Первым автомобилем руководителя концерна Lifan Group была Лада. Модификацию 75-летний Инь Миншань запамятовал. Помнит лишь, что машина была красная, без кондиционера и строго раз в полгода ломалась. Нынче босс Лифана ездит на заднем сиденье Audi A8. Его жизненный путь считается воплощением китайской мечты: от диссидента и мелкого предпринимателя до крупного влиятельного бизнесмена. Основанная Миншанем в 1992 году мастерская по ремонту мотоциклов с девятью сотрудниками нынче — третий по величине экспортёр автомобилей в Поднебесной. Господин Миншань пригласил журналистов в свой родной Чунцин, в штаб-квартиру и на завод компании, чтобы рассказать, как и за счёт каких моделей лифанцы увеличат долю на нашем рынке с одного до двух процентов.
Небольшая справка. В Россию фирма Lifan пришла в 2007-м, лишь два года спустя со старта собственного производства автомобилей, заключив договор с группой Автомир и компанией Derways. С мая 2012-го завод в Черкесске перешёл от крупноузловой сборки SKD к полноценному циклу CKD. «Дервейс» руководитель Лифана величает не иначе как первой любовью, которую нельзя предавать. Хотя… Миншань не исключает, что его подопечные построят в России свой собственный завод, где не будет моделей других марок, как сейчас на «Дервейсе».
Сейчас в нашей стране на конвейере и в продаже имеются четыре модели: седан Solano (Lifan 620), кроссовер X60, седан и хэтчбек Breez (Lifan 520), а также компакт Smily (Lifan 320). Прошлый год китайцы завершили с показателем 20 544 проданные машины, сохранив, как в 2011-м, статус самой популярной китайской марки в России. Из реализованных автомобилей 15 108 пришлось на Солано, 3853 на Smily и 1420 на паркетник.
Будущая продукция Лифана вплоть до 2017 года распланирована следующим образом. На малогабаритной платформе с колёсной базой 2400–2600 мм китайцы собираются построить кроссовер, паркетник с приставкой микро- и хэтчбек. Всем им положены двигатели объёмом 1,0–1,5 л. На средней «тележке» (база 2600–2700 мм) будут возведены пара минивэнов, два кроссовера, хэтч и седан. Этим даруют моторы 1.5–1.8, а также турбированные движки 1.2 и 1.4. При колёсной базе свыше 2700 мм платформа считается крупногабаритной. Ей отведён точно такой же набор моделей, как и средней, только двигатели должны быть «побольше»: 1.8–2.4 плюс турбомоторы 1.4 и 2.0. Четвёртая «телега» адресована заднеприводным микроавтобусам, останавливаться на ней не будем.
Нас познакомили с распорядком премьер Лифана в Китае. В этом году компания выкатила обновлённый Солано (Lifan 630), рестайлинговый Смайли (330), новый Бриз (530) и некий вэн. (Нетрудно заметить, что в цифровом обозначении модели прибавили по десятке.) В 2014-м дебютируют седаны с номерами 650 и 820, компактный кроссовер X50 и минивэн. В 2015 году увидят свет «шестьсот шестидесятый» седан и целый выводок паркетников: X40, X55, X66, X80. В 2016-м родятся X70, универсалы на базе 620-й и 720-й моделей, рестайлинг переживёт Breez. В 2017 году: новые 720-я, 530-я, вэн и 820-й универсал. Есть ещё такая новость — некоторые модели (720, 820, X70, X80) будут оснащаться ESP!
Календарь дальнейшей экспансии Лифана в России выглядит так. В декабре этого года к нам прибудет нынешняя флагманская модель марки — седан D-класса Lifan 720. У нас он получит имя Cebrium и предполагаемую цену от 500 000 рублей. В марте 2014-го явится новый Бриз. В апреле модель X60 обретёт «автомат». В июне привезут обновлённый Smily с вариатором. Также возможно, что вскоре компания решится на поставку к нам микроавтобусов, грузовичков, всяческой мототехники.
Ставку лифанцы делают на кроссоверы. Единственный пока в линейке паркетник X60 в начале 2015 года станет полноприводным. Это вообще-то не планировалось, но раз россиянам нужен вариант 4 x 4, китайцы сделают. Многодисковую муфту собираются закупать у корейцев из Hyundai. Партнёры для работ над двойным «мокрым» сцеплением ищутся. Турбомоторы и новые коробки приобретут у европейцев. В любом случае новые члены «семейства иксов» — кроссоверы X50, X70 и X80 — станут полноприводными от рождения. Осенью 2014 года на Московском международном автосалоне Lifan покажет всё возможное новьё. Чего точно не стоит ждать от марки, так это дизельных машин: тяжёлое топливо в Китае плохое, да и спрос на питающиеся им автомобили минимальный.
Китайцам не привыкать к обвинениям в заимствовании технических и дизайнерских решений. Они отвечают: мы открыли свой исследовательский центр с шестьюстами сотрудниками (90% из них инженеры), у нас 1479 зарегистрированных торговых марок и 7207 патентов по всему миру, мы получили десятки сертификатов — и европейские E-mark, и американские DOT с EPA. Так и живём, честно, мол.
В настоящий момент Lifan владеет 20 заводами, в штате более 16 тысяч человек. Они выпускают порядка 500 тысяч единиц продукции в год. 300 тыщ этого объёма — автомобили, продающиеся в 70 странах. Остальные товары закупают 160 государств. На экспорт уходит 45–50% продукции. За рубеж китайцы старательно отправляют и людей: инженеров высылают на стажировку в Америку, Европу, на Тайвань. Вроде как приветствуются экспаты, в том числе российские дизайнеры.
Кстати, о дизайне автомобилей Инь Миншань высказался отдельно. Мы, говорит, всё ещё ищем подходящий для себя стиль, пытаемся создать «свой ген», ведём переговоры с итальянцами. Да не с кем попало, а с мастерами, которые рисовали Bugatti Veyron. Мол, они (надо полагать, ателье Italdesign) уже два раза в Чунцин приезжали, скоро мы к ним с ответным визитом поедем!
По заводу в Чунцине, где четыре тысячи человек выпускают 200 000 машин в год, китайцы провели экскурсию. Всем выдали каски, такие же красные, как у рабочих. Вспомнилось, что на аналогичном по функциям предприятии Kia в Корее все, гости и хозяева, ходят с непокрытой головой. И ничего. Ну да, советские традиции довлеют в капиталистическом Китае. С порога предприятия в глаза стали бросаться жёлтые серп и молот на красном фоне, доски почёта, транспаранты и прочая «слава КПСС».
Если на корейском автозаводе половина всего труда лежит на плечах роботов, то на китайском абсолютно всё делают люди. А поскольку выпускать автомобили им приходится вручную и инструменты довольно примитивные, на каждом рабочем месте находится большое количество трудящихся. Например, несколько парней заняты лишь тем, что складывают в стопку капоты. Много народу ходит с тряпками и протирает. В цехах неожиданно много девушек, работающих наравне с мужиками.
Общее ощущение от завода — чистенько, но бедненько. Коллеги, которые бывали на этом предприятии в 2011 году, констатировали, что ничего не изменилось. Ни в лучшую, ни в худшую сторону. На выходе из цеха сопровождающий нас русскоговорящий китаец раздал малюсенькие значки с надписью Lifan. Объяснил, что это спортивная символика: компания спонсирует местный футбольный клуб Chongqing Lifan, который играет в Первой лиге Китая. Ну и как играет? — спрашиваем. Тот усмехается: хреново!
Назвать «тест-драйвом обновлённого модельного ряда Lifan» 40-минутное кружение на клочке земли не поворачивается язык. Предполагалось, что этого времени нам хватит не только на поездить, но и чтобы что-то снять камерой. С другой стороны, более продолжительное испытание на просторе прототипы не выдержали бы. Они и тут-то вставали вкопанными...
Китайцы разнообразили тесную карусель проездом по искусственным неровностям, и это был смелый поступок: избитые подвески едва не высыпались из машин. А вот разного рода крепёж действительно рассыпался по бетону. В целом автомобили сюрпризов не преподнесли: простецкий китайский автопром, какой он есть. На общем фоне шагом вперёд показался седан Lifan 820: в нём можно говорить, например, об управляемости и шумоизоляции, каком-никаком комфорте. Он, правда, тоже сыпется, но прототипу простительно.
Интересно, что компания Lifan по продажам на внутреннем рынке не входит даже в двадцатку лучших. В Китае вообще мало кто ездит на машинах местного производства, хотя стоят они тут сущие копейки. Вот и господин Миншань предпочитает иномарки. Кстати, не Ладой ли вдохновлялся автор логотипа Лифана? Больно похожи китайские кораблики на вазовскую ладью.
Да и сами машины Миншаня тольяттинским во многом подобны. Дешёвые и сердитые, они «идут на всех парусах», как велит им значение слова Lifan, к нетребовательному покупателю, ограниченному в средствах. Смахивает на китайскую месть за экспорт Лад. А что? Знакомый кореец, помнится, говорил: японцы — хитрые, а китайцы — злые.
За кадром
Вышло так, что все недавние командировки приводили меня в места с названием на букву «К». Карелия, Корея, Китай, Краснодарский край… Кому я ни зачитывал этот список, всякий оживлялся в одном и том же месте: «О, Китай!» Стало быть, имеет смысл сделать расширенный «закадровый» раздел. В гостях у Лифана я побывал в октябре, провёл в стране почти неделю. Карточка памяти фотокамеры и iPhone оказались забиты гигабайтами под завязку. Из этого получилось четыре видеоролика.