«Так можно тормозить намного позже, — поясняет мне Вальтер Рёрль, придерживая руль обновлённого купе 911 GT3 одними лишь пальцами, когда я замечаю, как узко он атакует шпильки испанского трека Circuito Mike G. — А ещё никто из соперников не сунет нос внутрь. Вдобавок этот мотор позволяет разгоняться — не надо, как на слабой машине, прокатывать виражи широко, чтобы сохранить скорость». Справа от Вальтера я не впервой, но снова — в восхищении. А когда воплотил подсказки в заезде за другим инструктором, то пару раз сбрасывал газ, чтобы не обогнать его 911 Turbo S. Потому что обновлённый GT3 — может.
Снаружи — лишь укрупнённые передние воздухозаборники, смещённые внутрь фар ходовые огни да чуть иные задние фонари. Обновление по-поршевски — это, как обычно, едва заметные штрихи во внешности и основательно переработанное «железо». Ключевых направлений доработки GT3 было два — аэродинамика и двигатель. Дефлекторы, воздуховоды и диффузор под днищем, на 20 мм приподнятое заднее антикрыло и пара горбиков-воздухозаборников для динамического наддува на крышке капота — при прежнем коэффициенте аэродинамического сопротивления Cd=0,33 прижимная сила на 300 км/ч выросла на 20%, до 155 кг.
В Porsche обозначают миссию GT3 как «удовольствие в любой ситуации», эту машину делала команда Porsche Motorsport — та же, что создаёт версии Cup и прочие вариации для гонок. Они не перестали бороться с маркетологами, когда те четыре года назад продавили на GT3 исключительно «преселектив» PDK — тем более что немцы с американцами, ранее ездившие на GT3 поколения 997, требовали вернуть «механику». Теперь выбор — семь ступеней PDK или шестиступенчатая «механика», на которую ожидается треть спроса. «Надеемся, что цифры, которые убедят продавцов в нашей правоте, мы получим уже к концу года», — говорят инженеры.
Поворачиваю левой рукой ключ, мотор гавкает в спину и неровно урчит на холостых — стрелка тахометра традиционно подрагивает у риски «1». Начинаю с PDK: просто Drive — и вперёд. Я читал, что дореформенный GT3 в спокойных городских условиях — сами нервы: подвеска тряская, отклики на газ неожиданно резкие, а «робот» иной раз провоцирует рывки. Но всё это даже за уши нельзя притянуть к обновлённой машине! Трясёт GT3 разве что на грубой декоративной брусчатке, на обычных дорогах — ни-ни, реакции на газ позволяют быть с автомобилем на «ты» с первого же нажатия, хотя… Для меня он даже слишком быстрый — напрягаюсь, чтобы остаться в реальности.
Ошибиться за рулём GT3 на серпантине можно только на торможении — и автомобиль будет не виноват. Просто там, где тебе кажется 60 км/ч, на самом деле уже 130, а об отмене законов физики тёмные силы твердят в каждом повороте — купе заезжает в виражи так легко и просто, что поверить в свою неуязвимость пара пустяков. На треке GT3 тоже образец послушания. Заскользил на дуге, добавил газ — и отловил машину. Словил внутренними колёсами провал поребрика — и ни на миллиметр не сдвинулся с траектории. Пейс-кар 911 Turbo S при этом на дуге елозит — то заднюю ось у него снесёт, то передок. А ты сдерживаешь тягу — чтоб не расстраивать инструктора.
Робот PDK — это секундомер и время. Левая нога жмёт тормоз, правая впечатывает газ в пол, 6600 об/мин, Launch Control aktiviert… Первая передача раскручивается до 8800 об/мин и 80 км/ч, вторая улетает к 120, 9000 об/мин — третья. Мотор на таких верхах не воет или рычит — орёт! Сжирает передачу и принимается заново. От зашкаливающих акустических эмоций я ору вместе с ним, но перекричать не в силах. Несмотря на те же 500 сил и 460 Н•м, что у 911 R и GT3 RS, «атмосферник» 4.0 у GT3 свежее — поколения два, как говорят в Porsche. Его 485-сильная версия засветилась, например, на купе 911 GT3 Cup. Доработок масса, о них — в «Технике».
Машину с «механикой» в Porsche называют пуристической. Почему передач шесть, как у 911 R, а не семь, как у варианта Carrera S? Потому что «этого достаточно» — поясняет Андреас Прёнингер, руководитель GT-проектов центра Porsche Motorsport. И добавляет, что у семиступки хуже избирательность — рычагом труднее попасть в нужную передачу при заездах по треку. В GT3 я тоже пару раз мажу, но чисто от мандража — когда пытаюсь не отстать от пейс-кара и не засадить в него на торможении. Мандраж проходит — и под выжим тугого длинноходного сцепления приходит кайф. По цифрам «механика» медленнее PDK, но по ощущениям — нет.
В режиме Sport мотор, спаренный с ручной коробкой, выполняет автоматические перегазовки на каждом понижении передач — прям чувствуешь себя мастером. Систему стабилизации на треке нас попросили не выключать, но, несмотря на ряд ошибочных скольжений, она так себя и не проявила — электроника здесь ради скорости, а не против неё. В паре с PDK работает электронная блокировка дифференциала, а с «механикой» — механическая: до 30% под тягой и до 37 под сброс (у 911 R — 22/27%). Это немало, но за десяток кругов явной разницы между блокировками я не заметил.
Больше комфорта и больше скорости — таковы цели, поставленные и достигнутые конструкторами при обновлении GT3. В комфорте я убедился не только за рулём, но и на пассажирском месте — отлично поспал по пути на гоночную трассу и обратно. А выражение скорости — не в «десятках» разгона до сотни или чуть подросшей максималке, а в недавно поставленном времени Нюрбургринга: 7 минут 12,7 с — на 12,3 с быстрее, чем у прежнего GT3, и на 7,3 с, чем у GT3 RS. Секрет прост: анализ — действие. Люди Porsche говорят, что непрерывно изучали первый GT3 в кузове 991 уже после создания — и анализировали, где и как его можно ещё «полирнуть».
А ещё обновлённый GT3 — это задел на будущее. Для грядущего GT3 RS и ужесточающихся эконорм. Основной спрос этим модификациям обеспечивают Америка и Канада (40%), затем Европа (20–30%). Любопытно, что с переходом базовых «девятьсот одиннадцатых» на турбонаддув спрос на атмосферные спецверсии растёт — и, как уверяют в отделении Porsche Motorsport, ещё долго останется высоким. Для сравнения: первых 911 GT3 и GT3 RS в кузове 996 было выпущено 4863, а машин серии 991 — уже почти восемь тысяч.
Паспортные данные
Porsche 911 GT3 | |
---|---|
Кузов | |
Тип кузова | купе |
Число дверей/мест | 2/2 |
Длина, мм | 4562 |
Ширина, мм | 1852 |
Высота, мм | 1271 |
Колёсная база, мм | 2457 |
Колея передняя/задняя, мм | 1551/1555 |
Снаряжённая масса, кг | 1430 (1413)* |
Полная масса, кг | 1777 (1760) |
Объём багажника спереди/сзади, л | 125/260 |
Двигатель | |
Тип | бензиновый с непосредственным впрыском топлива |
Расположение | сзади, продольно |
Число и расположение цилиндров | 6, оппозитно |
Число клапанов | 24 |
Рабочий объём, см³ | 3996 |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 500/8250 |
Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин | 460/6000 |
Трансмиссия | |
Коробка передач | роботизированная, семиступенчатая (механическая, шестиступенчатая) |
Привод | задний |
Ходовая часть | |
Передняя подвеска | независимая, пружинная, McPherson |
Задняя подвеска | независимая, пружинная, многорычажная |
Тормоза | перфорированные, с дисками диаметром 380 мм |
Шины спереди/сзади | 245/35 ZR20 / 305/30 ZR20 |
Эксплуатационные характеристики | |
Максимальная скорость, км/ч | 318 (320) |
Время разгона с 0 до 100 км/ч, с | 3,4 (3,9) |
Время разгона с 0 до 200 км/ч, с | 11,0 (11,4) |
Расход топлива, л/100 км | |
— городской цикл | 19,4 (19,7) |
— загородный цикл | 8,8 (8,8) |
— смешанный цикл | 12,7 (12,9) |
Норма токсичности | Евро-6 |
Ёмкость топливного бака, л | 64/90** |
Топливо | АИ-98 |
* Данные в скобках для машины с механической коробкой передач. | |
** За доплату. |
Техника
История
Двухместное купе Porsche 911 GT3 — это трековый вариант дорожной машины, промежуточное звено между исходными «девятьсот одиннадцатыми» и совсем трековым купе 911 GT3 RS. В Porsche подобные модели делали ещё в 1973 году, когда было выпущено омологационное купе 911 Carrera RS. Имя GT3 возникло в 1999-м — по названию гоночного класса, в который метил доработанный спорткар 911 серии 996. Минимум шумоизоляции, снятые ради снижения веса задние сиденья и динамики аудиосистемы. Атмосферный мотор 3.6 работы Ханса Мецгера базировался на агрегатах моделей 962 и 911 GT1 и развивал 360 сил. Механическая коробка, увеличенные тормоза, заниженная и перенастроенная подвеска — и пакет Clubsport в качестве опции, который включал болтовой полукаркас безопасности, кресла-ковши, облегчённый маховик и огнетушитель.
В кузове 997 версия 911 GT3 появилась в 2006 году. Оппозитная «шестёрка» 3.6 (415 сил), «механика», нулевая подъёмная сила и впервые для трек-версий Porsche — электронноуправляемые амортизаторы PASM. До 100 км/ч — за 4,1 с, максимум — 311 км/ч. Со времени Нордшляйфе Рёрль скинул разом 14 с. Обновление случилось в 2009-м: объём «атмосферника» вырос до 3,8 л, мощность — до 435 сил.
В нынешнем кузове 991 купе GT3 дебютировало в 2013 году в Женеве. Шесть цилиндров, непосредственный впрыск, 3,8 л рабочего объёма, 475 сил при 8250 об/мин, подруливающая задняя ось — и безальтернативный «робот» PDK. А ещё — скандальная замена моторов на 785 уже проданных машинах из-за бракованных болтов шатунов.