Mazda cx-5. Новому кроссоверу сложно дать однозначную оценку. По характеру это скорее уменьшенный CX-9, нежели приподнятая Mazda3.

Заново открываем Грузию с кроссовером Mazda CX-5

Михаил Петровский, . Фото Сергея Крестова

Новому кроссоверу сложно дать однозначную оценку. По характеру это скорее уменьшенный CX-9, нежели приподнятая Mazda3.

Кроссовер CX-5 может стать в России такой же успешной приманкой для новых клиентов Мазды, какой была когда-то первая «трёшка». Хотя идеологически это совершенно разные автомобили. Паркетник скромной уравновешенной внешности с качественным интерьером и спокойным характером подойдёт человеку, никогда прежде не имевшему дело с Маздами. Это наименее драйверская машина марки. Нас уверяют, что за руль CX-5 возвращаются потерянные было для Мазды клиенты — что ж, значит, они стали старше.

Обычно прошу коллег не лезть к автомобилям народного потребления со специфической драйвовской меркой, а тут сам не могу не попенять Мазде на «немаздатость». Вижу, что продуман CX-5 от и до, но обидно, что мысли японцев посвящены не нам, автотрахнутым, а тем, иным. Посадка высокая, и места спереди больше, чем в более дорогом CX-7, но в поворотах сиденья не держат, что неудобно при больших кренах. Местное движение напряжённое, требующее воли и быстрых решений, а 150 сил и 208 Н•м двухлитрового «атмосферника» на холмах маловато даже для лёгкой 1300-килограммовой машинки.

Если и можно охарактеризовать CX-5 одним словом, то это слово «симпатичный». К дизайну вопросов нет. Неброская, но запоминающаяся внешность. И узнаваемая без всякого лишнего декора. Mazda! Молодцы Икуо Маэда со товарищи!

«Автомат» на бумаге обеспечивает динамику вровень с «механикой», но по удобству управления разгоном даже рядом не стоял. При штатном ускорении коробка старается поскорее подсунуть шестую передачу, не давая мотору задержаться в зоне пусть и небольшого, но максимального момента. Несмотря на чувствительный акселератор, набор скорости кажется вялым. Чтобы стряхнуть одну-две ступени, приходится действовать педалью в значительных углах. Но пониженную передачу Mazda держит недолго и зачастую переключается вверх ещё до того, как начинается манёвр, ради которого и затевался кипеж.

С интерьером быстро сживаешься. Эклектичность его отходит на второй план. Остаются хорошие материалы и пристойная эргономика.

Может, где-то в европейской части России такая экономичная программа «автомата» и имеет право на жизнь, но сложный грузинский трафик к ней беспощаден. Единственный способ выплыть — воспользоваться честным ручным режимом. К счастью, коробка резво откликается на команды, подаваемые рычагом. Намотав кишки на кулак, машина обеспечивает-таки приемлемый разгон. Главное — выключить систему i-stop, глушащую мотор на светофорах, — терпение грузинских водителей кончается быстрее, чем стартер успевает сдвинуть коленвал для перезапуска, даже если все поршни находятся в оптимальной для воспламенения позиции...

Отпустив небольшую бороду caucasian style, я чувствовал себя в Грузии гораздо уютнее, чем Mazda CX-5. Она-то при всём желании не могла прикинуться старым Мерседесом. А было бы помягче...

Двигаясь быстро по горной дороге, вы рискуете. Это Mazda констатирует лихими кренами и кряхтением шин Toyo Proxes R36. Вообще я еду не на пределе, но машина даёт понять: само по себе присутствие на борту спешащего человека — нештатный режим. А я опаздываю на посадку своего первого в жизни дерева на озеро Илии, где, кстати, бегает Саакашвили... Руль вроде бы недлинный (2,7 оборота от упора до упора), но чувствительность невелика и крутить баранку приходится на большие углы. К счастью, реакции однозначны, поведение без подвоха. Но опять: ускориться после затычного поворота — история. Хорошо хоть, что тормоза редко подводят любую Мазду.

Пока менял видеокамеры на обочине, вляпался в смолу. Еле отскрёб крупные камни. Еду, чмокаю подошвами, ноги к педалям прилипают. Сразу заметно, сколь велик их ход и как плохо Mazda тормозит двигателем: я уже — чпок! — оторвал ступню от акселератора, а реакция — ноль. Наличествуют, похоже, и детские болезни: поворотники отскакивают в крайних положениях, совершая самопроизвольные включения...

Впечатление от этой машины зависит от ваших ожиданий. Если не искать в CX-5 привычный маздовский спорт, то вас не постигнет разочарование. Клиренса 21 см хватает, чтобы пропустить под брюхом брошенную на дороге драную шину.

Многое простительно. Это всё-таки их первый компактный кроссовер, первая машина на скайактивной платформе, первая Mazda, собираемая в России, — и первый тест-драйв в Грузии. Страна — родник положительных эмоций для утомлённого пропагандой россиянина. Но далеко не самый выгодный полигон для CX-5. Нужна смелость и вера в успех мероприятия, чтобы выставить свой продукт в таком сложном свете.

Хороших дорог тут мало, а щербатый асфальт с острыми краями выбоин подвеска не любит больше всего. Да и любой "лежачий полицейский" — пинок под зад. Посему по части ездового комфорта кроссовер вообще не произвёл впечатления. Странно, что при такой нетолерантной настройке шасси Mazda не может похвастать хоть сколько-нибудь увлекательной управляемостью. Впрочем, хоть подвеска шумна и жёстка, держит машину на траектории, пока скорость позволяет.

"Оптитронные" приборы с дисплеем на дне правого колодца — образец информативности. Все меню русифицированы. Управление мультимедийной системой вынесено и на руль, и на джойстик на центральном тоннеле. С тем же успехом можно просто тыкать пальцем в сенсорный дисплей. Но на грузинских дорогах отвлекает всё одинаково. Тут нужно глядеть в оба... Отдельно взятый блок климат-контроля прекрасно подошёл бы какой-нибудь модели BMW.

А вот для неубедительной работы акустиков по части звука двигателя не могу найти извинений. Голос Мазды под нагрузкой уныл. И это странно — вы бы видели этот практически спортивный выпускной коллектор! Каждому цилиндру положен отдельный патрубок равной длины. Впрочем, если не насильничать, то автомобиль не покажется шумным. Ну да, подвеска бухает, но после 100 км/ч основной источник шума — это ветер... Тихо проскакивает навстречу кортеж грузинского президента. Несколько Ленд-Крузеров и S-класс. И что, никто из цепочки полицейских, расставленных по обочине, не остановит меня?

Профиль высоко установленных передних кресел удачен, но не хватает боковой поддержки. Сзади хорошо вдвоём: третьему пассажиру будет мешать жёсткая центральная секция дивана.

Моё счастье далёкого от политики человека — с автомобилями. На площадь не хожу, Садовое кольцо использую исключительно в транспортных целях. Даже важнейший для понимания страны, в которой живёшь, блог Козлова я прочёл случайно, только когда автора на второй срок упекли... Но про Грузию в отрыве от политики говорить как-то глупо. Всё, что там происходит, вызывает добрую зависть. Порядочные полицейские водят экскурсии по своим прозрачным офисам, предприниматели рассказывают, как удобно заводить бизнес и платить налоги в автоматическом режиме... Всего в двух часах лёту от Москвы. Россия и Грузия — две части одной страны, от которой нам, кстати, досталась большая и богатая часть. Но почему-то там система повёрнута к гражданам лицом, а у нас...

Чтобы полностью сложить спинку заднего дивана, нужно потянуть за три рукоятки в багажнике — очень удобно. Под полом — полноразмерная запаска.

Повторюсь, я пишу о машинах. Иногда ещё о людях, машины создающих. Очерки, а-ля National Geographic не моя специализация. Тем не менее я остался в Грузии ещё на пару дней по окончании тест-драйва. Ради того, чтобы присмотреться к месту. Чтобы прислушаться к себе. Мне показалось, что неожиданно я нашёл ту страну, где мне хочется если не жить, то бывать часто. Грузия не Европа, но в чём-то гораздо круче Европы. Здесь нас любят. Нам рады. По-моему, большая проблема многих популярных у нас туристических точек заключается в том, что там гостей терпят. А тут гость — Гость.

Для человека, который будет держать CX-5 постоянно в тонусе, это будет шумный автомобиль. Полный привод на асфальте себя никак не выдаёт. Не мешает — и на том спасибо.

Здесь ценят квалифицированных иностранных специалистов. Жаль, для меня работы тут нет. В Грузии не нужны тест-драйвы новых иномарок. Достаточно издавать какое-нибудь переводное издание, причём желательно немецкое и конца 80-х начала 90-х. Интересно, кто-нибудь продаёт такие просроченные издательские лицензии? Применительно к местному автопарку это было бы очень актуально. Кажется, что все Мерседесы W124, не попавшие в Албанию, доживают свой век в Грузии. А я очень люблю «сто двадцать четвёртые»!

На прямой СХ-5 ведёт себя хорошо и даже не так шумен, как можно было ожидать после первой волны журналистских отзывов. Но комфортно вам будет только при условии, что вы делаете так, как хочет машина, а не наоборот. Динамика CX-5 убедительна на фоне подержанных иномарок в Грузии. Но каково ей будет в окружении новеньких конкурентов в России?

Автомобили почитают. Возятся с ними, хотя безнадёжных бросают. Со мной из Москвы летел священник. Служит и в Москве, и в Тбилиси. Звал, как водится, в гости (вас в Грузии все зовут в гости) и рассказывал много и с удовольствием о том, как попасть на авторынок в Рустави, "где есть просто всё". Впрочем, большая часть ассортимента Рустави — откровенный хлам. О плачевном состоянии автопарка говорит то, как часто встречаются по обочинам машины, с которыми возятся владельцы. Прямые, как стрела, участки дорог редки, но особенно богаты на сходы. Чувствуется, любят грузины поддать гари, а машине тут и кранты. Ничего, завтра в Рустави будет куплен такой же Опель и за час поставлен на учёт. Я лично чудом увернулся от колеса, слетевшего со шпилек старой «Волги», встречные расходятся тоже чудом, но при этом за неделю не видел ни одной аварии.

Я долго не мог сформулировать, чем же точечно обновляемый Тбилиси отличается от наших городов. Это территория без единого патриотического плаката! Плохо, конечно, что мы не дружим на высшем уровне. Зато обходится без совковых тем. Грузия — всесоюзная здравница. Или винница, или что там ещё. Со мной тут все радушны. Вообще, кажется, здесь особенно осторожничают с русскими. Хорошее отношение частного туриста — самое ценное за душным двухсторонним занавесом пропаганды в преддверии новой войны. Есть, конечно, спорные моменты вроде постоянной экспозиции «Советская оккупация 1921–1991» в национальном музее Грузии. Я как ребёнок СССР всё-таки слегка принимаю это на свой счёт. Но простые грузины, точь-в-точь как мы, отмахиваются: это политика, ну её на фиг...

Старые машины портят воздух. В Тбилиси трудновато дышать. Зато машина здесь доступна, а процесс её покупки и регистрации скор и прозрачен. В автомобильный бизнес вовлечена масса народу. Автомобильный рынок — это прежде всего именно рынок в Рустави, а потом уже малочисленные официальные и серые дилеры. (Кстати, первый шоу-рум Мазды должен открыться со дня на день.) Обслуживание разнообразного секонд-хенда тоже лежит на маленьких мастерских. Вот и получается, что расширение и поддержание грузинского автопарка кормит в основном мелкий бизнес, а не крупные холдинги, как у нас.

Получив в своё распоряжение подходящую дорогу, можно ехать на CX-5 быстро. Но смысла особого в этом нет — не тот автомобиль. Силовой агрегат сосуществует в гармонии с шасси. В том смысле, что и моторчик хиленький, и подвеска с огоньком, о который не обожжёшься.

Огромный рынок пока позволяет российским компаниям не шибко печься о клиенте. Грузины не могут позволить себе такой роскоши. Наши дилеры вразрез с мировой практикой делают основные деньги на продаже машин, а сервис, то есть культура предоставления услуг, развивается по остаточному принципу как затратное и неприбыльное направление. В любой сфере московской жизни можно по пальцам перечесть провайдеров качественных услуг: от автобизнеса до закусочных. В тоже время любая грузинская лавка по дружелюбию персонала даст фору Барвихе Luxury. А прокатитесь по свежевозведённым горным курортам и замкам — их владельцы дадут вам почувствовать себя хозяевами.

Большой джентльменский набор CX-5: система мониторинга слепых зон (RVM) и движения в пределах полосы, адаптивный головной свет (AFS) и i-stop двигателя при остановках. Клавиша TCS off деактивирует трекшн-контроль, система стабилизации — неотключаемая. Постоянно начеку и система аварийного торможения. Правда, для её вмешательства скорость не должна превышать 30 км/ч.

Мне нравится, что грузины — цивилизованный народ, а не дикие горцы. Их светская архитектура ранима, а церковная непоколебима. Не могу праздно шататься в грузинском храме — молятся тут как-то особенно истово. Я с детства люблю их кино. Ездят они специфически, напористо, азартно, но при этом неагрессивно. Прокладывают дорогу дальним светом и клаксоном, зная, что никто не машет кулаком вслед.

На горных дорогах много неожиданностей, но мало негатива. Через какое-то время я и сам начинаю мигать и бибикать — и меня понимают. Езда у грузин не траекторная, как у наших сочинцев и карел или у европейцев в Альпах: даже там, где можно оставаться на своей полосе, грузины двигаются посреди дороги. Пока не обозначишь своего присутствия, никто не подвинется. Все машины — либо обгоняемые, либо обгоняющие. Гуськом никто не ездит. Если ты догнал медленную попутку — обязан немедленно её победить. Это, вероятно, что-то охотничье.

Рынок — не единственная автомобильная достопримечательность Рустави. Здесь же расположен современный центр Сервисного агентства МВД Грузии. Тут сдают экзамены на права, регистрируют и снимают с учёта машины. А ещё водят экскурсии: в образцово-показательном учреждении, кажется, побывали все российские журналисты, кто писал когда-либо о Грузии. Для нас это реальный парк аттракционов. Начиная от номеров, выставленных на полках (самые дорогие, вроде тех, что подарили нам, стоят $6000), и заканчивая экзаменационными Фабиями (Skoda — господрядчик, как и Toyota), оборудованными видеоконтролем и автоматизированной системой учёта ошибок. Экзамен по вождению прост: два вида парковки, медленный слалом, маневрирование в тесноте, трогание в горку, перекрёсток... При мне несколько человек из очереди провалились. Я лажанул разок на парковке, но сдал... Любопытно, что камера в машине следит даже за педалью тормоза со стороны полицейского — чтоб не подыгрывал. Мне понравилась ещё и та невозмутимость, с которой полицейские печатали дурацкие подарочные номера, — это просто работа.

Грузия — страна галогена. А если кто с ксеноном, то, значит, мчит очень быстро. И от нас ждут того же, но у Мазды ксенон только для видимости. Вообще мы здесь как чудаки со своим постоянным ближним светом. Фары включают только глубоким вечером. И без них как-то не особо заметно, что и в деревенских домах темно. Горные районы — это общее ощущение ранних сумерек. Спускаешься на предгорье — и оказывается, можно ещё часок поработать... И, Боже, какая кругом транспортная эклектика! Рядом соседствуют персонажи из совершенно разных сказок. Вот заезжает к себе во двор человек на арбе, запряжённой осликом, в широкополой драной шляпе. Старый и простой, как придорожное дерево. А из соседних ворот выкатывается новенький Discovery...

Подвеска выдержала испытания грузинскими дорогами, хотя и не произвела хорошего впечатления. Жёсткость её не оправдана ни энергоёмкостью, ни управляемостью.

Автомобильной культуре, как и у нас, ещё предстоит сформироваться. Главное — нация доказала свою восприимчивость к переменам за время экстремальных реформ. Очень много полиции на дорогах — ничего, говорят тбилисцы, так надо пока. Странно слышать от восточных людей вопрос: зачем вам в России клановая система власти? Вот у нас, мол, никакого кумовства, всё просто: выучился, умеешь, доказал — работай. А у вас чиновники платят за место, чтобы работать не на государство, а на себя. А чтобы назначить нового, нужно посадить предшественника... Да разве ж кто-то скажет, зачем нам такое устройство?

Стеклянное здание МВД Грузии как символ прозрачности, чистоты реформированной системы. Все полицейские участки страны — со стеклянными стенами. Российской Мазде хватило смелости провести параллель между обновлением грузинской полиции и своей программой Skyaktiv — и то и то требовало нестандартного подхода для решения закоренелых проблем. Смелым можно назвать и ценник CX-5: полноприводная машина с "автоматом" в оптимальной комплектации Touring стоит 1 210 000 рублей, почти на 280 тысяч дороже базовой версии с "механикой". Боюсь, чтобы выбрать Мазду из огромного количества предложений за эти деньги, нужно хотеть именно Мазду.

Не знаю, как на самом деле сложатся наши с Грузией отношения. Надеюсь, что государственные рано или поздно остынут до комфортного градуса личных. Уж это-то в наших с вами руках. Давайте почаще там бывать: визы-то для нас Грузия отменила. Впечатление она производит здоровое и очень яркое, несмотря на небогатую палитру здешних красок. А уж вино! Два часа в самолёте за бокал Мцванэ — ничто... Может, кроссовер CX-5, ради которого всё и затевалось, не вдохновил, но запомнится именно тем, что заново познакомил меня с Грузией, где я не был со времён советского детства.

Паспортные данные

Mazda CX-5 2.0 FWD 6МТ 2.0 AWD 6 АТ
Кузов
Тип кузова универсал универсал
Число дверей/мест 5/5 5/5
Длина, мм 4540 4540
Ширина, мм 1840 1840
Высота, мм 1710 1710
Колёсная база, мм 2700 2700
Колея передняя/задняя, мм 1585/1590 1585/1590
Дорожный просвет, мм 215 210
Снаряжённая масса, кг 1290 1380
Полная масса, кг 1945 2045
Объём багажника, л 403–1560 403–1560
Двигатель
Тип бензиновый с непосредственным впрыском топлива бензиновый с непосредственным впрыском топлива
Расположение спереди, поперечно спереди, поперечно
Число и расположение цилиндров 4, в ряд 4, в ряд
Число клапанов 16 16
Рабочий объём, см³ 1997 1997
Макс. мощность, л.с./об/мин 150/6000 150/6000
Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин 210/4000 208/4000
Трансмиссия
Коробка передач механическая, шестиступенчатая автоматическая, шестиступенчатая
Привод передний полный
Ходовая часть
Передняя подвеска независимая, пружинная, McPherson независимая, пружинная, McPherson
Задняя подвеска независимая, пружинная, многорычажная независимая, пружинная, многорычажная
Передние тормоза дисковые вентилируемые дисковые вентилируемые
Задние тормоза дисковые дисковые
Шины 225/65 R17 225/55 R19
Эксплуатационные характеристики
Максимальная скорость, км/ч 197 187
Время разгона с 0 до 100 км/ч, с 9,3 9,8
Расход топлива, л/100 км
— городской цикл 7,7 8,2
— загородный цикл 5,3 5,9
— смешанный цикл 6,2 6,7
Норма токсичности Евро-5 Евро-5
Ёмкость топливного бака, л 56 58
Топливо АИ-95 АИ-95

Техника

Кроссовер построен на новой универсальной платформе, спроектированной из расчёта на все легковые модели скайактивной эпохи. Схема подвесок — как у Мазды 3: стойки McPherson спереди (с увеличенным на семь процентов кастором), «многорычажка» сзади. Подрамники тут жёстче и легче, укреплены точки крепления подвески к кузову, а задние амортизаторы с увеличенным ходом штока.

Skyactiv — это ещё и модульные кузова, спроектированные по принципу замкнутых контуров для лучшего распределения нагрузок. Не без помощи поперечных усилителей днища (на фото внизу справа) жёсткость кузова CX-5 на кручение достигает 27 000 Н•м/град! Хотя доля высокопрочной стали в конструкции не превышает 61%. Встречаются элементы, выполненные из сверхвысокопрочных сплавов с пределом текучести 1800 МПа: например, внутренние усилители переднего и заднего бамперов (на фото справа). По словам японцев, впервые в серийном автомобилестроении. Это экономит 4,8 кг по сравнению с традиционными усилителями и даёт более оптимальное распределение нагрузки при фронтальных и попутных столкновениях.

Просто и наглядно о скайактивных кузове и шасси — в забавном рекламном ролике.

Мощность бензиновой «четвёрки» Skyactiv-G 2.0 в российской спецификации снижена до 150 л.с. (со 165 л.с. в Европе) ради уменьшения налогов. По сравнению с прежним двухлитровым «атмосферником» серии MZR новая поршневая группа позволила снизить массу двигателя на 10% и на 30% уменьшить потери на трение. При этом крутящий момент вырос на 15%, до 208–210 Н•м в зависимости от типа привода. Необычный выпускной коллектор, организованный по схеме 4–2–1, помогает оптимизировать теплообмен в камере сгорания. Благодаря этому двигатель Евро-6 обладает необычайно высокой для серийных автомобилей степенью сжатия 14:1. Расход топлива в сертификационном смешанном цикле не превышает шести литров на 100 км, а выбросы CO2 — 140 г/км.

Доступно о моторных премудростях Мазды.

Автоматическая (слева) и механическая коробки передач с шестью ступенями разработаны с нуля. Картер «механики» на 30% легче, чем прежде, а механизм переключения отличается очень короткими ходами. «Автомат» из-за расширения диапазона блокировки гидротрансформатора обеспечивает семипроцентную экономию топлива по сравнению с пятиступенчатой коробкой. Обе трансмиссии выпускаются как в стандартной модификации, рассчитанной на передачу до 270 Н•м момента (для переднеприводных кроссоверов), так и в усиленной, способной переварить до 460 Н•м (для полноприводников с форсированным дизелем). Коробки адаптированы для работы с системой start/stop (i-stop по-маздовски), которая глушит двигатель так, чтобы поршни в цилиндрах занимали определённое положение, облегчающее перезапуск. Стартеру в таком случае требуется лишь слегка подтолкнуть коленвал. Это позволяет обойтись лёгкой батареей меньшей ёмкости и способствует экономии топлива.

Передача момента на задние колёса организована у CX-5 так же, как у более крупного кроссовера CX-7, — при помощи многодисковой муфты с электронным управлением и свободного дифференциала. По умолчанию большая часть тяги приходится на переднюю ось, но при необходимости муфта может быть заблокирована полностью.

В арсенале CX-5 — шесть подушек безопасности, включая надувные «занавески» на окнах, преднатяжители ремней, АБС и систему динамической стабилизации. Базовый CX-5 Direct обделён лишь системой экстренного торможения City Safety, которая способна предотвратить столкновение на скоростях в диапазоне 4–30 км/ч.

Система превентивного торможения (со скорости до 30 км/ч) опирается на показания лазерного дальномера, расположенного в блоке на лобовом стекле. Там же установлена камера, следящая за дорожной разметкой. Если начать перестроение без включения поворотника, то Мазда не станет вмешиваться в процесс управления, а подаст звуковой сигнал, имитирующий наезд на гребёнку, из динамиков соответствующего борта. Система адаптивная: если вы несанкционированно перестраиваетесь, переключая передачи или активно действуя акселератором, значит, вы не спите и тревожный сигнал не прозвучит. Также кроссовер следит за слепыми зонами при перестроениях.

За кадром

Мне очень повезло с оператором Тома Пачишвили (все ударения в грузинском на первый слог): он говорил по-русски, что среди молодёжи теперь редкость, и работал не покладая рук. Придумывал что-то, даже в стойло к лошади залез ради красивого кадра. (Ах, эти новые грузинские замки с конюшнями и большими красивыми собаками!) Жаль только, что работал он с телевизионной камерой, которая давно уже не удовлетворяет требованиям к интернет-видео. Исходная картинка получилась такой маленькой, что мне пришлось при монтаже складывать из неё мозаику. К счастью, команда хорошо знакомого вам фотографа Сергея Крестова на этот раз тоже подготовила много классного видео — и всё это пригодилось. В следующий раз поеду в Грузию отдыхать. А вы не собираетесь?

Комментарии 
Поделиться
Лайкнуть
Отправить

Крупным планом


Комментарии

Загружаем комментарии...