В период своего расцвета компактвэны напоминали картинки из книг автомобильного дизайнера и историка Юрия Долматовского, на которых я рос. Тенденция к однообъёмным кузовам в 60-80-х годах была так сильна, что обозреватели видели автомобиль будущего примерно таким: с высоким и подчёркнуто просторным салоном. Однако мейнстримом стали кроссоверы (появление такого жанра Долматовский тоже предсказывал). Поэтому Mercedes-Benz B-класса на фоне сегодняшних бестселлеров смотрится гостем из прошлого, пусть и приятного.
В новом поколении B-класс стал менее однообъёмным. Моторный отсек визуально отделён от салона. Машина стала больше напоминать отъевшийся универсал. Я не назову силуэт гармоничным. Разве что таким образом создатели хотели подчеркнуть, что B-class позаимствовал передний «модуль» у хэтчбека A-класса. Что ж, это им удалось. Российская гамма пока неширока ― B 180 и B 200 с двумя вариантами форсировки турбонаддувного мотора 1.3. С дизельными и полноприводными B-классами можем познакомиться только в зарубежных каталогах, хотя 4MATIC для А-класса в продаже есть.
Получаю тестовый B 200 ― и не верю своим глазам! Пухлые, но всё равно симпатичные 17-дюймовые колёса означают, что это одна из базовых комплектаций с полузависимой балкой сзади, а не многорычажкой. Бесключевого доступа нет, а нажатие кнопки брелка не раскладывает зеркала, лишённые электропривода. На самом деле это повод для радости: в кои-то веки в пресс-парк попала актуальная машина без мишуры спортпакетов. На воспринимаемом качестве это почти не сказывается. Единственная претензия к качеству сборки адресована неаккуратной стыковке капота и переднего бампера с трёх-четырёхмиллиметровой ступенькой по высоте.
Доступ в салон удобен: дверные проёмы высоки, сиденья приподняты на 90 мм относительно А-класса. Архитектуру интерьера определяет высоко посаженное лобовое стекло, за краем которого, вопреки нынешней моде, виден водительский дворник. И пусть торчит: из такого положения щётки легко поднять над стеклом, чтобы вычистить снег.
Жестковатое сиденье с хорошим продольным профилем можно поднять повыше ― для пущей обзорности и вообще в соответствии с духом модели. Диапазонов всяческих регулировок хватит за глаза, разве что расположение верхней точки ремней безопасности выбрано производителем раз и навсегда.
Мягкие панели и кожа, работа кнопок и клавиш очень хороши. Жёсткая пластмасса по низу передней панели аккуратно текстурирована и не бросается в глаза. Выискивая с пристрастием следы экономии, подмечаю разве что простенький пластик на средних стойках. Основное настроение формирует электронная «доска» через полсалона. Приборный сектор невелик: сюда умещается только одна рисованная шкала. Но графика и разрешение современны, и большего не хочется. Значительную часть основного десятидюймового экрана перекрывает правая рука на руле.
По-настоящему оценить B-класс можно, только открыв задние двери и подняв электрифицированную крышку багажника. Второй ряд дарит выдающийся простор в области ступней и головы, хотя и только для двоих. С моим ростом 187 см до спинки переднего сиденья остаётся ещё сантиметров пять. Лишь голеням неприятно контактировать с нижним ребром жёсткого задника спинки, но дети в креслах этого не заметят. Грузовой отсек прекрасен во всём: велик, удобно трансформируется, в том числе при помощи двухуровневого пола. Погрузочная высота ― всего 63 см, на дециметр меньше средней для кроссоверов величины.
Женским автомобилем B-class кажется лишь до тех пор, пока на нём не прокатишься. Акселератор и семиступенчатый «робот» с двумя сцеплениями настроены в бодром духе. Чуть переберёшь с газом при трогании, Benz рванёт вперёд сильнее ожидаемого. В городской сутолоке чувствуются все смены передач, и с ростом скорости переключения не особо сглаживаются. «Автомат» здесь был бы явно комфортнее. За что терпеть такую спортивность? За отличную для 150 л.с. динамику: и в заявленные 8,2 с до сотни веришь, и на двухполосных шоссе обгоняешь без боязни.
Шасси тоже ни разу не «овощное». У этой машины ― обычная подвеска и всего лишь 14 сантиметров от земли до пластикового пыльника снизу (за 12 тысяч рублей предлагается вариант с увеличенным на 15 мм клиренсом). На летнем асфальте в масть именно европейские настройки, без нашего пакета для плохих дорог. Благородная, премиальная упругость сочетается с отсутствием лишней раскачки и точным рулевым управлением, несмотря на внушительные 3,3 оборота баранки от упора до упора. Им, впрочем, есть объяснение ― большой угол поворота колёс и оттого компактный радиус разворота.
Ценители могут попенять разве что на нюансы настройки обратной связи по рулю: на высоких скоростях он центрируется недостаточно смело, хотя слишком загружается в крутых виражах. На общем восприятии это не сказывается: баланс между ездовым комфортом и управляемостью у Мерседеса великолепен. Даже несмотря на ординарные, довольно скользкие шины Pirelli Cinturato P7.
Небольшой ложкой дёгтя всё же можно признать работу задней балки. На резиновых «лежачих полицейских» она порой брыкается, что особенно заметно на контрасте с прекрасной энергоёмкостью передних стоек. Задняя подвеска трясёт на крупных колдобинах при небольшой скорости, и доминирование в салоне шума от дороги тоже может оказаться на совести балки. В то же время изоляция от звуков с улицы и аэрошумов хороша, а сухой жестковатый голос мотора прослушивается лишь на разгонах «в пол». В целом в городе B 200 тих, а на шоссе заслуживает четвёрки с минусом.
Мне понравилась эта правильная, современная европейская машина, выверенная даже в мелочах. Например, ограничитель скорости и круиз-контроль под горку «подрабатывают» тормозами, минимизируя риск «налететь» на камеру. Минусы ― например, недостаточность адаптации под Россию: нет обогрева лобового стекла, маленький топливный бак, клиренс... Но этот семейный автомобиль дарит редкую радость от езды, и по характеру он больше папин, чем мамин. Цена, на радость папам, тоже не выглядит избыточной.
Паспортные данные
Mercedes-Benz B 200 | |
---|---|
Кузов | |
Тип кузова | универсал |
Число дверей/мест | 5/5 |
Длина, мм | 4422 |
Ширина, мм | 1796 |
Высота, мм | 1562 |
Колёсная база, мм | 2729 |
Колея передняя/задняя, мм | 1567/1533 |
Снаряжённая масса, кг | 1410 |
Полная масса, кг | 1960 |
Объём багажника, л | 455–1540 |
Двигатель | |
Тип | бензиновый с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом |
Расположение | спереди, поперечно |
Число и расположение цилиндров | 4, в ряд |
Число клапанов | 16 |
Рабочий объём, см³ | 1332 |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 150/5500 |
Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин | 230/1570–4000 |
Трансмиссия | |
Коробка передач | роботизированная, семиступенчатая |
Привод | передний |
Ходовая часть | |
Передняя подвеска | независимая, пружинная, многорычажная |
Задняя подвеска | полузависимая, пружинная |
Передние тормоза | дисковые вентилируемые |
Задние тормоза | дисковые |
Шины | 205/55 R17 |
Эксплуатационные характеристики | |
Максимальная скорость, км/ч | 223 |
Время разгона с 0 до 100 км/ч, с | 8,2 |
Расход топлива, л/100 км | |
— городской цикл | 6,7 |
— загородный цикл | 5,2 |
— смешанный цикл | 5,7 |
Норма токсичности | Евро-6 |
Ёмкость топливного бака, л | 43 |
Топливо | АИ-92–98 |
Комплектация
Базовое оборудование | Mercedes-Benz B 200 Progressive |
---|---|
Фронтальные подушки безопасности | |
Боковые подушки безопасности | |
Надувные «занавески» | |
Система динамической стабилизации | |
Система автоторможения | |
Автоматическая коробка передач | |
Система start/stop | |
Система изменения ездовых настроек | |
Рулевой механизм с усилителем | |
Светодиодные фары | |
Контроль давления в шинах | |
Датчик дождя | |
Стеклоочиститель пятой двери | |
Датчик света | |
Датчики парковки передние и задние | |
Автопарковщик | |
Бортовой компьютер | |
Круиз-контроль | |
Климат-контроль | |
Мультифункциональное рулевое колесо | |
Подрулевые лепестки | |
Подогрев рулевого колеса | |
Рулевая колонка с регулировкой по углу наклона и вылету | |
Наружные зеркала заднего вида с подогревом и электроприводом | |
Регулировка передних сидений по высоте, углу наклона и длине подушки | |
Подогрев передних сидений | |
Мультимедийная система с 10-дюймовым экраном | |
Интегрированная Bluetooth-система hands free | |
Голосовое управление | |
Электропривод крышки багажника | |
Иммобилайзер | |
Очечник | |
Велюровые коврики | |
Легкосплавные колёсные диски | |
Цвет «металлик» | |
Дополнительное оснащение тестового автомобиля | |
Отделка салона деревом | 31 200 |
Отделка салона искусственной кожей | 17 400 |
Многоцветная подсветка салона | 31 800 |
Электрорегулировка поясничного подпора передних сидений | 18 600 |
Цена базовой комплектации, рубли | 2 280 000 |
Цена протестированного автомобиля, рубли | 2 379 000 |
Техника
История Роберт Есенов, Сергей Удачин, Леонид Попов
Первое поколение компактвэна Mercedes-Benz B-класса (W245) дебютировало в марте 2005 года в Женеве, через год после предшествовавшего ему концепта Vision B. Серийная переднеприводная машина была, по сути дела, увеличенным в размерах вариантом хэтчбека A-класса. B-класс, который выпускался только с пятидверным кузовом, имел такой же сэндвич-пол, двигатели и заднюю зависимую подвеску с механизмом Уатта (спереди — стойки McPherson).
Моторов было пять. Среди них бензиновые атмосферные 1.5 (95 л.с., 140 Н•м), 1.7 (116 л.с., 155 Н•м), 2.0 (136 л.с., 185 Н•м) и турбомотор 2.0 (193 л.с., 280 Н•м). Ещё предлагался двухлитровый турбодизель в двух версиях форсировки (109 л.с. и 250 Н•м, а также 140 л.с. и 300 Н•м). Бензиновые атмосферные моторы комплектовались по умолчанию пятиступенчатой «механикой», а наддувный и дизели — шестиступенчатой. За доплату ставился бесступенчатый вариатор.
В 2008 году модель слегка обновили. Компактвэну немного изменили форму капота и переднего бампера, также подкорректировали задние фонари и боковые зеркала. Внутри поменялись материалы отделки. После рестайлинга Mercedes B-класса получил новый вариант двигателя — двухлитровый, работающий как на бензине, так и на метане. Кроме того, некоторые модификации моторов оснастили бережливой функцией start/stop.
С 2009 года Daimler AG начал выпускать на основе B-класса машины, работающие на водороде. Их оснащают электромотором мощностью 136 сил (290 Н•м) и литиево-ионной батареей. Последнюю подзаряжают силовая установка, работающая на топливных элементах, а также система рекуперации энергии торможения. На таких моделях с запасом хода 385 км компания совершила, в том числе при участии нашего издания, кругосветное путешествие, приуроченное к 125-летию регистрации патента Карла Бенца на его первый автомобиль. К интересным разработкам на базе B-класса относится и уникальный автомобиль — Mercedes B 55. Плод работы двенадцати инженеров завода в Раштатте оснащён атмосферной «восьмёркой» 5.5 с 388 силами и 530 Н•м, агрегатированной с семиступенчатым «автоматом». Заднеприводный компактвэн, получивший заднюю подвеску от универсала Mercedes E 430 (серия W210), достигает сотни за 5,2 с.
Второе поколение было представлено в 2011 году. Автомобиль, перебравшийся на новую модульную платформу MFA, лишился своего фирменного сэндвич-пола, зато прибавил в размерах. База, правда, чуть сократилась. Появились новые подвески (спереди со стойками McPherson, сзади — многорычажка). Модель использовала бензиновые моторы 1.6 и 2.0 с мощностями 122-211 л.с. и дизели 1.5, 1.8 и 2.1 (от 90 до 170). Была выпущена метановая вариация. Важной новацией стало появление серийной чисто электрической версии — B-Class Electric Drive с запасом хода 200 км (по европейскому циклу). В 2014-м B-класс пережил рестайлинг, затронувший облик, оснащение (например, появились светодиодные фары) и список версий (расширилось число полноприводных вариантов).