняя подвеска | независимая, пружинная, McPherson | независимая, пружинная, McPherson | независимая, пружинная, McPherson |
Задняя подвеска | независимая, пружинная, многорычажная | независимая, пружинная, многорычажная | независимая, пружинная, многорычажная |
Передние тормоза | дисковые вентилируемые | дисковые вентилируемые | дисковые вентилируемые |
Задние тормоза | дисковые | дисковые | дисковые |
Шины | 245/45 R20 | 245/45 R20 | 245/45 R20 |
Дорожный просвет, мм | 212 | 212 | 212 |
Эксплуатационные характеристики | |||
Максимальная скорость, км/ч | 200 | 180 | 190 |
Время разгона с 0 до 100 км/ч, с | 8,2 | 10,3 | 8,9 |
Расход топлива, л/100 км | |||
— городской цикл | нет данных | нет данных | нет данных |
— загородный цикл | нет данных | нет данных | нет данных |
— смешанный цикл | 8,2 | 6,3 | 6,2 |
Норма токсичности | Евро-5 | Евро-5 | Евро-5 |
Ёмкость топливного бака, л | 70 | 65 | 65 |
Топливо | АИ-95 | дизтопливо | дизтопливо |
* Ширина указана с учётом зеркал заднего вида. |
Техника
Безопасность
История Роберт Есенов, Леонид Попов
Проект компактного кроссовера под маркой Land Rover берёт начало в конце 1980-х. Материнская компания Rover Group, которой принадлежал Land Rover, провела маркетинговое исследование, давшее зелёный свет будущей модели Freelander под кодовым обозначением CB40. Однако в ту пору денег на реализацию идеи у Ровера не было, и англичане начали искать партнёра-помощника. Нужные материальные средства появились только в 1994 году, когда концерн BMW купил обанкротившуюся компанию Rover Group.