Легковушки С-класса — стали изгоями. Несмотря на успехи Октавии, сегмент усыхает существенно быстрее рынка в целом. Принимаясь за этот тест, спрашиваю себя: не в последний ли раз? Хорошо, что в гольф-классе вообще появляются новинки вроде седана Mazda 3. Хотя по статистике уже понятно, что его сертифицировали ради реализации нескольких сотен машин в год. Помимо абсолютного бестселлера в компанию к «трёшке» нами взята и победительница предыдущего теста седанов Toyota Corolla.
Некогда самая популярная Mazda стала нишевой модельно. То, что представительство её не бросило, вызывает уважение. Отсюда и понимание, почему доступна единственная комплектация с парой пакетов опций, а под капотом ― всего 120 сил, снятых с безальтернативного атмосферника 1.5. Мощность Короллы аналогична, более скоростных вариантов нет, зато есть выбор оснащения.
Популярность Шкоды оправдывает выбор из трёх моторов и коробок передач, почти любую опцию можно заказать отдельно… Лифтбек с более чем 500-литровым багажником по определению практичнее седана. А главное ― во многом благодаря локализованному производству за те же 1,7 млн рублей, что просят за топовые японские трёхобъёмники, легко взять Октавию с тяговитым 150-сильным турбомотором 1.4 TSI. Мы так и сделали.
Самый хищный облик, конечно, у Мазды. Седан, по-моему, выглядит легче и гармоничнее хэтчбека. Портит облик только визуально дешёвая оптика с обычными лампочками ДХО и габаритов. Светодиодные ходовые огни положены лишь топовым хэтчам. На фоне ровных кузовных зазоров выделяется лючок бензобака с «проваленной» относительно крыла поверхностью. Зато качество исполнения салона едва ли не безупречно.
Поверхности вылеплены с душой. В этот интерьер с низкой посадкой хочется возвращаться снова и снова. Mazda одновременно уютна и современна. Изящно интегрирован в панель дисплей медиасистемы. Низкий экранчик не очень удобен при работе с навигационной системой (опция), но остальные функции не страдают. Именно приборы Мазды с отображённым на крупном дисплее спидометром можно назвать эталонными в тесте. Информация выводится ещё и на лобовое стекло.
Короллу не назвать скучной, но витиеватость дизайна менее искренна. Mazda 3 доказывает, что и лаконично отрисованный автомобиль может восприниматься стопроцентно японским. Интерьер Тойоты скомпонован вокруг центрального дисплея, но что-то интересное на нём могут показать только Короллы 2020 года с интерфейсами Android Auto и Apple CarPlay.
Наша ― прошлогодняя: с унылой графикой и скромной функциональностью медиасистемы. Щиток приборов напрасно вымазан синим или красным в зависимости от режима. Зато, в отличие от кроссовера RAV4, в салоне подсвечены все кнопки. Mazda и Skoda тоже не жалеют лампочек, как и стеклоподъёмников с авторежимом для всех дверей.
Это, возможно, последний тест Октавии уходящего поколения, и, конечно, чувствуется её возраст. Особенно если с пристрастием отнестись к виду отделочных панелей в салоне. Но Skoda за такие деньги не так и проста. Бардачки с карманами отделаны мягким материалом, существенно шире список приятных мелочей вроде крючков для одежды и USB-гнёзд. Электронный щиток приборов не идеален, но весьма технологичен.
Если багажник Октавии вне конкуренции, то комфорта на задних местах не сильно больше, чем, скажем, в Королле. Разве что ступням свободнее и потолок дальше от головы. Но запас пространства в коленях идентичен. «Трёшка» сзади откровенно тесна. Оказавшись за высоким водителем, пассажир моего роста (187 см) лишён возможности нормально выпрямить позвоночник и вминает колени в спинку.
Маздовская посадка за рулём низка и спортивна, а тканевое кресло отлично держит в поворотах. Недостаёт только регулировки поясничного подпора — если сзади кто-то коленями не упрётся... Хороши ощущения и за рулём Шкоды, но некоторые жалуются на большой перепад высот между педалью тормоза и акселератором, особенно ощутимым в зимних ботинках на широкой подошве. А ещё в Октавии пожёстче подлокотники.
На мягковатом тойотовском сиденье располагаешься выше, а обзорность в переднем секторе чуть лучше из-за вынесенных вперёд тонких стоек. Но реальным преимуществом это бывает только при чистых окнах. В слякоть сектор очистки кажется узким из-за удалённости лобового стекла. Картину в салонном зеркале портят задние подголовники. В Мазде вид назад страдает из-за низкого стекла, а в Шкоде обзорность как обзорность.
«Трёшка» на ходу проявляет спортивность — пусть только при неспешном перемещении, например, по запруженному городу. «Автомат» настроен по-драйверски, безо всякой «ваты». Кажется, гидротрансформатора нет вообще, а коробка просто переключает фиксированные передачи, порой даже с соответствующими рывочками. Для 120 сил точность управления тягой отменна, и только на скоростных обгонах Mazda скисает. Тормоза короткоходны, при этом приятны и понятны. Радует точность руления при небольших поворотах баранки и адекватная обратная связь.
Но быстрые повороты обнаруживают скучные «кольцевые» настройки с доминированием сноса. Зато крены невелики. Колейное шоссе требует подруливаний, притом что острота реакций умеренна. Если в Шкоде руль делает от упора до упора 2,7 оборота, то в Мазде ― три. Отрадно, что подвеска не чрезмерно жёстка, как в Октавии, а, скажем так, проявляет благородную твёрдость. Шины диаметром 16 дюймов хорошо проглатывают мелочи, а преодоление крупных неровностей больше раздражает громкой озвучкой, чем тряской как таковой. Хотя в небольшой степени она чувствуется даже на руле.
Skoda с её худшей плавностью хода (в салон транслируются все неровности и волны, а те, что покрупнее, давят на уши низкочастотным акустическим резонансом) радует самым лёгким и прозрачным рулём. Однако шасси не отличается огненной управляемостью. В пределе Octavia скучно-недостаточна. Именно в таком порядке. Безусловно лишь её динамическое превосходство: турботяги существенно больше, «робот» расторопен почти как маздовская коробка. Можно и пошустрить в потоке.
У Короллы между мотором и колёсами находится вариатор. При размеренном движении он не пытается выглядеть «автоматом», отчего отклики на газ немного ленивы. Едешь быстрее ― проявляется «ступенчатость». Но непонятно, где здесь заявленные полторы секунды преимущества перед Маздой в разгоне 0–100 км/ч. Субъективно динамика не отличается, а провести замеры не позволяет покрытие. Тормозами пользуешься без ошибок, хотя здесь самый большой ход педали, в том числе при экстренном торможении.
Плавнее проходятся и все типы неровностей. Подвеску Тойоты не назовёшь всепрощающей, однако дискомфорт вызывают лишь крупные ямы. В сравнении с обоими конкурентами Corolla рулится мягко, с микроскопическими задержками, хотя рулевое управление кажется наиболее острым. Самое забавное, что именно спокойная по имиджу Toyota дарит наибольшее удовольствие от быстрых скользких поворотов. Почти сразу после входа машина уверенно опирается на оба наружных колеса, позволяя балансировать между сносом и заносом. Возможно, дело в подруливании задней многорычажки. У двух других машин полузависимые балки.
Но, похоже, влияют и весьма «заносчивые» нешипованные шины Bridgestone VRX. Уж на шумности они точно сказались негативно. Corolla и в летнем тесте не показалась нам тихоней. А сейчас сильный гул от колёс возникает буквально с 10–20 км/ч, становясь едва переносимым в районе 60–80 км/ч. Изоляция от звуков с улицы в Тойоте тоже хромает.
Mazda немного бережнее относится к нашему слуху при почти таком же распределении сигналов между источниками шума. Доминирует заметный гул от дороги, на интенсивных разгонах сглаженно, но явно слышен мотор. На таком фоне Шкоду приходится признать самой тихой: тут меньше равномерно проникающих в салон звуков от ветра, шин и наружных раздражителей. А наддувный двигатель почти не обращает на себя внимания...
Трезвый анализ вкупе с изучением прайс-листов показывает, что за те же деньги Skoda оказывается практичнее соперников, тише и готова предложить оснащение именно по вашему вкусу. Плохонькой плавности хода горожане могут и не заметить. К тому же 17-дюймовые колёса, как на тестовой машине, для Октавии скорее исключение. Ещё один аргумент в пользу старой Шкоды ― Skoda новая, с её сенсорными интерфейсами вместо удобных зимой кнопок. Смена поколений должна произойти к концу года.
Corolla в этой компании выглядит самым спокойным вариантом. Салон на удивление просторен, присутствует плавность хода… А ещё визуально Toyota явно современнее Шкоды. Но с шумом от дороги надо что-то делать! Лично мою страсть в этом трио вызывает только иррациональная Mazda 3. Именно в «трёшке» приятнее всего проводить часы в городской дерготне, где неважна поворачиваемость, зато можно получать кайф от настроек акселератора и тормозов.
Паспортные данные
Mazda 3 | Skoda Octavia 1.4 TSI | Toyota Corolla | |
---|---|---|---|
Кузов | |||
Тип кузова | седан | лифтбек | седан |
Число дверей/мест | 4/5 | 5/5 | 4/5 |
Длина, мм | 4660 | 4670 | 4630 |
Ширина, мм | 1795 | 1814 | 1780 |
Высота, мм | 1440 | 1476 | 1435 |
Колёсная база, мм | 2725 | 2686 | 2700 |
Колея передняя/задняя, мм | 1570/1580 | 1543/1534 | 1530/1545 |
Снаряжённая масса без водителя (DIN), кг | 1364 | 1279 | 1365 |
Полная масса, кг | 1875 | 1859 | 1805 |
Объём багажника, л | 444 | 568–1558 | 470 |
Двигатель | |||
Тип | бензиновый с непосредственным впрыском топлива | бензиновый с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом | бензиновый |
Расположение | спереди, поперечно | спереди, поперечно | спереди, поперечно |
Число и расположение цилиндров | 4, в ряд | 4, в ряд | 4, в ряд |
Число клапанов | 16 | 16 | 16 |
Рабочий объём, см³ | 1496 | 1395 | 1598 |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 120/6000 | 150/5000–6000 | 122/6050 |
Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин | 153/4000 | 250/1500–3500 | 153/5200 |
Трансмиссия | |||
Коробка передач | автоматическая, шестиступенчатая | роботизированная, преселективная, семиступенчатая | бесступенчатый вариатор |
Привод | передний | передний | передний |
Ходовая часть | |||
Передняя подвеска | независимая, пружинная, McPherson | независимая, пружинная, McPherson | независимая, пружинная, McPherson |
Задняя подвеска | полузависимая, пружинная | полузависимая, пружинная | независимая, пружинная, многорычажная |
Передние тормоза | дисковые вентилируемые | дисковые вентилируемые | дисковые вентилируемые |
Задние тормоза | дисковые | дисковые | дисковые |
Рулевое управление | реечное, с электроусилителем на рулевом валу | реечное, с электроусилителем на рулевом механизме | реечное, с электроусилителем на рулевом механизме |
Шины | 205/60 R16 | 225/45 R17 | 225/45 R17 |
Дорожный просвет, мм | 135 | 156 | 150 |
Эксплуатационные характеристики | |||
Максимальная скорость, км/ч | 200 | 220 | 185 |
Время разгона с 0 до 100 км/ч, с | 12,3 | 8,2 | 10,8 |
Расход топлива, л/100 км | |||
— городской цикл | нет данных | 6,9 | нет данных |
— загородный цикл | нет данных | 4,6 | нет данных |
— смешанный цикл | 6,0 | 5,4 | 6,4 |
Экологический класс | пятый | пятый | пятый |
Ёмкость топливного бака, л | 51 | 50 | 50 |
Топливо | АИ-95–98 | АИ-95–98 | АИ-92–98 |
Комплектации
Базовое оборудование | Mazda 3 | Skoda Octavia 1.4 TSI DSG | Toyota Corolla CVT |
---|---|---|---|
Фронтальные подушки безопасности | + | + | + |
Боковые подушки безопасности | + | + | + |
Надувные «занавески» | + | – | – |
Коленная подушка безопасности водителя | + | – | – |
Система динамической стабилизации | + | + | + |
Контроль давления в шинах | + | + | + |
Электромеханический стояночный тормоз | + | – | – |
Датчик света | + | + | + |
Светодиодные фары | + | – | – |
Противотуманные фары | – | + | – |
Фароомыватели | + | – | – |
Датчик дождя | + | + | – |
Обогрев зоны покоя стеклоочистителей | – | – | + |
Бортовой компьютер | + | + | + |
Проекционный дисплей | + | – | – |
Круиз-контроль | + | + | – |
Кондиционер | – | + | + |
Охлаждаемый перчаточный ящик | – | + | – |
Двухзонный климат-контроль | + | – | – |
Центральный замок с дистанционным управлением | + | + | + |
Мультифункциональное рулевое колесо | + | – | + |
Подогрев рулевого колеса | – | – | + |
Рулевая колонка с регулировкой по углу наклона и вылету | + | + | + |
Наружные зеркала заднего вида с подогревом и электроприводом регулировки | – | + | + |
Наружные зеркала заднего вида с подогревом и электроприводами регулировки и складывания | + | – | – |
Электрохромное внутрисалонное зеркало | – | + | – |
Регулировка передних сидений по высоте | – | + | – |
Регулировка сиденья водителя по высоте | + | – | + |
Регулировка поясничного подпора сиденья водителя | – | – | – |
Регулировка поясничного подпора передних сидений | – | + | – |
Подогрев передних сидений | + | + | + |
Bluetooth | + | + | + |
Android Auto, Apple CarPlay | + | – | – |
Зарядные гнёзда для передних пассажиров | 2 USB-A | 1 USB-A | 1 USB-A |
Зарядные гнёзда для задних пассажиров | – | 2 USB-A | – |
Розетка 12V в багажном отделении | – | + | – |
Зонт | – | + | – |
Противоугонная сигнализация | – | – | + |
Легкосплавные колёсные диски | + | – | + |
Полноразмерное запасное колесо | – | – | + |
Запасное колесо временного использования | – | + | – |
Докатка | + | – | – |
Дополнительное оснащение автомобиля Mazda 3 | |||
«Пакет 2» | 66 000 | ||
Обогрев зоны покоя стеклоочистителей | |||
Подогрев рулевого колеса | |||
Обогрев зоны покоя стеклоочистителей | |||
Система доступа в салон без ключа | |||
Электрохромные внутреннее и наружное зеркало со стороны водителя | |||
Датчики парковки передние и задние | |||
Камера заднего вида | |||
Навигационная система | 36 000 | ||
Цвет Soul Red Crystal | 33 000 | ||
Дополнительное оснащение автомобиля Skoda Octavia | |||
Исполнение Style | 124 000 | ||
Надувные «занавески» | |||
Система переключения режимов движения | |||
Поворотный свет | |||
Электронный щиток приборов | |||
Двухзонный климат-контроль | |||
Задний стеклоочиститель | |||
Мультифункциональное рулевое колесо | |||
Подогрев рулевого колеса | |||
Электрохромные наружные зеркала заднего вида с подогревом и электроприводами регулировки и складывания | |||
Ограничитель скорости | |||
Датчики парковки передние и задние | |||
Многоцветная атмосферная подсветка интерьера | |||
Беспроводная зарядка для смартфона | |||
Противоугонная сигнализация | |||
Легкосплавные колёсные диски | |||
Подлокотник заднего сиденья | |||
Android Auto, Apple CarPlay, MirrorLink | |||
Зимний пакет | 27 500 | ||
Обогрев лобового стекла | |||
Подогрев задних сидений | |||
Камера заднего вида с омывателем | |||
Пакет Style I | 54 000 | ||
Светодиодные фары | |||
Фароомыватели | |||
Система мониторинга слепых зон | |||
Электрохромные наружные зеркала заднего вида с подогревом и электроприводами регулировки и складывания | |||
Тонировка стёкол задней полусферы | |||
Подрулевые лепестки | 5 000 | ||
Легкосплавные колёсные диски 17 дюймов | 10 600 | ||
Хромированные молдинги боковых стёкол | 5 800 | ||
Защита поддона картера | 9 100 | ||
Цвет «металлик» | 17 000 | ||
Дополнительное оснащение автомобиля Toyota Corolla | |||
Исполнение Prestige Safety | 382 000 | ||
Надувные «занавески» | |||
Хромированные молдинги боковых стёкол и бамперов | |||
Светодиодные фары | |||
Противотуманные фары | |||
Датчик дождя | |||
Активный круиз-контроль | |||
Двухзонный климат-контроль | |||
Электрохромное внутрисалонное зеркало | |||
Электрохромные наружные зеркала заднего вида с подогревом и электроприводами регулировки и складывания | |||
Электрорегулировка поясничного подпора сиденья водителя | |||
Тонировка стёкол задней полусферы | |||
Атмосферная подсветка интерьера | |||
Отделка передней панели и подлокотников кожей | |||
Беспроводная зарядка для смартфона | |||
Система доступа в салон без ключа | |||
Датчики парковки передние и задние | |||
Камера заднего вида | |||
Проекционный дисплей | |||
Подлокотник заднего сиденья | |||
Подогрев задних сидений | |||
Дефлекторы для задних пассажиров | |||
Медиасистема с сенсорным экраном | |||
Система автоторможения | |||
Система предупреждения о выходе из полосы | |||
Система удержания в полосе | |||
Система автоматического включения дальнего света | |||
Система распознавания дорожных знаков | |||
Цвет «металлик» | 17 000 | ||
Цена базовой комплектации, рубли | 1 570 000 | 1 389 000 | 1 318 000 |
Цена протестированного автомобиля, рубли | 1 705 000 | 1 642 000 | 1 717 000* |
* Цена на автомобили 2020 года выпуска с изменённой комплектацией выше на 36 000 рублей. |