О Мерседесе X-класса мы знаем достаточно. Построен на основе японского пикапа Nissan Navara с подключаемым приводом на передние колёса. Под капотом у предназначенных для России машин — французские дизельные «четвёрки». До последнего времени тёмной лошадкой оставалась версия Х 350 d с трёхлитровым мерседесовским турбодизелем V6, семиступенчатым «автоматом» и постоянным полным приводом. Она пошла в серию после того, как прошли первые тест-драйвы. Теперь я раскрываю недостающие Х-файлы на дорогах Владимирской области. Это уже совсем другой X-класс, но, как поёт Сергей Шнуров, есть один момент...
Мне никак не удаётся нарисовать портрет покупателя X-класса. В заграничных роликах это или винодел, или сыровар, на крайний случай архитектор, разъезжающий по стройплощадкам. А у нас? Опираясь на опросы клиентов, мерседесовцы делят их на три группы. В первой — богатые и активные, владельцы снегоходов, квадроциклов или кроссовых байков. Во второй — работяги: например, специалист или бригадир крупной компании, которому положен более статусный пикап, нежели Mitsubishi L200 его подопечных. И наконец — трендсеттеры: креативная интеллигенция, разрушающая привычные шаблоны.
Именно для последних шестицилиндровый пикап обрастает 19-дюймовыми колёсами, порожками, хромированными дугами и прочим навесным оборудованием. Одних только крышек для кузова — полный ассортимент: сдвижная, подъёмная, кунг… Увешанный цацками X 350 d больше похож на обеспеченного бездельника, чем на пикап-трудягу. И отчасти на своих будущих владельцев.
Трендсеттеры отродясь не возили ничего тяжелее параплана. Для них пикап — это в первую очередь способ выделиться. Не потому ли Daimler не акцентирует внимание на грузоподъёмности флагманского пикапа? Согласно пресс-релизу она составляет менее тонны. То есть X-класс допущен в пределы московского третьего кольца. Правда при этом в ряде столичных районов пикап всё равно скован так называемым грузовым каркасом, ограничивающим перемещение грузовиков массой свыше 2,5 т. Да-да, X-класс относится к грузовой категории N1.
Но я не трендсеттер. Я не просто по старинке определяю грузоподъёмность, вычитая из полной массы снаряжённую (900 кг). Могу заглянуть в одобрение типа ТС, где для X 350 d помимо «легальной» версии указаны ещё две: грузоподъёмностью 1001 кг и 1051 при полной массе 3250 кг и 3300 соответственно — таким путь внутрь ТТК заказан. Спрашиваю представительство Мерседеса, как быть с этими. Уверяют, «тяжеловозы» у нас продаваться не будут.
Лезу под днище с рулеткой, чтобы намерять те же 210 мм клиренса, что и Никита Гудков, вместо заявленных 222 мм. Не могу не отметить хромированную дверную ручку от Ниссана, его же клавиши стеклоподъёмников, обогрева и регулировки кресел. Мне кажется нелепым расположение кнопки стартера точно под правым коленом. А сложнее всего приспособиться к нерегулируемой по вылету рулевой колонке и кургузым креслам.
Доработать донорскую рулевую колонку — дорогое удовольствие, сетуют мерседесовцы. Ну так и ценник у X 350 d немалый — от 3,9 млн рублей. Дороговизну отчасти оправдывает щедрое оснащение: семь подушек безопасности, двухзонный климат-контроль, кожаная отделка, сервоприводы, камеры кругового обзора и парковочные датчики — всё это включено в базовую комплектацию. Но за такие деньги хочется видеть больше фундаментальных отличий от Навары.
За доплату доступны и навигационная система, и ассистент удержания в полосе, и системы распознавания дорожных знаков, а также экстренного торможения перед препятствием. То, к чему привыкли покупатели Мерседесов. Но конечно же главная приманка для них — 258-сильная «шестёрка» серии ОМ642. Сказка, а не мотор!
Не тарахтит, не вибрирует на холостых оборотах. Легонько прожимаешь акселератор и тут же получаешь львиную долю от доступных 550 Н•м. О максимально эффективном использовании узкого рабочего диапазона турбодизеля незаметно заботится «автомат» 7G-tronic Plus. Разве что первичная команда на подачу топлива после длительного томления за фурой-тихоходом получается какой-то резиновой. Силовому агрегату нужна секунда-другая, чтобы проснуться. Затем коробка скидывает две-три ступени, и пикап выстреливает вперёд.
Вправить «автомату» его чересчур адаптивные мозги можно и принудительно — активацией спорт-режима. Тогда реакции на подачу топлива всегда будут одинаково острыми и предсказуемыми. Жаль, руль неинформативен, как у старых Мерседесов из 80-х. Контролировать тяжёлый пикап пустой баранкой на скользкой дороге сложновато как на прямой, так и в поворотах. А отлавливать им поскользнувшуюся заднюю ось и вовсе приходится на глазок. Система стабилизации как будто проверяет тебя на вшивость, не торопится вмешиваться, разрешая немного поскользить.
Подвеска хоть и пружинная, но жёсткая, если не сказать дубовая. Трясёт без стеснения даже на относительно ровной дороге. Зато, как бы извиняясь за не слишком галантное поведение, держит удар от любой неровности без намёка на пробой и не докучает козлением задней оси. При этом крены в поворотах минимальны. На присыпанном снежком асфальте пикап раньше уходит в скольжение всеми четырьмя колёсами, чем накренится на бок. Закинуть бы в кузов килограммов 400 да посмотреть, как ведёт себя Mercedes с частичной загрузкой. Но, как и по ходу чилийского теста годичной давности, журналисты возят в кузовах воздух. Может, мы все же из этих, из трендсеттеров?
Вместо овощебазы организаторы завезли колонну пикапов в дремучий лес. Не для разборок, как можно было подумать, а для проверки проходимости автомобилей. Да вот незадача, внедорожная трасса промёрзла, превратившись в кроссовую. Что ж, так даже интересней. Отключаю систему стабилизации, принудительно блокирую центральный дифференциал, чтобы зафиксировать подводимый к осям момент в исходных пропорциях 40:60, — вперёд!
Инструктор на квадроцикле попался толковый. Вскинутая левая рука значит «тормози — впереди опасный участок». Но там, где узкая лесная дорожка разглаживается, ведущий едет полным газом. «Квадрик» бешено скачет, то подпрыгивая на неровностях, то выставляясь боком поперёк дороги. Однако в кабине пикапа экшн не чувствуется, даже когда очередной бугорок превращается в полку трамплина.
Отрыв, полёт с дифферентом на нос — и вполне комфортное приземление, с полностью выбранным ходом подвески на сжатие. И снова обходится без жёсткого удара. Не нужны особые усилия, чтобы не отставать от инструктора. Даже помощь спорт-режима не требуется. То-то мужичок удивляется, когда после прохвата по лесу вновь видит за спиной нацеленную на него мерседесовскую эмблему. Сюрприз!
После такого я не прочь побыть бригадиром или на крайняк трендсеттером, чтобы погонять на мощном пикапе. Несмотря на эргономические недостатки, этот полукровка с шестицилиндровым двигателем мне нравится. Грубый, как едва отёсанное бревно, натуральный, как свежевыгнанный первач. Одним словом — мужской. И хотя описанный мерседесовцами покупатель для меня всё ещё размыт, не в фокусе, но он есть. Ведь первая партия дорогущих грузовичков почти распродана.
Паспортные данные
Mercedes-Benz | X 350 d |
---|---|
Кузов | |
Тип кузова | пикап |
Число дверей/мест | 4/5 |
Длина, мм | 5340 |
Ширина, мм | 1920 |
Высота, мм | 1819 |
Колёсная база, мм | 3150 |
Колея передняя/задняя, мм | 1632/1625 |
Снаряжённая масса, кг | 2249 |
Грузоподъёмность, кг | 901 |
Полная масса, кг | 3150 |
Размеры грузовой платформы, мм | 1587×1560×431 |
Двигатель | |
Тип | турбодизель |
Расположение | спереди, продольно |
Число и расположение цилиндров | 6, V-образно |
Число клапанов | 24 |
Рабочий объём, см³ | 2987 |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 258/3400 |
Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин | 550/3200 |
Трансмиссия | |
Коробка передач | автоматическая, семиступенчатая |
Привод | постоянный полный |
Ходовая часть | |
Передняя подвеска | независимая, пружинная, двухрычажная |
Задняя подвеска | зависимая, пружинная |
Передние тормоза | дисковые вентилируемые |
Задние тормоза | дисковые вентилируемые |
Шины | 255/65 R18–255/55 R19 |
Дорожный просвет, мм | 222 |
Эксплуатационные характеристики | |
Максимальная скорость, км/ч | 205 |
Время разгона с 0 до 100 км/ч, с | 7,9 |
Расход топлива, л/100 км | |
— городской цикл | 10,3 |
— загородный цикл | 8,3 |
— смешанный цикл | 9,0 |
Норма токсичности | Евро-6 |
Ёмкость топливного бака, л | 73 |
Топливо | дизтопливо |