История — череда случайностей. Когда в конце пятидесятых владелец компании Cooper Car Company Джон Купер уговаривал создателя Mini Алека Иссигониса наладить выпуск «заряженных» модификаций малолитражки, ни тот ни другой ещё не подозревали ни о грядущих победах в ралли, ни о культовом статусе неказистого на вид автомобильчика, который тот получит спустя несколько лет. И уж тем более талантливые конструкторы не могли предположить, что спустя пятьдесят один год после появления первого Мини Купера под этим именем появится Mini John Cooper Works Countryman — пятидверный и полноприводный антипод их первоначальной идеи. Но выходит, именно благодаря настойчивости Купера и мягкости Иссигониса я и прилетел во Франкфурт, чтобы стереть дорогостоящие шины «заряженного» кроссовера о немецкий асфальт!
К слову сказать, тогда упрямому Джону Куперу открыли транш всего в тысячу автомобилей. А сейчас модификации с пометкой Cooper — это около половины всех проданных современных Mini. Россия отстающая, но, как всегда, перспективная. Если в 2010 году у нас смогли реализовать 1001 британо-немецкую малолитражку всех возможных версий, то в одиннадцатом ровно вдвое больше — 2002 экземпляра. Сулит прибавку и нынешний год. Результаты первых шести месяцев (1223 автомобиля) обещают новый рекорд. Локомотив роста — Mini Countryman, на который приходится около половины продаж. И это вселяет надежду в российских импортёров Mini, что и John Cooper Works Countryman будет пользоваться устойчивым спросом. Тем более что никаких квот не предусмотрено. Ведь по сути это лишь более мощная модификация обычного Кантримена.
Заниженная на 10 мм подвеска с более жёсткими амортизаторами и пружинами, впускные клапаны увеличенного диаметра в головке блока, а также переработанная выхлопная система и более производительный турбокомпрессор. В результате отдача 1600-кубового мотора относительно Кантримена Cooper S возросла со 184 до 218 л.с., что обеспечивает 1400-килограммовому кроссоверу семь секунд в разгоне до первой сотни. Скажем прямо, для автомобиля, выглядящего как индеец перед боем с бледнолицыми, показатели средние.
Но какова подача! Прижатое к земле стальное тело, широченные шины, боевой окрас. Самый мощный Countryman искусно пускает пыль в глаза, выдавая себя за звезду кольцевых автогонок. Сгущает краски и интерьер. Кроме тёмной алькантары на потолке и стойках крыши, здесь руль с логотипом JCW и красной прострочкой, накладки на педалях из нержавеющей стали и более строгие передние кресла, которые человеку средней комплекции не дадут особого повода для критики.
Дальше — больше. Педаль сцепления воюет с левой ногой повышенным усилием. Механизм переключения передач, словно капкан, защёлкивается безапелляционно и немного грубовато, а подвеска ещё до выезда с парковки пересчитывает все трещинки бетонного покрытия, настраивая водителя на боевой лад. Ворочая тугим рулём, я до последнего не верил, что по программе мероприятия не запланирован визит на какую-нибудь гоночную трассу. Потому как первое ощущение от Кантримена с приставкой JCW — пятидверный карт!
Однако затем борзота Кантримена сходит на нет, и чтобы динамика не отставала от внешности, турбомотор приходится выкручивать на каждой передаче, благо он не скисает и на максимальных оборотах. Но стоит ослабить нажим, пораньше включив повышенную ступень шестиступенчатой механической трансмиссии, и 218-сильный кроссовер как будто кто-то придерживает за задний бампер. Здорово, конечно, что автомобиль не бьётся в конвульсиях, когда ты оптимистично начинаешь ускоряться на четвёртой передаче с холостых оборотов. Но подсознание ждёт от подобной машины большего. Турбопинка, от которого перехватит дыхание! Бури!
Здесь же умеренное волнение на пять баллов из двенадцати возможных по шкале Бофорта. Длинноходная педаль акселератора притупляет динамику, а шесть растянутых передач трансмиссии кажутся перебором. По еле ползущей стрелке тахометра легко составить кардиограмму мотора. Турбина просыпается напротив второй отметки. К третьей выходит на оптимальные обороты, ускоряя автомобиль с едва заметным подхватом, и далее прогрессивно толкает его вперёд почти до предельных оборотов. Скучно, а главное — не совсем понятно, где же в этом Кантримене John Cooper Works?
Может, он в клавише Sport, что притаилась в батарее переключателей на центральной консоли? Дополнительная инъекция обостряет работу акселератора и рулевого управления, но не сказать, чтобы Countryman при этом заметно преображался. Педаль газа по-прежнему требует уверенных команд, а руль… Так он и в нормальном режиме был предельно точен и информативен. Дополнительные настройки лишь загрязняют обратную связь ненатуральным самоцентрирующим усилием. Кстати, я долго не мог притереться к автомобилю как раз из-за того, что руками приходится работать очень скупо, а ногами, напротив, размашисто.
Нет, искать Джона Купера в электронном софте бесполезно. Его там нет! Память о великом конструкторе рассеяна по опорно-двигательным механизмам Кантримена и трансформируется в единое целое лишь там, где мощность мотора не имеет решающего значения — на извилистых дорогах. Вот где настоящий кайф! Отклики на действия руля молниеносные, кузов почти не кренится, а характер управляемости всегда нейтральный. При переборе скорости полноприводный кроссовер распрямляет траекторию сносом четырёх колёс. И если не перегибать палку... И тут я промахиваюсь мимо поворота!
На извилистых участках загородных шоссе предусмотрительные немцы отмечают почти каждый поворот как опасный. Даже те, что можно проехать без торможения. Это дезинформирует, притупляет внимание. В общем, эта U-образная шпилька стала для меня полной неожиданностью. Руль прямо, тормоз! Усиленные тормоза «заряженного» Кантримена мне понравились ещё на автобане. Дозировать замедление короткоходной педалью, оперируя давлением на неё, очень удобно. А если, как сейчас, — в пол, то Countryman, впечатав в разогретый асфальт передние покрышки и вывесив на ремнях безопасности водителя и пассажиров, замирает в паре метров от кювета. Здравствуй, Джон Купер!
А ведь не ему и даже не Иссигонису, изобретателю маленького, неказистого на вид автомобильчика, мы обязаны появлением на свет первоисточника и, как следствие, его полного антипода — Mini John Cooper Works Countryman. Ведь история — это череда случайностей. И когда египетский президент Гамаль Абдель Насер национализировал Суэцкий канал, что привело к топливному кризису в Британии, глава British Motor Corporation — Леонард Лорд — инициировал разработку бюджетного автомобиля для небогатых англичан. Впрочем, последнее уже из разряда закономерностей.
Паспортные данные
Mini Countryman | John Cooper Works | |
---|---|---|
Кузов | ||
Тип кузова | универсал | |
Число дверей/мест | 5/4–5 | |
Длина, мм | 4133 | |
Ширина, мм | 1789 | |
Высота, мм | 1549 | |
Колёсная база, мм | 2596 | |
Колея передняя/задняя, мм | 1527/1554 | |
Снаряжённая масса, кг | 1405 (1430)* | |
Полная масса, кг | 1915 (1940) | |
Объём багажника, л | 350–1170 | |
Двигатель | ||
Тип | бензиновый с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом | |
Расположение | спереди, поперечно | |
Число и расположение цилиндров | 4, в ряд | |
Число клапанов | 16 | |
Рабочий объём, см³ | 1598 | |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 218/6000 | |
Макс. крутящий момент [режим overboost], Н•м/об/мин | 280/1900–5000 [300/2100–4500] | |
Трансмиссия | ||
Коробка передач | механическая шестиступенчатая (автоматическая шестиступенчатая) | |
Привод | полный | |
Ходовая часть | ||
Передняя подвеска | независимая, пружинная, McPherson | |
Задняя подвеска | независимая, пружинная, многорычажная | |
Передние тормоза | дисковые вентилируемые | |
Задние тормоза | дисковые вентилируемые | |
Шины | 255/45 R18 | |
Дорожный просвет, мм | 137 | |
Эксплуатационные характеристики | ||
Максимальная скорость, км/ч | 225 (223) | |
Время разгона с 0 до 100 км/ч, с | 7,0 (7,0) | |
Расход топлива, л/100 км | ||
— городской цикл | 9,4 (10,7) | |
— загородный цикл | 6,2 (6,3) | |
— смешанный цикл | 7,4 (7,9) | |
Норма токсичности | Евро-5 | |
Ёмкость топливного бака, л | 47 | |
Топливо | АИ-95–98 | |
* В скобках показатели версии с автоматической коробкой передач. |