Смена поколений у полноразмерников Mercedes-Benz GLE и BMW X5 произошла с перерывом в три месяца. Но на российский рынок они вышли с разрывом уже в полгода. Поставки Мерседесов V167 начались только летом, а первые живые «иксы» G05 появились у дилеров в начале зимы 2018-го. Если BMW уже давно подсобирается на калининградском Автоторе, Mercedes только ждёт прописку на свежепостроенном заводе в подмосковном Есипово. На их фоне Volvo XC90 — старожил: продаётся в России уже четыре года. Весной выходец из Гётеборга немного обновился.
Для сравнения выбраны дизельные модификации как наиболее востребованные. Они близки по характеристикам, хотя цены заметно отличаются. Volvo хоть и демократичнее «немцев» в стандартном исполнении, достался нам в нарядной версии R-Design (плюс 526 тысяч рублей к «базе»). Примерно на полмиллиона тянут ещё и опции. Таким образом, наш XC90 D5 за 5,5 млн рублей дороже остальных участников и лучше оснащён.
Начальная цена BMW формальна, поскольку пакет Business Plus с широким набором дополнительного оборудования стоит всего 20 тысяч рублей. В результате комплектация нашего X5 xDrive30d за 4,8 млн сопоставима с исполнением Sport у тестового Мерседеса GLE 300 d 4Matic за 5,1 млн. Отрадно, что в подвесках всех автомобилей использованы стальные пружины. Только у XC90 сзади применена поперечная композитная рессора. Главное — никаких пневмобаллонов в тесте.
Однако привести соперников к общему знаменателю мешает мотор BMW — только на X5 «в базе» устанавливается шестицилиндровый двигатель 3.0 (249 л.с.). Остальные довольствуются двухлитровыми «четвёрками»: в распоряжении Мерседеса 245 л.с., у Volvo — 235. Вроде бы мощность сопоставима, но «шестёрка» значительно моментнее: 620 Н•м против 500 Н•м у GLE и 480 Н•м у XC90.
В отличие от товарных GLE в комплектации Sport наш Mercedes лишён системы бесключевого доступа — такова странная особенность первой партии. При этом тестовый кроссовер на 140 тысяч дороже, чем Sport в конфигураторе, он отличается меньшим количеством блестяшек в салоне и отсутствием искусственной кожи на передней панели и обшивке дверей. В ненастье посадку осложняют грязные пороги, не прикрытые дверями. Этим же недостатком грешат и конкуренты.
Если бы не сомнительная компоновка приборов на цифровой панели, интерьер «икс-пятого» можно было бы назвать наиболее традиционным. Центральная консоль слегка развёрнута к водителю, сохранён тот набор кнопок, что позволяет минимизировать запросы к мультимедийке. Последняя проста в управлении, а возможностями почти не уступает навороченному мерседесовскому комплексу MBUX.
Правильная посадка за рулём BMW и Мерседеса находится быстро, благо диапазоны регулировок широки. В GLE не с первого раза удаётся подобрать оптимальное положение для валика поясничного подпора. Так, в X5 он вообще не двигается, что в моём случае не влияет на удобство. Однако водители иной конституции могут отметить провал в пояснице. Покопавшись в меню Мерседеса, нахожу пункт автоматической установки кресел: указываешь собственный рост и — как бы вуаля. Поза, которую предлагает машина, меня не устраивает.
Сзади вдоволь места что в ногах, что над головой, но подушка установлена низко и завалена назад, а нерегулируемая спинка стоит слишком вертикально. В продольной плоскости диван тоже не перемещается — только у комплектаций побогаче, причём регулировки будут сразу с электроприводом. В BMW геометрия посадки сзади лучше, чем в GLE, хотя простора меньше, чем в других кроссоверах. И пассажир по центру крайне нежелателен.
Больше всего воздуха в Volvo. И попасть на второй ряд проще, поскольку арки задних колёс не так вторгаются в дверной проем, как у «немцев». Но плоский диван жестковат. Зато втроём свободнее. А если чуть сдвинуть диван вперёд, то и в багажнике можно разместить пассажиров: зря здесь третий ряд, что ли?
Восприятие жёстких спортивных кресел Volvo зависит от комплекции передних седоков. Худощавому Петровскому, к примеру, нравится, как узкое сиденье распределяет нагрузку. Для меня же излишнее давление валиков боковой поддержки — повод отказаться от комплектации R-Dynamic. Меж тем и регулировок хватает, и фрикционные свойства комбинированной отделки хороши. Разве что в жару недостаёт вентиляции, которая не сочетается со спортивными сиденьями.
Нефиксируемый пластиковый селектор «автомата» BMW на ощупь дёшев, а кнопка парковочного режима расположена неудобно. Но к самой коробке претензий нет: восьмиступенчатый ZF отлично ладит с дизельной «шестёркой», переключаясь быстро, плавно и прогнозируемо. Редакционный Racelogic говорит, что наиболее тяжёлый X5 набирает 100 км/ч ровно за семь секунд, на 1,2 с быстрее Мерседеса и почти на две секунды раньше Volvo (8,9 с). Управлять тягой также удобнее в BMW.
Как видно по замерам, живенько едет и GLE, но двухлитровый мотор тянет скромнее, поэтому не возникает ощущения безудержного разгона, свойственного «иксу». Тем не менее связь по акселератору формируется отличная, а девятиступенчатый «автомат» ловко перебирает передачи, обеспечивая линейное ускорение. Взбодрить Mercedes можно спортивным режимом, рецепт которого в точности такой же, как у BMW: обостряется реакция на педаль, а коробка использует пониженные передачи и дольше удерживает текущую под сброс газа.
С Volvo сложнее. По всему чувствуется, что восьмиступенчатый «автомат» настроен на комфорт. Смена передач происходит мягко, даже вкрадчиво, но зачастую невпопад. Разгон неплох, но начинается он с неизменной заминки, которая разрывает связь с автомобилем и осложняет управление тягой. При переходе из комфортного режима в динамический ступени меняются реже, каждая используется дольше, и от этого кажется, что машина едет энергичнее. Однако переключения быстрее не становятся, и пресловутая задержка в первой фазе отклика на газ тоже, увы, никуда не исчезает.
Не блещет Volvo и в других ездовых дисциплинах. У XC90 хуже плавность хода, в том числе из-за 20-дюймовых колёс с наименьшим 45-процентным профилем. Шведский кроссовер по-спортивному подробно транслирует изъяны покрытия в салон, не гнушаясь дорожной мелочью. Крупные дефекты отзываются неприятными острыми тычками. На загородном шоссе Volvo возбуждается от короткой волны, но зато демонстрирует полное безразличие к длинной. Серия неровностей сопровождается стуками при работе подвески.
Акустический комфорт вообще оставляет желать лучшего. Характерный звук дизеля отчётливо прослушивается на холостом ходу и усиливается при разгоне. С ростом скорости активно подключаются шины ContiSportContact 5. При съезде с асфальта колёсные арки пасуют перед атакой песка и гравия. Слышно, как высокая трава чешет кроссоверу тепловые экраны, прикрывающие брюшко. При этом благодаря двойным стёклам салон XC90 хорошо развязан от наружных шумов, а аэродинамические возмущения примерно соответствуют уровню конкурентов.
У Мерседеса стёкла одинарные, но достаточно толстые, чтобы тоже обеспечить достойную изоляцию от внешней среды. Стрёкот дизеля и здесь слышен в разных режимах работы, но тембр его звучания ниже и напрягает он меньше. Пескоструй по днищу и аркам не столь заметен, как у «шведа», а подвеска хранит молчание. Шум от качения шин той же модели выражен меньше, но GLE гулко бухает тапками на стыках. Бухать бухает, но не трясёт: именно Mercedes демонстрирует лучшую в трио плавность хода.
Общим высоким уровнем ездового комфорта BMW напоминает Mercedes, а на идеальном покрытии будто даже вальяжнее. Но на неровностях различного калибра X5 более вибронагружен. Острее проходит стыки и трещины, чутче воспринимает микронеровности и отмечает короткую волну — хотя и без фанатизма. Сильнее, чем GLE, реагирует на поперечный профиль покрытия, покачиваясь из стороны в сторону. Длинную волну отрабатывает чётко, без повторных колебаний.
За счёт сдержанного и приятного звучания рядной «шестёрки» X5 ощущается более тихим автомобилем, нежели конкуренты. И управляется интереснее. В городе руль кажется длинноватым, хотя реакции вполне быстры, но на трассе умеренная отзывчивость — что надо. На дуге чувствуется небольшой доворот по крену, исчезающий по мере увеличения скорости. Усилие на баранке немного замутнено в околонулевой зоне, но не портит впечатления живой и подвижной машины, которой каждый поворот в радость.
Говоря проще, X5 предельно понятен, в управлении не требует адаптации и ведёт себя по-легковому. Разве что в «иксе» чуть дольше привыкаешь к педали тормоза: момент перехода свободного хода в рабочий с непривычки неочевиден. Замеры тормозного пути со 100 км/ч дали близкие результаты для Volvo (36,6 м) и BMW (36,7 м). Mercedes уехал на метр дальше.
Mercedes и Volvo едут с меньшим азартом. Руль GLE чрезвычайно комфортен своей лёгкостью. Привод, пожалуй, прозрачнее, чем у BMW: ноль чётче, а реактивное усилие более натурально. На дугу кроссовер встаёт охотно, да и вообще делает всё правильно, но сам процесс прохождения поворотов не так затягивает, как в случае с X5. Кренится GLE сильнее всех. Volvo, напротив, самый устойчивый. Однако настройки шасси XC90 кажутся менее рафинированными. В штатных режимах всё хорошо, однако активное руление приводит к нарастанию усилия, которое в определённый момент перестаёт быть логичным и становится просто фоновым.
На бездорожье GLE и X5 чувствуют себя в равной степени хорошо, хотя едут по-разному. Электроника, имитирующая блокировки дифференциалов, у обеих машин настроена изумительно: поочерёдно вывешивая колёса, «немцы» упорно движутся вперёд. Однако в отдельных местах облюбованного нами карьера антипробуксовочная система BMW усердствует сверх меры, невпопад обрубая тягу. Тогда приходится отправляться на второй заход. Отключение трекшн-контроля решает проблему: свободный от излишней опеки, X5 едет эффективно, напористо и даже нагло.
Volvo не пасует на пересечёнке, хотя движется не столь уверенно, отставая от «немцев». Электроника, пока может, придерживает колёса, не имеющие должного сцепления с грунтом, но в конечном счёте всё заканчивается пробуксовкой. Некоторые препятствия можно брать ходом, но есть риск повредить низкие бамперы. Главная польза от внедорожного режима, который активируется при помощи барабанчика на центральном тоннеле, — более точное исполнение команд, отданных акселератором. Улучшение взаимосвязи тут приветствуется...
Ответ на вопрос, что выбрать, во многом зависит от того, комплексуете ли вы на счёт четырёх цилиндров в крупном кроссовере. Mercedes GLE 300 d с двухлитровым мотором в целом неплох, но, как и Volvo, оставляет привкус компромисса. Кроссовер за пять миллионов всё-таки должен ехать как BMW. Если рассматривать именно стартовые варианты, то околобазовый X5 с калининградским пакетом Business Plus самодостаточен и представляется лучшей покупкой. Такие в основном и берут: из 2449 проданных за половину 2019 года кроссоверов 1681 — это дизельные xDrive30d.
В свою очередь GLE с шестью цилиндрами потребует бумажника потолще, зато в более высоком ценовом диапазоне мы смело можем рекомендовать Mercedes. Уверен, что падение продаж GLE в первом полугодии до 534 штук связано исключительно со сменой поколений, и это затишье перед сражением. Что касается XC90, то он оснащается исключительно малолитражными двигателями — в лучшем случае с комбинированным наддувом и гибридным обременением. Причём, к сожалению, у меня нет ощущения, что дорогой Volvo поедет дорого. С результатом двух кварталов в 975 машин Volvo рискует к концу года показать отрицательную динамику.
Паспортные данные
Модель | BMW X5 xDrive30d | Mercedes-Benz GLE 300 d 4Matic | Volvo XC90 D5 AWD |
---|---|---|---|
Кузов | |||
Тип кузова | универсал | универсал | универсал |
Число дверей/мест | 5/5 | 5/5 | 5/7 |
Длина, мм | 4922 | 4924 | 4950 |
Ширина, мм | 2004 | 1947 | 2008 |
Высота, мм | 1745 | 1772 | 1776 |
Колёсная база, мм | 2975 | 2995 | 2984 |
Колея передняя/задняя, мм | 1666/1685 | 1685/1705 | 1665/1667 |
Снаряжённая масса, кг | 2185 | 2165 | 2021 |
Полная масса, кг | 2860 | 3110 | 2750 |
Объём багажника, л | 650–1860 | 630–2055 | 314–1868 |
Двигатель | |||
Тип | турбодизель | турбодизель | турбодизель |
Расположение | спереди, продольно | спереди, продольно | спереди, поперечно |
Число и расположение цилиндров | 6, в ряд | 4, в ряд | 4, в ряд |
Число клапанов | 24 | 16 | 16 |
Рабочий объём, см³ | 2993 | 1950 | 1969 |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 249/4000 | 245/4200 | 235/4000 |
Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин | 620/2000–2500 | 500/1600–2400 | 480/1750–2250 |
Трансмиссия | |||
Коробка передач | автоматическая, восьмиступенчатая | автоматическая, девятиступенчатая | автоматическая, восьмиступенчатая |
Привод | постоянный полный | постоянный полный | постоянный полный |
Ходовая часть | |||
Передняя подвеска | независимая, пружинная, двухрычажная | независимая, пружинная, двухрычажная | независимая, пружинная, двухрычажная |
Задняя подвеска | независимая, пружинная, многорычажная | независимая, пружинная, многорычажная | независимая, рессорная, многорычажная |
Передние тормоза | дисковые вентилируемые | дисковые вентилируемые | дисковые вентилируемые |
Задние тормоза | дисковые вентилируемые | дисковые | дисковые вентилируемые |
Шины | 265/50 R19 | 275/50 R20 | 275/45 R20 |
Эксплуатационные характеристики | |||
Максимальная скорость, км/ч | 230 | 225 | 220 |
Время разгона с 0 до 100 км/ч, с | 6,5 | 7,2 | 7,8 |
Расход топлива, л/100 км | |||
— городской цикл | 7,6 | 7,0-7,3 | 6,4 |
— загородный цикл | 7,0 | 5,4-5,9 | 5,5 |
— смешанный цикл | 7,2 | 6,1-6,4 | 5,8 |
Норма токсичности | Евро-5 | Евро-6 | Евро-5 |
Ёмкость топливного бака, л | 80 | 65 | 71 |
Топливо | дизтопливо | дизтопливо | дизтопливо |
Комплектация
Базовое оборудование | BMW X5 xDrive30d | Mercedes-Benz GLE 300 d 4Matic | Volvo XC90 D5 AWD |
---|---|---|---|
Фронтальные подушки безопасности | + | + | + |
Боковые подушки безопасности | + | + | + |
Задние подушки безопасности | – | – | – |
Надувные «занавески» | + | + | + |
Крепление детского кресла Isofix | + | + | + |
Коленная подушка безопасности водителя | – | – | + |
Система динамической стабилизации | + | + | + |
Система автоматического торможения | – | + | + |
Система помощи при старте на подъёме | + | + | + |
Система помощи при спуске с горы | + | + | + |
Автоматическая коробка передач | + | + | + |
Система start/stop | + | + | + |
Светодиодные фары | + | + | + |
Адаптивные фары | – | – | – |
Противотуманные фары | + | – | – |
Проекционное наружное освещение зоны посадки | + | + | – |
Многоцветная подсветка интерьера | + | + | – |
Контроль давления в шинах | + | + | + |
Датчик дождя | – | + | – |
Датчик света | + | + | – |
Датчики парковки передние | – | – | + |
Датчики парковки передние и задние | – | + | – |
Система автоматической парковки | – | + | – |
Круиз-контроль | – | + | – |
Активный круиз-контроль | – | – | + |
Двухзонный климат-контроль | + | + | + |
Автономный подогреватель | – | – | + |
Система бесключевого доступа | – | – | – |
Мультифункциональное рулевое колесо | + | + | + |
Подогрев рулевого колеса | + | + | – |
Рулевая колонка с регулировкой по углу наклона и вылету | + | + | + |
Наружные зеркала заднего вида с подогревом и электроприводом складывания | + | + | + |
Электрохромное внутрисалонное зеркало | + | + | + |
Электрохромные наружные зеркала заднего вида с подогревом и электроприводом складывания | + | + | – |
Электрорегулировка сиденья водителя | + | + | + |
Электрорегулировка передних сидений | + | + | – |
Память положений кресла водителя | + | + | + |
Память положений передних сидений и зеркал | – | + | – |
Регулировка сидений заднего ряда | – | – | + |
Подогрев передних сидений | + | + | + |
Подогрев подлокотников | + | – | – |
Солнцезащитные «шторки» на задних боковых стеклах | – | – | – |
Электронный щиток приборов 8 дюймов | – | – | + |
Электронный щиток приборов 12,3 дюйма | + | + | – |
Мультимедийная система с тачскрином 9 дюймов | – | – | + |
Мультимедийная система с тачскрином 12,3 дюйма | + | + | + |
Мультимедийный контроллер | + | + | – |
Поддержка Apple CarPlay и Android Auto | + | + | – |
Навигационная система | + | + | – |
Интегрированная Bluetooth-система hands free | + | + | + |
USB-разъём | + | + | + |
Камера заднего вида | – | + | – |
Электропривод двери багажника | + | + | – |
Противоугонная сигнализация | – | + | + |
Отделка салона кожей | + | – | + |
Отделка салона деревом | – | + | – |
Легкосплавные колёсные диски 18 дюймов | – | – | + |
Легкосплавные колёсные диски 19 дюймов | + | + | – |
Шины RunFlat | + | – | – |
Цвет «металлик» | + | + | – |
Дополнительное оснащение BMW | |||
пакет Business Plus | 20 000 | ||
Система автоматической парковки | |||
Датчики парковки передние и задние | |||
Камера заднего вида | |||
USB-разъёмы и подготовка под многофункциональные кронштейны в спинках кресел | |||
Система бесключевого доступа | |||
Электропривод двери багажника | |||
Дополнительное оснащение Mercedes-Benz | |||
Комплектация Sport | 390 000 | ||
Кожаная отделка сидений | |||
Отделка передней панели искусственной кожей | |||
Отделка дверных панелей искусственной кожей | |||
Наружные декоративные элементы AMG | |||
Система бесключевого доступа | |||
Легкосплавные колёсные диски 20 дюймов | |||
Дополнительное оснащение Volvo | |||
Комплектация R-Design | 526 000 | ||
Легкосплавные колёсные диски 20 дюймов | |||
Противотуманные фары | |||
Наружный декор R-Design | |||
Декор интерьера R-Design | |||
Комбинированная отделка салона из кожи и нубука | |||
Руль R-Design с отделкой из перфорированной кожи и лепестками переключения передач | |||
Улучшенное освещение салона | |||
Чёрный цвет потолка и стоек | |||
Спортивные накладки на педали | |||
Пакет Активная Безопасность | 103 600 | ||
Система кругового обзора | |||
Электрохромные наружные зеркала | |||
Система мониторинга слепых зон | |||
Система автоматической парковки | |||
Пакет Бизнес+ | 148 000 | ||
Навигационная система | |||
CD-проигрыватель | |||
Акустика Harman Kardon | |||
Поддержка Apple CarPlay и Android Auto | |||
Пакет Обзор | 40 900 | ||
Омыватели фар высокого давления | |||
Адаптивные светодиодные фары | |||
Пакет Зимний Плюс | 38 900 | ||
Подогрев форсунок омывателя лобового стекла | |||
Подогрев задних сидений | |||
Подогрев руля | |||
Подогрев лобового стекла | |||
Пакет Практичность | 26 200 | ||
Защитная сеть и держатель сумок в багажнике | |||
Задние подголовники с электроприводом складывания | |||
Розетка 12 В в багажнике | |||
Электрорегулировка кресла пассажира | 34 900 | ||
Память кресла пассажира | 8300 | ||
Блокировка замков задних дверей с электроприводом | 7600 | ||
Ламинированные боковые стёкла | 36 100 | ||
Отключение пассажирской подушки безопасности | 6500 | ||
Семиместный салон | 90 000 | ||
Цена базовой комплектации, рубли | 4 750 000 | 4 730 000 | 4 379 000 |
Цена протестированного автомобиля, рубли | 4 770 000 | 5 120 000 | 5 446 000 |
Техника Mercedes-Benz Никита Гудков, Кирилл Бревдо
Техника BMW Никита Гудков
Техника Volvo Павел Карин
За кадром
Благодарим Северо-Западную концессионную компанию, управляющую платной дорогой М11 Москва — Солнечногорск, за помощь в организации съёмок.