В новом году компания Mercedes-Benz подарит землянам пятое поколение системы полного привода. Чтобы напомнить о предыдущих генерациях и познакомить с новым Фоматиком (или Фирматиком, смотря на какой манер читать четвёрку — немецкий или английский), прессу пригласили в Австрию, где выкатили пять автомобилей с различным исполнением полноприводной трансмиссии. Две модели были интригующе засекречены, украшением программы светился универсал CLS Shooting Brake, а предварять презентацию системы 4Matic штутгартцы доверили внедорожнику Mercedes-Benz GL. И правильно сделали. Вот кто полный! Вот кто постоянный!
Новое поколение системы полного привода 4Matic — совершенно новая разработка на переднеприводной архитектуре с поперечно установленным спереди двигателем. Упрощённо говоря, если раньше передняя ось отбирала мощность у задней, то теперь всё наоборот, и Фоматик не постоянный, а подключаемый. Таковы требования новых моделей Мерседеса с передним приводом, и немецкие инженеры признаются, что отважились ступить на неизведанную территорию.
Основной принцип, по которому активируется 4Matic, сформулирован просто: система должна включаться так часто, как это необходимо, и при этом как можно реже. Если условия позволяют автомобилю двигаться исключительно на переднем приводе — пусть так экономично и едет. Но случись что — крутящий момент мгновенно перебросится на заднюю ось. Когда момент сзади перестаёт быть нужным, например в случае резкого торможения с вмешательством АБС, переброс мощности в обратном направлении происходит так же быстро, за миллисекунды.
Фоматик приходит на помощь в случае недостаточной или избыточной поворачиваемости и использует распределение крутящего момента для стабилизации автомобиля — до того как вмешаются ESP с её системой управления тягой 4ETS. В нормальных условиях крутящий момент распределяется между передней и задней осями в пропорциях от 100:0 до 50:50. Так, при ускорении автомобиля с полной нагрузкой на скорости 50 км/ч соотношение меняется на 60:40, при быстрых прохождениях поворотов станет 50:50, при потере сцепления с дорогой передних колёс — 10:90, в случае резкого торможения с АБС — 100:0.
Водитель тоже может влиять на распределение момента. Выбор в пользу режима Eco — это экономичный стиль вождения на невысоких оборотах. Соответственно, в режиме Sport задней оси уже кое-что перепадёт, а уж если это автомобиль версии AMG, то... сами понимаете.
Разработчики гордятся тем, что выполнили два ключевых требования — добились оптимальной эффективности использования энергии в сочетании с максимальной динамикой и безопасностью вождения. «Пятая» система 4Matic будет не заменять, а дополнять предыдущие версии, которые работают на 51 модели Мерседеса. В 2013-м охваченных Фирматиком автомобилей будет уже 60, и среди них…
«Дамы и господа, просим вас пройти на террасу. Сейчас вы увидите наши новейшие CLA и CLA 45 AMG. В очередной раз напоминаем, что фото- и видеосъёмка запрещены!» С террасы автомотоклуба ÖAMTC открылся вид на очень компактный трек, и на него с налёта с поворота вылетели, как показалось, три дикие зебры!
Модель CLA 45 AMG создатели представляют как самый динамичный способ испытать новый 4Matic. На AMG-версии адаптация системы полного привода под манеру вождения происходит не за счёт смены режимов, а благодаря трёхступенчатой ESP — её можно не только включить или выключить, но и сделать спортивной. В целом же на AMG Фирматик отдаёт задней оси больше момента и делает это чаще.
Вдоволь накружившись, пёстрые «си-эл-эи» скрылись из глаз, но презентация с этого момента только началась. Автомобили обошли публику с тыла и, благоухая разгорячёнными колодками и резиной, остановились у подъезда, чтобы взять в заложники пассажиров. Моим такси сперва стал CLA 45 AMG. Внутри он оказался закамуфлирован тотально — чёрным было занавешено и залеплено всё, причём настолько, что невозможно было заглянуть водителю в приборы. Едва мы выкатились на мини-трек, как приветливый немец вдавил газ в пол, и мой расслабившийся пассажирский разум вывалился сквозь стекло на асфальт прямо под колёса.
Прямики на треке были короткие, и CLA 45 AMG едва успевал добраться до четвёртой передачи и 100 км/ч. Задача шокировать своим мастерством перед водителем явно не стояла: он старательно оттормаживался перед поворотами и избегал скольжений. Недавно разработанной спецами AMG бензиновой «четвёрке» 2.0 с турбонаддувом и крутящим моментом более 400 Н•м раскрыться было негде — чувствовался лишь внушительный запас тяги. «Робот» AMG Speedshift DCT показался образцовым, а подвеска — вполне спортивной, но при этом по-мерседесовски комфортной. В целом седан CLA 45 AMG оставил после себя очень безопасное впечатление, в чём, собственно говоря, велика заслуга нового Фоматика.
Такси-драйв продолжился на седане CLA-Class. И если езда пассажиром на AMG-версии «си-эл-эя» — это приключение на попутке, которой оказался невесть зачем остановившийся спорткар со сорвиголовой за рулём, то обычный CLA — люксовое такси «Командир», чей автопарк как раз состоит из Мерседесов. В динамике, которую обеспечивает турбомотор 2.0 мощностью 211 л.с., нет и намёка на ярость, да и звука двигателя почти не слышно. Тихо, комфортно, безопасно… Тебя не так сильно вжимает в дверь на поворотах. Ты начинаешь озираться по сторонам, пытаясь угадать интерьерные изыски под чёрным занавесом, ёрзать в кресле, оценивая его удобство довольно высоко. Несомненно, интересная будет модно-молодёжная машинка!
Распалённые «си-эл-эи» отправились в гараж остывать, а мы погрузились в GL 500 и поехали за 100 км — в Хохгургль. Немецкий глагол gurgeln означает «полоскать горло». Слово hoch нам известно по хенде хоху. Сложив hoch с гургельном, мы получаем Hochgurgl — горнолыжный курорт в Австрийских Альпах, 2150 метров над уровнем моря.
В Хохгургле горло, правда, мало кто полощет, зато многие не прочь его тут промочить, укатавшись на лыжах, а затем применить для пения тирольского йодля. Ну а компания Mercedes-Benz из года в год эксплуатирует «высокогорлое» местечко для демонстрации чудес своей техники, например тут представляли кроссовер GLK в 2008 году. Он ждал нас тут, в снегу, и на этот раз.
При некорректном сравнении старина GLK показался топорным, чопорным. Его дверьми непочтительно хлопали и без оглядки убегали сражаться за места в распрекрасном шутинг-брейке. Но шутка была в том, что невезучим в Хохгургле-2012 оказался не только GLK. Не повезло всем нам — с погодой.
От тест-драйва Фирматика по первоначальному маршруту пришлось отказаться. В таких слепых условиях при наличии безотбойных поворотов над обрывами никакой 4Matic людей и автомобили не обезопасит. Поэтому все наши испытания систем полного привода предыдущих поколений ограничились осторожными одиночными поездками по полукилометровому расчищенному отрезку и черепашьей ездой гуськом в коридорах сугробов. Было от чего упасть духом, да положение спасал великолепный (без устали перебираются восторженные эпитеты) CLS 500, обитателям которого всё нипочём.
Говорят, в России популярности системы 4Matic главным образом мешает её цена. На сколько полноприводный CLS 500 дороже заднеприводного в рублях, пока ясности нет: цены и комплектации шутинг-брейка для нашей страны ещё не известны. Двое других героев этой истории, кроссоверы GL и GLK, у нас предлагаются только с Фирматиком.
Вообще же у мерседесовцев, как они говорят, нет понятия «стоимость полного привода». Если попробовать её вычислить по прайс-листу и взять, к примеру, E 300, то получится, что машина, имеющая 4Matic, дороже на 220 000 рублей. В случае с S 500 — разница 200 тысяч. При этом в статистике продаж нынешнего года доля полноприводных «ешек» — 16%, а у S-класса — все 90%. Что ж, у стремящегося выглядеть доступным седана CLA, наделённого «пятым» Фоматиком, в новом году назначена встреча с аксиомой «чем роскошнее Mercedes, тем полнее его привод». Мировая премьера «си-эл-эя» — Североамериканское автошоу в Детройте, открывающееся 14 января.