К трёхобъёмному CLA мы привыкли. Без него линейка молодёжных переднеприводных Бенцов кажется неполной, даже несмотря на появление седана A-класса. Ему, кстати, CLA обязан новым более престижным позиционированием и подросшей ценой. А чтобы уменьшить путаницу, к названию добавлено слово Coupe. Заводской индекс-то всё равно купейный, C118. Тем более что есть ещё универсал CLA. Пусть Coupe никакое не купе, как и Shooting Brake, кстати, — Mercedes глумится над терминологией с 2003 года, можно уже абстрагироваться.
Несмотря на то что цены на седан A-класса опубликованы давно, у нас на тесте его ещё не было. По фотографиям я не могу решить, есть ли в нём смысл. Базовая комплектация CLA хорошо оснащена, и сравнимый 150-сильный A 200 Sport с многорычажкой и тем же набором оборудования оказывается немного дороже. Не потому ли, что A-седан везут из Мексики, а CLA — из Венгрии? Вдобавок багажник у Coupe на 40 литров больше.
Другое дело, что если CLA дешевле двух с половиной миллионов не бывает, то A-седан можно купить хоть за 1 850 000 по прайсу, если отказаться от 18-дюймовых колёс, а с ними — и от многорычажной подвески. Так ли она нужна? Напомню, наш тест-редактор Никита Гудков в ходе теста хэтчбека A-класса не заметил большой разницы между двумя вариантами шасси. Впрочем, для CLA балка не предлагается в принципе.
Все тестовые Мерседесы — в базовом для России исполнении AMG Line с уменьшенным на 15 мм клиренсом, но оснащены адаптивными амортизаторами (84 тысячи рублей) и 19-дюймовыми колёсами (144 тысячи). Плавность хода на баварских дорогах приемлема, но Mercedes всё же излишне подробен. Докладывает о мелких и крупных неровностях, а особенно возмущается поперечными стыками и ямками с острыми краями. На коротких волнах слегка подпрыгивает, зато неплохо справляется с длинными и средними. Спортрежим делает шасси чуть более собранным, увы, усугубляя чувствительность к дефектам покрытия.
На хорошем асфальте Mercedes интересен. Чётко держит прямую, на отклонения баранки реагирует без задержек. Легко, не сопротивляясь встаёт на дугу, сам не требует коррекции в повороте, но сохраняет отзывчивость к пожеланиям водителя. Руль свободен от вибраций и неизменно лёгок. Слегка ватен в околонулевой зоне. Стабилизирующее усилие нарастает понятно, но баранка не тяжела даже при значительных углах поворота. Предел сцепных свойств шин седан обозначает смещением наружу всеми четырьмя колёсами. Однако если в вираже попадаются незначительные неровности, CLA пытается спрыгнуть с траектории.
Трудно сказать, будет ли CLA всеяднее с пассивными стойками и стандартными колёсами диаметром 18 дюймов. По умолчанию Мерседесу положены шины Run Flat с жёсткой боковиной. По идее, от них можно отказаться без доплаты в обмен на ремкомплект, но такой мягкой опцией покупатели пользуются редко, предпочитая запас аварийного хода на случай прокола. А без занижения и AMG-обвеса в Россию будут поставляться только машины для флит-сделок — читай, для каршеринга. Это львиная доля: по нашей информации один из операторов купил в 2018-м 400 седанов CLA из 673 проданных.
Обзорность CLA точно не изменится в зависимости от спецификации. Площадь остекления по-прежнему невелика, мелковаты наружные зеркала. К тому же их сферические зоны по краям скорее портят картинку, нежели расширяют кругозор. Лично меня всё более-менее устраивает, а тестовые автомобили отчасти компенсируют недостаток видимости за счёт камер кругового обзора (160 тысяч рублей), формирующих чёткое изображение. Задняя всегда остаётся чистой, прячась под эмблемой на крышке багажника.
Эффективные тормоза с предельно прозрачным приводом вопросов не вызывают. Но смущает то, как ими пользуется опциональная система Active Lane Keeping Assist. Mercedes может вдруг резко скорректироваться, выборочно прикусывая колёса, даже при вполне безобидном перестроении. С включённым поворотником и в отсутствие угрозы от других участников движения. При этом Йохан Эк, старший менеджер по тестированию компактных автомобилей, уверяет, что CLA так дрессирует водителя.
Справедливости ради надо сказать, что Мерседес не сразу бьёт по тормозам, если ему не нравится, как вы перестраиваетесь. Перед этим он пару раз подаёт предупредительный сигнал при помощи вибрации на руле. Видимо, я отнёсся к ней недостаточно внимательно, потому что дисциплинарное вмешательство системы стабилизации застало меня врасплох. Наверняка немцы руководствуются благими намерениями, но свой CLA я б не стал оснащать столь рьяным помощником.
Звукоизоляция проработана на славу, хотя шины Pirelli P Zero всё же шумноваты. Голосит под полным газом и базовый турбомоторчик 1.33 (тот самый, что анонсирован для реношной Арканы), но с работой справляется отлично. Cемиступенчатый «робот» Getrag с двумя сцеплениями — тоже молодцом, расторопнее прежней коробки. Запаса тяги и быстродействия трансмиссии хватает что для городской езды, что для загородной: на обгоны CLA 200 выходит бесстрашно и совершает их без проволочек.
Если вам не нужен полный привод, не вижу резона переплачивать 400 тысяч за двухлитровый CLA 250 4Matic. Да, по паспорту такой Mercedes достигает сотни на пару секунд быстрее, но не вызывает ощущения принципиального превосходства над «двухсотым». Собственно, девять из десяти проданных в России седанов CLA предыдущего поколения — переднеприводные модификации с мотором попроще. Вероятно, так будет и впредь.
Что касается взаимодействия с А-седаном, то он безусловно усложнит жизнь CLA. Однако совместными усилиями у них больше шансов подвинуть Audi А3 (965 проданных седанов в 2018 году) с лидирующей позиции в сегменте компактных премиум-седанов. Других игроков на поле, облюбованном каршерингом, нет. Трёхобъёмник первой серии BMW реализуется только в Китае и Мексике. Да и вообще, в премиуме у нас востребованы более крупные размеры. У того же Мерседеса седаны С-класса продаются в четыре раза лучше, чем CLA, а Е-класса — почти в девять.
Паспортные данные*
Модель | CLA 200 | CLA 250 |
---|---|---|
Кузов | ||
Тип кузова | седан | седан |
Число дверей/мест | 4/5 | 4/5 |
Длина, мм | 4688 | 4688 |
Ширина, мм | 1830 | 1830 |
Высота, мм | 1439 | 1444 |
Колёсная база, мм | 2729 | 2729 |
Колея передняя/задняя, мм | 1612/1602 | 1612/1602 |
Снаряжённая масса, кг (DIN) | 1345 | 1475 |
Полная масса, кг | 1950 | 2085 |
Объём багажника, л | 460 | 460 |
Двигатель | ||
Тип | бензиновый с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом | бензиновый с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом |
Расположение | спереди, поперечно | спереди, поперечно |
Число и расположение цилиндров | 4, в ряд | 4, в ряд |
Число клапанов | 16 | 16 |
Рабочий объём, см³ | 1332 | 1991 |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 163/5500 | 224/5500 |
Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин | 250/1620 | 350/1800 |
Трансмиссия | ||
Коробка передач | роботизированная, семиступенчатая | роботизированная, семиступенчатая |
Привод | передний | подключаемый полный |
Ходовая часть | ||
Передняя подвеска | независимая, пружинная, McPherson | независимая, пружинная, McPherson |
Задняя подвеска | независимая, пружинная, многорычажная | независимая, пружинная, многорычажная |
Передние тормоза | дисковые вентилируемые | дисковые вентилируемые |
Задние тормоза | дисковые | дисковые |
Шины | 225/40 R19 | 225/40 R19 |
Эксплуатационные характеристики | ||
Максимальная скорость, км/ч | 229 | 250 |
Время разгона с 0 до 100 км/ч, с | 8,2 | 6,3 |
Расход топлива, л/100 км | ||
— городской цикл | 8,5 | 9,1 |
— загородный цикл | 4,8 | 5,3 |
— смешанный цикл | 6,2 | 6,7 |
Норма токсичности | Евро-6 | Евро-6 |
Ёмкость топливного бака, л | 43 | 51 |
Топливо | АИ-95 | АИ-95 |
*Для европейских версий. |
Техника Никита Гудков, Александр Тычинин, Кирилл Бревдо
История
Оригинальный Mercedes-Benz CLA, дебютировавший в январе 2013 года на Детройтском автосалоне, делил платформу MFA с А-классом третьего поколения (W176). Главной фишкой машины стали двери без рамок, которые в сочетании с заниженной линией крыши дали немцам повод присвоить седану типично купейный по мерседесовским меркам индекс С117.
Седан получил аналогичную А-классу начинку: четырёхцилиндровые бензиновые турбомоторы семейства M270 1.6 (122 и 156 л.с.) и 2.0 (211 л.с.), а также дизели OM607 (1.5, 109 сил) и OM651. Последний предлагался в двух объёмах: 1,8 л (136 сил) и 2,1 л (136 либо 177 л.с.). Всего было продано 750 тысяч автомобилей семейства CLA, которое сформировалось осенью 2014 года с появлением универсала Shooting Brake.
Элегантная пятидверка с начинкой от седана была унифицирована с ним до центральной стойки. Объём грузового отделения «под шторку» вырос на 25 л до 495 л. Зато при сложенном заднем сиденье вместимость универсала увеличивалась до 1354 л. Чуть раньше в 2013-м седан получил заряженную версию CLA 45 AMG с двухлитровым турбомотором M113 мощностью 360 сил, модифицированным «роботом» и полным приводом.
Шасси подвергли апгрейду: был усилен передний подрамник и балка задней многорычажки, появились более жёсткие кулаки спереди и оригинальные ступицы сзади, пересмотрены характеристики пружин и амортизаторов, перекалиброван электроусилитель рулевого управления, установлены мощные тормоза. Своя AMG-версия была и у «сарая» Shooting Brake, которая вышла почти одновременно с основной моделью.
В 2016 году всё переднеприводное семейство Мерседесов обновилось. Появилась базовая версия CLA 180 d BlueEfficiency c полуторалитровым дизелем мощностью 109 л.с. Незадолго до этого «заряженная» модификация Mercedes-AMG CLA 45 получила форсированный до 381 л.с. мотор. В свою очередь, отдача двигателя у версии CLA 200 для России была уменьшена со 156 сил до 150 ради налоговой выгоды.